Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы в 7 классе

Урок литературы 7 класс
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Нужно ли сочувствие и сострадание людям»
«Урок развития речи по рассказам А.Платонова и Л.Андреева. «Нужно ли сочувствие и сострадание людям». Сочинение – рассуждение»
Цели:
1. Закрепить умения писать сочинение – рассуждение.
2. Развить умения рассуждать, давать собственную аргументированную оценку проблеме, делать выводы.
3. Воспитывать любовь к людям, животным, не быть равнодушным к чужой беде, стремление прийти на помощь.
Оборудование: портреты А.Платонова и Л.Андреева, выставка книг, магнитофон с песней «Собака бывает кусачей» в исполнении Никитиных.
Эпиграфы:
Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи,
Уст твоих благоуханьем
Чувства чёрствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатные ключи.(П.Вяземский)

Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.(Б. Пастернак)

Я счастлив счастием мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.(Иван Суриков)
«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действиям».(А.Платонов)
«Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и муку попранного человеческого достоинства». (Л.Андреев)
Перед вами слова поэтов и писателей подберите слова для эпиграфа к нашему уроку.

Повторение.                                                                                    
1. Краткий пересказ рассказов.
План пересказа по рассказу Л.Андреева «Кусака».
1.Жизнь собаки до встречи с дачниками.
2.Как Кусака получила своё имя.
3.В жизни есть счастье: это Лёля и другие дети, люди, которым можно служить.
4. Уезжают.
5.Снова одиночество.
План пересказа по рассказу А. Платонова «Юшка».
1.Кто такой Юшка?
2.Как к нему относились дети и взрослые?
3.Куда уходил Юшка каждое лето.
4.Смерть Юшки.
5. Гостья Ефима Дмитриевича.
6.Плоды Юшкиной любви.

II. Работа над темой урока.
- Сегодня на уроке мы должны написать сочинение- рассуждение на тему «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?».
1. Подготовительная работа.
- Из каких разделов состоит сочинение – рассуждение? Слайд № 2.
I. Вступление. Тезис (формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве).
II. Основная часть. Доказательства (собственная аргументированная оценка проблемы):
1.
2.
3.
III. Заключение. Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса).
1. Работа над составлением плана.
а).Определяется основной тезис сочинения.
- В данном случае ответ на вопрос, положительный или отрицательный. Вообще, если тема формулируется как вопрос, всегда нужно ответить на него. Этот ответ и будет основным тезисом сочинения.
(Сочувствие и сострадание необходимо).
2. Выяснение значений этих слов.
- Давайте выясним, что означают слова сочувствие и сострадание.
Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, возбужденное горем, несчастьем другого человека.
Сочувствие – 1.Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.
2. Одобрительное отношение к чьему – либо начинанию, чувству, личности и настроению. Признание и поддержка кого – либо и чего – либо чувство солидарности.
(Ушаков. Словарь современного русского языка. Т.4. М. 2001г.
3. Тезис сочинения соотносится с рассказами, по которым нужно писать сочинение-рассуждение.
- Давайте соотнесём тезис сочинения с рассказами, по которым нужно писать  сочинение-рассуждение. Для этого из текстов вычленим материал: Примеры: где герой сочувствие получает, и где его лишается.
Рассказ А. Платонова «Юшка»
1). Сочувствует ли кто-нибудь из героев рассказа  Юшке? Почему?
(Нет, потому что взрослые и дети сами лишены сочувствия, доброты, принятия.
2). А Юшка обладает ли этим качеством? Как он отзывается на их злобу.
(Юшка обладает сочувствием по отношению к обижающим его детям. Он отзывается на их злобу добротой, пониманием причин их злобности).
3).А обладает ли Юшка состраданием?
( Он также обладает состраданием: помогает девочке-сироте. Причём, не только материально, но, как потом оказалось. Он был единственным человеком, который окружал её заботой и любовью.
4.Разворачивание основного тезиса и построение плана сочинения. Слайд № 3.                            План.
I. Сочувствие и сострадание необходимо.    
II.Как наличие и отсутствие сочувствия и сострадания влияет на личность человека?
1.К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?
а). Новое разочарование Кусаки.
б). Смерть Юшки.
2. Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?
а). Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.
б). Эпизоды из Юшки.
3. Общество «Красный Крест» - международная организация милосердия. .
4.Служение ближним.
III.Сочувствие и сострадание – согревает сердца людей.

5.Работа над основной частью сочинения.
а). «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Л.Андреев.
-Согласны ли вы с мнением автора.
б).Послушайте песню «Собака бывает «Кусачей» в исполнении Никитиных.
-Прослушайте и ответьте на вопрос:
Какова интонация песенки и рассказа?
(Шутливо, серьёзно, как в жизни, напоминает реальную жизнь).
-Вывод: В детской песенке страдания собаки передаются схематично, с некоторой шутливой интонацией, а в рассказе Андреева – мы вместе с героями переживаем тоже, то и она, и наши чувства более определённы, реальны).
Л.А.Иезуитова пишет о рассказе «Кусака»: «Добрейшие люди, приютившие собаку, с уходом лета утрачивают гуманность и бросают Кусаку на погибель; ей приходится узнать тяжесть предательства и беды».
- Определите значение слова гуманность.
- Можно ли, на ваш взгляд, назвать дачников добрейшими людьми, гуманными? Объясните своё мнение.
- Кто виноват, что Кусака остаётся одна?
Л.АИезуитова отмечает, что в рассказах Л.Андреева происходит «открытие человеческое в человеке»
- Как вы считаете, о чем хотел сказать автор в рассказе «Кусака»: о собаке, о людях, о жизни или о чём-то другом?
в). Почему Кусака была злая: лаяла, даже кусала людей, до встречи  с Лёлей и её родственниками?
- Почему Кусака изменилась? Как много времени понадобилось, чтобы собака вновь поверила людям
- Как в рассказе показано изменение внешности Кусаки?
- Найдите в тексте описание природы. Можно ли сказать, что они созвучны настроению собаки?
- Выражает ли Кусака в рассказе свою ненависть и любовь? Если да, то как?

- Чем собака отвечала на доброту людей?
- Е.А.Михеев считает, что «отношение к животным является у Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых».
1).Определите значение нравственность.
2). А для вас отношение к животным является одним из критериев нравственности? Почему?
3). Согласны ли вы с тем. Что в отношении к собаке в рассказе проявляются душевная чёрствость и равнодушие взрослых?
4). Как бы вы объяснили , почему Лёля оставила собаку? Как вы бы поступили на её месте?
Должен ли человек быть в ответе за тех, кого приручил?
Антуан Сент Экзепюри так и сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Вывод: Давайте, изобразим схематично и покажем, как отношение людей меняло Кусаку.

Слайд № 4.Когда её били палками, бросали камнями, пинали и свистали, какая была собака?
(Злая, она набрасывалась на людей, кусала их)
-Можем мы сказать, что зло порождает зло.
-Как меняется Кусака, когда люди меняют своё отношение к ней, становятся добрыми, ласкают её.
-Когда Лёля со своей семьёй уезжают в город, почему собака выла.
Умеют ли эти люди сочувствовать, сострадать. А нужны ли эти качества людям.?            
г) А сейчас обратимся к рассказу А.Платонова «Юшка».
- Почему он верил, что дети любят его? Как об этом говорит автор.
(Он верил, что дети любят его, что он нужен им.  Только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»).
- А как автор объясняет, почему взрослые обижали его?
«У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их
наполнялось лютой яростью»
-А сам Юшка умел любить? Что он делал для любви? Составьте развёрнутый ответ на вопрос, цитируя текст рассказа.
-Как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру?
Прочитать в тексте от слов «В июле или в августе…» до слов «об этом в городе не было известно». Ответ после прочтения отрывка: Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему было не сложно найти точку приложения своей любви (девочка- сирота).
- Как вы можете прокомментировать слова: «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам»?
(Люди в рассказе не только не умеют любить сами, но и мешают любить себя.  
д). Смерть Юшки.
- Чтение отрывка «Но год от году Юшка всё более слабел…» до слов «Забраковали тебя люди, а кто тебе судьи»
- Хотел ли весёлыё прохожий смерти Юшки?
- Можем ли мы сделать вывод, что иногда, душевная чёрствость может стоить людям жизни?
- Почему он умер?
- Люди желали смерти Юшке, стало ли им легче после его гибели? Почему? Как об этом говорит Платонов?
«Однако без Юшки жить людям стало ещё хуже. Теперь вся злоба и глумление оставалась среди людей и тратилась меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».
- Как вы прокомментируете эти слова?
- Жалко ли вам Юшку?
Прочитайте отрывок со слов «Он закрыл кузницу…» и до конца.
- Почему так отреагировала девушка на смерть Юшки?
- Почему она стала врачом?
- Нашло ли продолжение доброта Юшки?
Слайд № 5.
Вывод: Как люди и дети относились к Юшке? А как Юшка отвечал людям и детям. Любил ли он их. Слышали ли вы выражение: любить всем сердцем. Какое было  сердце у Юшки? Зря ли жил Юшка? Как выдумаете, почему на похороны Юшки, проститься с ним пришли «все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним, и мучил его при жизни». Не хотели ли они у него попросить прощения? Проснулось ли в них чувство сострадания и сочувствия.  

Какие нравственные заповеди оставили А.Платонов и Л. Андреев потомкам  в своих рассказах?
Вывод:  1. Возлюби ближнего, как себя самого.
               2. Не убий.
               3.Быть добрыми. Отвечай на добро добром
               4.Помогать всем, кому требуется помощь.
               5.Не быть жестокими. Относится к людям так, как ты бы хотел, чтобы люди относились к тебе.
                     6.Быть терпимым, толерантным.
                      7.Любить животных, заботиться о них, не бросать их на произвол судьбы. Они такие же живые, как и люди. Им также больно, как и нам, они также страдают, как и мы.
Сочувствием и состраданием обладают люди добрые, милосердные. Таких людей на Руси, да и на всей земле немало.

Слайд № 6.
Безвозмездно помогать людям, особенно больным и раненым было желание добрых людей всегда. Для такой помощи созданы даже общества и организации. Об обществе «Красный крест» расскажет Асманова Алия.

- Общество «Красный крест» («Красный полумесяц», «Красный Лев и солнце» существует во многих. Это общество помогает больным и раненым воинам, в мирное время оказывает помощь пострадавшим от стихийных бедствий и в ряде стран проводит мероприятия по предупреждению заболеваний. Первая такая организация была создана в России, в Петербурге  1854 году – это была Крествоздвиженская община сестёр милосердия. За рубежом идея Красного Креста возникла в 60-е годы ХIХ века. В 1863 году в Женеве состоялась конференция 14 стран, которая сформулировала основные принципы деятельности общества «Красного креста» и приняла эмблему этих и обществ – красный крест на белом поле. И там был создан Женевский комитет, который в дальнейшем стал именоваться Международный комитет Красного Креста. И в настоящее время «Красный Крест» является массовой общественной организацией.

- Ребята, как видите, члены этих обществ назывались сёстрами милосердия. В кинофильмах  о войне мы часто видим женщин в белой одежде и в белых платках с красным крестом. Это и есть сёстра милосердия. На своих плечах они выносили раненых солдат с поля. Сёстрами милосердия были только те, кто обладал сочувствием и состраданием.
- А проявляем ли мы в повседневной жизни сочувствие и сострадание?
- Расскажите, как вы проявляете сочувствие и сострадание к людям?
Приведите примеры.
- Каким бы был мир, если бы люди не обладали сочувствием и состраданием? (Мир был бы жестоким, на земле совершалось бы много недобрых поступков. Люди приносили бы друг другу много бед и страдания. Хочется переименовать фразу «Красота спасёт мир» на «Доброта, милосердие, сочувствие и сострадание спасёт мир».
III. Грамматическая подготовка к сочинению.
Слайд № 7.
-  Что объединяет эти два произведения? Одна проблема. (Отсутствие любви, сочувствия и сострадания могут быть губительны, поэтому они нужны людям).
Слайд № 8.
- Давайте подберём ключевые слова, которые помогут нам раскрыть тему сочинения. На слайде записаны слова, выберите из таблицы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы) Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Опубликовано: 3918 дней назад (1 марта 2014)
Просмотров: 13547
Рубрика: Уроки
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!