Внеклассное мероприятие по литературе для детей 3-5 классов. Сценарий
Литературный игровой проект «Сказочные фантики».
Автор: Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель, ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Предлагаю вашему вниманию внеурочный проект для учащихся 3-5 классов по созданию литературной игры на основе фантиков по русским народным и авторским сказкам. Так как фантиков на тему сказок и сказочных героев, к сожалению, не так много, мы использовали также фантики с героями других литературных произведений, главные герои которых тоже в основном выдуманные персонажи.
Вступление.
Одна из основных задач школы – формирование читателя, школьника способного к творческой деятельности, с развитыми читательскими и речевыми умениями. Но часто мы сталкиваемся с тем, что дети, умея читать, делать этого не хотят. Что делать в этом случае? Как увлечь ребенка книгой? Как познакомить с популярными детскими произведениями?
Существует много традиционных методов для привлечения детей к чтению. Мы решили использовать для этого нашу коллекцию фантиков, которую собираем уже третий год. В отдельный альбом мы приклеиваем фантики, названия и оформление которых связано с той или иной сказкой или литературным произведением. Почему бы не сделать литературную игру по этим произведениям? С некоторыми из них мы знакомы, а о чём же другие произведения? Чтобы создать такую игру надо прочитать все эти произведения или узнать, о чём они.
Цель проекта. Познакомившись с содержанием произведений, отображённых на фантиках нашей коллекции, создать литературную игру, повышая тем самым интерес к чтению.
Задачи проекта:
Оформить коллекцию фантиков по литературным произведениям,
Узнать историю появления фантиков,
Узнать авторов произведений, изображённых на фантиках,
Прочитать эти произведения или познакомиться с ними через пересказ или просмотр фильмов,
Составить вопросы для игры,
Воспитание аккуратности,
Расширение кругозора детей,
Сплочение детского коллектива.
Методы:
Поиск информации в библиотеке.
Чтение литературных произведений самостоятельно.
Чтение педагогом вслух.
Слушание произведений в аудиозаписи.
Просмотр художественных фильмов.
Пересказ прочитанных произведений.
Индивидуальные беседы по прочитанным произведениям для составления вопросов викторины.
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Оформление коллекции.
Знакомство с историей фантиков.
Составление списка произведений, определение их авторов.
Распределений произведений между участниками проекта.
Основной этап.
Чтение произведений.
Краткий пересказ прочитанных произведений.
Знакомство с произведениями через просмотр фильмов, мультфильмов и слушание в аудиозаписи.
Составление вопросов викторины.
Составление игры по прочитанным произведениям.
Заключительный этап.
Проведение игры – викторины «Путешествие по сказочному лесу» в форме игры «морской бой».
Срок реализации проекта: 1,5 месяца
Ожидаемый результат:
Высокий уровень знаний заявленных произведений при проведении литературной игры – викторины «Путешествие по сказочному лесу».
История фантиков.
История фантиков насчитывает всего около полутора сотен лет. Известно, что первой обёрткой для конфет стала парафиновая бумага, придуманная в 1872 году знаменитым американским изобретателем электрической лампочки и многих других технических диковинок того времени – Томасом Эдисоном. Производители конфет уже тогда поняли, что яркая, привлекательная упаковка способствует популярности и реализации их товара. К примеру, в знаменитом товариществе купцов абрикосовых, одном из старейших производителей «сладкой продукции» в России, впоследствии преобразованном в кондитерский концерн «Бабаевский», для изготовления оригинальной красочной упаковки действовал целый цех с тридцатью рабочими, при котором работала группа талантливых художников, поэтому каждая упаковочная бумажная этикетка или обёртка становилась настоящим произведением искусства. Покупатели зачастую долгие годы хранили красивые фантики. Сегодня для новых красочных этикеток существуют целые дизайн-бюро, в которых работают лучшие дизайнеры.
Список произведений в рамках проекта.
Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Колобок», «Петушок – золотой гребешок», «Баба-Яга», «Девочка Снегурочка», «Кот, петух и лиса».
Шарль Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах».
А. Толстой «Приключения Буратино»
Г.Х. Андерсен «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка»
Свифт «Путешествие Гулдливера»
Киплинг «Книга джунглей»
Лагин «Старик Хоттабыч»
Гофман «Щелкунчик»
Гайдар «Чук и Гек»
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Распределение произведений для составления вопросов викторины:
Апицина Катя – Андерсен «Снежная королева»
Валей Дина – Сказки Шарль Перро
Ванукан Ксюша – Свифт «Приключение Гулливера»
Канева Катя – А. Толстой «Приключение Буратино»
Костина Юля – Андерсен «Русалочка»
Чупрова Саша – Русские народные сказки
Слушание в аудиозаписи – «Баба-Яга», Гофман «Щелкунчик»
Просмотр мультфильмов – Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке», Андерсен «Дюймовочка», «Маугли» (Киплинг «Книга джунглей»)
Просмотр фильма – «Старик Хоттабыч» (Лагин).
Защита проекта.
По прочитанным произведениям каждым из детей были составлены вопросы викторины, по которым педагогом была составлена игра «Путешествие по сказочному лесу» в форме игры «морской бой». Предварительно с девочками придуманы препятствия и подобраны к ним картинки.
Описание игры.
В игре участвуют две команды.
Игра проводится в форме популярной игры «Морской бой».
На столе раскладывается игровое поле, у педагога находится макет поля с загаданными препятствиями: Змей Горыныч, избушка Бабы-Яги, болото, 2 оврага, 3 пня. Остальные поля имеют определённую стоимость. Каждое препятствие так же имеет свою стоимость: пень – 5 баллов, овраг – 10, болото – 15, избушка – 20, Змей Горыныч - 25. Команды по очереди делают свой ход – А-1, Д- 5 и т.п. Если команда попадает на поле, означающее препятствие, она делает второй ход. Баллы за препятствие команда получает только после того, как вся фигура отгадана и закрыта карточками с изображением препятствия. При попадании на пустое поле, команде задаётся вопрос, стоимость которого равна стоимости поля. Вопрос, на который команда не смогла ответить, остаётся в игре. Ходы при ответах на вопросы делаются по очереди, независимо от результата ответа.
В игре побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Вопросы к игре.
5
Какая нога у злой старухи из русских народных сказок? (Костяная)
Сколько зверей встретил на своём пути колобок? (4)
Из чего была сделана Снегурочка? (Из снега)
Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? (Дюймовочка)
Какой праздник отмечали Чук и Гек в тайге? ( Новый год)
10
Кто унёс Петушка в далёкие леса в то время, когда Кот ушёл за лыком? (Лиса)
Что отдала Русалочка за то, чтобы жить среди людей? (Голос)
Где жил старик со своей старухой в сказке Пушкина? (В ветхой землянке)
Из чего папа Карло сшил для Буратино колпачок? (Из носка)
Кем был Щелкунчик? (Инструментом для колки орехов)
15
Что встретила на пути девочка в сказке «Гуси-лебеди»? (Печку, яблоньку, речку).
В кого превратился Людоед по просьбе кота в первый раз? (Во льва).
Кто дал Буратино 5 золотых монет? (Карабас Барабас)
Кто автор сказок «Дюймовочка», «Снежная королева», «Русалочка»? (Г.Х Андерсен)
На чём летал Волька и Хоттабыч в повести Лагина? (На ковре-самолёте, на самолёте)
Чем ловил старик в море рыбу? (неводом)
20
Кто автор сказки «Красная шапочка»? (Шарль Перро)
Что надо было бросить девочке в сказке «Баба-Яга», чтобы вырос дремучий лес? (Гребешок)
Что мельник в сказке Шарля Перро оставил своим сыновьям в наследство? (Мельницу, осла и кота)
На чём написала своё послание лапландка финке в сказке «Снежная королева»? (На рыбе)
О какой стране надо было рассказать Вольке на экзамене по географии? (Об Индии)
25
Что в «Книге джунглей» Киплинга звери называли «красным цветком»? (Огонь)
Какое слово надо было выложить Каю, чтобы навечно остаться в царстве Снежной королевы? (Вечность)
Кто перегрыз верёвку, на которой висел Буратино перед домом Мальвины? (Муравьи)
Что сделал Хоттабыч, чтобы аннулировать результаты матча? (Все футболисты заболели корью)
30
Кем был Табаки в «Книге джунглей»? (Шакалом)
Как называли лилипуты Гулливера? (Человек Гора)
Кто по профессии был Гулливер? (Врачом)
Кем работал папа Чука и Гека? (Геологом)
Результат проекта.
Во время работы над проектом девочки вспомнили сказки своего детства, прочитали новые произведения или познакомились с их содержанием, благодаря пересказу своих товарищей, просмотру фильмов или через прослушивание в аудиозаписи. Вариант знакомства им был предложен на выбор. Прочитать они обязаны были только лишь то произведение, по которому готовили вопросы викторины. Поставленная перед детьми цель – проведение литературной игры по этим произведениям, вызвала у детей интерес к ним. Все включились в работу, старались о каждом из произведений иметь какое-то представление. При проведении игры дети показали хороший, а по некоторым и высокий уровень своих знаний этих произведений.
Цель, поставленная при планировании проекта, достигнута.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект в начальной школе
Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деят
Творческий мини-проект по развитию речи и ОБЖ в 4 классе
Исследовательская работа (проект) в начальной школе, 2 класс
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие для 4 класса. Творчество поэтов
Внеклассное мероприятие по литературе в начальной школе. Роман Харпер Ли
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Книги Ирины Токмаковой
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Произведения Яковлева