Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного развивающего занятия в старшей группе детского сада «Мой город Тула!»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Я горжусь тобой Россия - мой город Тула"
Автор: Рязанова Светлана Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР №5 – детский сад «Мир детства», г. Тула, Тульской области.
Конспект интегрированного развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Мой город Тула!»
Цель: формирование интереса к «малой Родине», родному городу, к его прошлому и настоящему.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Виды детской деятельности: познавательная, продуктивная, игровая.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о своем городе;
Развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своему городу, чувство патриотизма, гордости за свою страну, причастности к ее жизни.
Материал: географическая карта, глобус, герб и флаг города, картинки, иллюстрации, фотографии прошлого и современного города; старинная утварь, сделанная руками мастеров; аудиоаппаратура.
Предварительная работа: рассматривание физической карты России, просмотр видеофильмов, слайдов, презентаций о достопримечательностях города; знакомство с работами городских мастеров, экскурсии по городу, встреча с музейными работниками, пение песен, рисование по теме.
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Назовите пожалуйста время года.
Дети: Осень.
Воспитатель: Часть суток.
Дети: Утро.
Воспитатель: День недели, если он второй.
Дети: Вторник.
Воспитатель: Все правильно: осень, утро, вторник и сегодня мы узнаем что-то новое об окружающем нас мире.
Подобный организационный момент носит характер ритуала, так как повторяется в начале каждого занятия. В данном случае некая цикличность является эффективным способом включения ребенка в образовательную сферу.
Воспитатель: Посмотрите, какое доброе, ласковое солнышко заглянуло к нам в окошко, как оно тепло нам улыбается. Давайте и мы с вами улыбнемся друг другу. А чтобы настроение стало еще лучше, я предлагаю вам устроить небольшую экскурсию по нашему городу.
Просмотр видеофильма

«Путешествие по городу» под музыку «Тула земля моя!»
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись в свою группу. А для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить, я предлагаю отгадать загадку.
Ты пешком его не обойдешь,
Здесь дома и те многоэтажные.
И заводы есть и фабрики,
Три реки большие, очень важные.
Здесь живут и стар, и молод,
Это наш любимый …… (город).
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о нашем городе. Мы постараемся узнать о нем, как можно больше. Для этого я предлагаю вам стать юными краеведами. Краеведы – это люди, которые изучают историю родного края. Хотите побыть краеведами?
Вызвав интерес у детей, незаметно переходим к образовательной части.
Дети: Да.
Воспитатель: Я буду экскурсоводом. Экскурсовод, это специально обученный человек, хорошо знающий историю, культуру и географию. Тогда начнем.
Для начала давайте вспомним все, что мы знаем о нашем городе. Кто скажет мне, как называется город, в котором мы живем?
Дети: Город Тула.
Воспитатель: Как можно назвать людей, которые живут в городе Туле?
Дети: Их можно назвать туляки.
Воспитатель: На берегу какой реки расположен наш город?
Дети: На берегу реки Упы.
Воспитатель: Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?
На экране изображение города Тула.

Дети: Большой, красивый, любимый, родной, современный… (Наш город очень красивый. В нашем городе Туле много достопримечательностей. В нашем городе много парков, скверов, улиц, памятников и музеев)
Выполняя это задание и отвечая на вопросы, дети строят простые и сложные предложения, тем самым учатся высказывать свои мысли на основе наблюдений, воспоминаний.
Научить ребенка правильно строить предложения, выражать свои мысли – это значит продвинуть детей в использовании речи, как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенькой речевого развития связной речи.
Воспитатель: Давайте и мы с вами заглянем в музеи нашего города и полюбуемся разнообразными экспонатами, достопримечательностями. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель:
Стоит на свете Тула городок.
Стоит не слишком низок невысок.
Но только тот, кто в Туле не бывал.
Тот матушки России не видал!

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, туляки гордятся своим городом?
Дети: Да.
Воспитатель: Согласна с вами. Наш город очень знаменит. О нем знают не только в России, но и далеко за её пределами, нам есть чем гордиться. А чем знаменит наш город мы узнаем, выполнив задание.
Разрезные картинки
Дети собирают картинки с изображением Тульского Кремля и составляют предложение (на столах у детей лежат конверты с разрезанными картинками Тульского кремля с разных ракурсов).
- Я люблю свой город потому что …. (я родился в нем).
- Я люблю свой город потому что … (он очень красивый)
- Я люблю свой город потому что … (здесь есть Тульский кремль).
- Я люблю свой город потому что … (у меня здесь очень много друзей)
- Я люблю свой город потому что …
Ответы детей могут быть разными. Строя предложения дети не только совершенствуют фразовую речь, стимулируют логическое мышление, но и в них пробуждается чувство гордости, любви и уважения к своему городу.
Воспитатель: Красивый и замечательный получился у нас рассказ. Юные краеведы, а кто скажет, что изображено у вас на картинках?
Дети: Тульский кремль.
Изображение Тульского кремля на экране.
Воспитатель: Правильно. Наш город возник, как крепость русского государства. Когда-то вблизи Тулы проходил торговый путь, главная дорога с юга на Москву. Долгое время Тула была первым русским городом на пути кочевников и защищала южные границы государства. В XVI веке была построена крепость – Тульский кремль. Все население размещалось на территории кремля. Это и был весь город.

Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию по городу. Перед вами Тульский музей оружия.

Он построен в форме боевого шлема. Уже издалека видно, что в этом здании собрана коллекция боевого оружия и нашего времени, и прошлых лет. Не зря говорят: «Тула – щит России». В далеком 1712 году по указу царя Петра I в Туле был построен первый в России оружейный завод. О мастерстве тульских оружейников, их умении защищать себя и свою землю от злого врага сохранились легенды и написаны песни. Давайте ребята вспомним гимн нашего города «Тульская оборонная».
Дети исполняют гимн на слова Гурьяна В., музыку Новикова А.
Исполняя гимн своей страны, города успеваешь многое вспомнить. Вот так и дети, припевая слова песни начинают понимать, с чем столкнулся наш народ на пути становления к свободе. Через какие трудности пришлось ему пройти, «жертвуя порой жизнями лучших своих сыновей», чтобы окрепнуть, сплотиться и стать одной большой державой. Исполняя песню, дети понимают, что наш город и туляки помогли в годы войны. Все это быстро проносится в мыслях детей и их охватывает чувство гордости за свой народ. Это видно по лицам детей. Исполняя эту песню, они важно поднимают головы, делая серьезный вид. В момент исполнения слегка посматривают друг на друга, как будто произносят в мыслях: «Как хорошо, что я родился в этом городе. Это мой город! Я люблю его!»
Воспитатель:
Растите на радость на славу.
Знай! Отчизну свою береги!
И большую, и малую Родину –
Мы ведь всё-таки туляки!
Ребята, давайте вспомним пословицы о нашем городе. Я буду начинать говорить первые слова, а вы если вспомнили, продолжите.
Дети: (заканчивают пословицы)
Туляки в делах…(ловки),
Тульская винтовка - … (стреляет ловко),
Туляк, как родился, сразу… (за железку схватился),
В Тулу со своим самоваром … (не едут),
Не красна Тула углами – … (красна самоварами).
Пословицы и поговорки расширяют словарный запас ребёнка. Кроме того, зная пословицы, они добавляют уверенности в себе, при их употреблении в речи делают его интересным для ровесников и взрослых, позволяют завоевать авторитет и уважение. Знание пословиц – это отличный багаж для будущего.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошие краеведы, многое вспомнили. И мы продолжаем нашу экскурсию. Посмотрите на экран.
(на экране появляется мозаика, под ней изображение музея самоваров)
В этом музее хранится гордость Тулы. А чтобы точнее определить этот предмет, нужно отгадать загадку.
(на доске SMART Notebook спрятана картинка – мозаика. Я загадываю загадку, если дети не сразу поняли, о чем речь, открываю часть картинки. Загадка разгадана, дети подходят к доске и открывают изображение всей картинки).



Он пыхтит, как паровоз,
Важно поднял к верху нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.
Дети: Самовар.
Воспитатель: Здорово справились.
Физминутка: танец под песню «Пых-пых самовар».
Это музыкальное упражнение не только играет роль динамической паузы, выполняя его дети выходят из-за столов, но и позволяет использовать элементы нейропсихической коррекции (синхронные и перекрестные движения, чередование рук и ног) для развития межполушарного взаимодействия головного мозга. В процессе импровизированного танца у детей прививается интерес к музыке, чувству ритма. Танец – смесь движения и музыки, естественная среда для полноценного развития ребенка.
Воспитатель: Славится Тула самоварами. А там, где самовары на столах - там и вкусный пряник.


Пряник – это сладкое, мягкое печенье в виде лепёшки или плоской фигуры. На Руси медовые пряники известны давно. Тульский пряник крепко на крепко связан с жизнью народа, он часто упоминается в былинах и сказках. Вкусный ароматный пряник, как добрая песня сопровождал человека всю жизнь. Существовало даже поверье, что пряник имеет целебное свойство. Пекли пряники только мужчины, ведь у горячей печи нужна была выдержка и сила. Секрет изготовления пряников держался в семьях и передавался по наследству. В старину тульские пряники называли печатными: узор на них печатают, штампуют при помощи специальных пряничных досок. В Туле выпекают пряники разной величины и формы. А сколько умения, терпения, трудолюбия надо приложить для того, чтобы испечь пряник. Сколько людей трудится, прежде чем он появится на нашем столе.
Вопросы для детей:
- Как называли умельцев, которые изготавливали пряники?
- Какие продукты нужно использовать для замешивания теста на пряник?
- Люди каких профессий имеют отношение к этому важному делу?
- Какие тульские пряники на вкус?
Игра «Замеси тесто»
(дети выполняют задание на доске SMART Notebook. На экране картинка с изображением бабушки из сказки за столом с тестом и набор продуктов, спрятанных в разных местах комнаты. Путем правильного подбора ингредиентов, дети помогают бабушке вспомнить, какие продукты нужны для изготовления сладкого теста. Перетаскивая правильные продукты, они выставляют их на стол. Нужные продукты остаются на столе, ненужные отклоняются на место.




Воспитатель: Как же приятно сидеть в кругу друзей за интересной беседой с чашечкой чая. Что и говорить, любят на Руси чайку попить. И на вкус приятный, и остывает медленно, да и для душевной беседы лучше самовара с пряниками не найти.
Игра «Смешарики ждут гостей»
(дети выполняют задание на доске SMART Notebook).
На экране изображены мультяшные герои Смешарики, они ждут гостей. Но мысли их перепутались и они не помнят, что же надо поставить на стол к приходу гостей. Дети помогают героям. Правильно сервируют стол, ставят сладости к чаю (путем перетаскивания предметов).




Воспитатель: Вот и стол к чаю готов, и самовар пыхтит, и запах пряников манит. Но почему-то не очень весело.
(звучит гармонь, на экране появляется изображение тульской гармони)


Воспитатель: Ребята, появление этого музыкального инструмента у нас не случайно. Как вы думаете почему?
(ответы детей)
Воспитатель: Верно, Тула – Родина первой хроматической гармони, которая стала прообразом современного баяна. Звучала гармонь и на свадьбах, и на вечерних гуляниях. Но многие гармонисты мечтали о таком инструменте, на котором можно было бы играть не только простые, но и исполнять сложные музыкальные произведения. Вот такую гармонь и придумал наш земляк Николай Иванович Белобородов. Изготовил её лучший мастер Леонтий Чулков. Назвали её баяном, в честь легендарного певца – сказителя Киевской Руси – Баяна. Тульские баяны звучали и звучат во многих странах мира.
Я купил себе гармонь
У неё меха огонь!
Заиграю там и тут
Вмиг улыбки расцветут!
Собирайся в круг народ
Под рукой гармонь поет!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все то что есть прекрасного в нашем городе кем создано?
Дети: Людьми.
Воспитатель: Верно, нашими земляками, которые все делали и делают для того, чтобы наш город стал ещё краше. Недаром говорят о людях, живущих в нашем городе, что у них «золотые руки», «светлые головы», «горящие глаза». А почему так говорят?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Наш народ может и трудиться, и Родину защищать, и дружить, и веселиться. Наши современные поэты и музыканты прославляют нашу Родину в песнях и стихах. Кто помнит стихи о нашем городе?
Дети:
Смекалка и доблесть, отвага и честь
И щедрость рабочей души.
Все это и было, и будет, и есть
С времен легендарных Левши.
Ты город умелец! Ты город боец!
Вдали за хребтами годов.
Не смолкнет биение наших сердец.
И слава твоих мастеров.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы отличные краеведы. Мы собрали много нужной информации и теперь вы смело можете рассказывать об этом своим знакомым, друзьям об истории нашего родного края. Пройдут годы, вы станете взрослыми и где бы вы не были в ваших сердцах всегда будут жить воспоминания о нашем городе. Ведь в нем вы родились, росли, нашли друзей, научились многому хорошему.
Игра «Мечты сбываются»
Воспитатель предлагает детям взять в руки заранее подготовленные воздушные шарики и от всего сердца, держа шарик в руке помечтать о том, что он сделает для своего города, когда вырастет и станет большим.
Дети мечтают вслух.
Воспитатель: Я верю, что ваши мечты сбудутся, что вы всегда будете любить свой город и внесете немалый вклад в его процветание. На этом наше путешествие и занятие закончилось, и я предлагаю вам связать все шарики вместе и выпустить их на прогулке вместе со своими мечтами.

Литература:
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М., 2011.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор-сост. Г.В. Чиркина. – М., Просвещение, 2008.

Рекомендуем посмотреть:

НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе ДОУ Консультация для родителей в детском саду. Патриотическое воспитание
Орден Победы из бисера своими руками. Мастер класс с пошаговым фото | Конспект открытого НОД по ФЭМП для детей подготовительной группы с ОНР
Опубликовано: 3139 дней назад (1 апреля 2016)
Просмотров: 9944
+2
Голосов: 2
Валентина Николаевна Мельникова # 1 апреля 2016 в 21:46 +1
Светлана Владимировна, добрый вечер!!!
Познакомилась с вашим замечательным конспектом интегрированного развивающего
занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Мой город Тула!»
Я вместе с вами совершила великолепную экскурсию по пашему красивому историческому городу!
Цель: формирование интереса к «малой Родине», родному городу,
к его прошлому и настоящему, выполнена на 100%.
Замечательный познавательный материал!!
Вам мой голос +1!!!