Сценарий тематической беседы о вреде курения для студентов колледжа
Цели:
• Восполнить знания о влиянии табака на организм человека;
• воспитать в себе отрицательного отношения к курению.
Задачи:
• Познакомиться с историей возникновения курения и табака;
• Изучить информацию о негативном влиянии курения на организм подростка;
• Выявить отношение школьников и родителей к данной проблеме;
План:
- Организационный момент
- Вступительное слово преподавателя
- Анкетирование
- Довести до обучающихся:
1. История возникновения табака
2. Какие вещества содержатся в сигаретном дыму
3. Вред курения для здоровья
4. Влияние курения на внешность
5. Высказывания известных людей о курении
6. Беседа
7. Подведение итогов воспитательного часа.
Методика проведения воспитательного часа
Организационный момент.
Воспитательный час начинается с организационного момента. Педагог выясняет, все ли присутствуют на занятии.
Вступительное слово Педагога:
В настоящее время среди молодежи очень распространено курение. В последнее время эта проблема волнует все большее число людей. Что является причиной массового увлечения молодежи курением? Может быть это является следствием незнания о вреде, который наносит организму человека никотин? Может это желание выделить себя среди остальных?
Курение – опасная и вредная привычка. Миллионы мужчин и женщин ежегодно умирают от последствий никотиновой зависимости. Все курильщики слышали об опасности табачного дыма, но продолжают отравлять себя и окружающих.
Курение — это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не воспринимают её всерьез. О вреде курения сказано немало, однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растёт, так как пока ещё значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.
Курение является одной из главных причин развития многих летальных заболеваний. Согласно статистике ВОЗ, ежегодно от него умирает около 6 млн. людей по всему миру. Опасность курения невозможно переоценить. При поступлении в организм табачного дыма нарушается проведение нервных импульсов, которые ответственны за состояние большинства органов и систем. Последствием курения становится формирование множественных патологий. Поэтому всем курящим необходимо осознать опасность курения и подумать об отказе от вредной привычки.
Слова «сигарета» и «здоровье» несовместимы между собой, а последствия могут быть самыми необратимыми, и о вреде курения должен знать человек в любом возрасте. Поэтому, осознавая колоссальный вред табакокурения, важно окончательно избавиться от этой губительной зависимости
Анкетирование
Далее Педагог предлагает анонимно ответить на вопросы анкеты.
1. Вы курите? (да, нет)
2. Я начал курить в ______ лет.
3. Курение опасно для здоровья? (да, нет)
4. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день?
5. Если Вы некоторое время не курите, начинает ли Вас мучить чувство «голода» по сигарете? (да, нет)
5. Имеете ли Вы желание отказаться от курения? (да, нет)
Педагог просматривает анкеты и делает выводы степени увлечения курением в классе.
1. История возникновения табака
Табак как представитель дикой флоры был известен в древности и в Европе, и в Азии, и в Африке. Листья его сжигались на костре и их дым оказывал на людей одурманивающее действие. Об этом свидетельствуют историки и писатели, например, греческий историк Геродот (V в. до н. э.), описывая жизнь и быт скифов, упоминал о том, что они вдыхали дым сжигаемых растений. О курении упоминается в древнекитайских летописях. Курили и египетские фараоны. В дневниках Колумба можно прочитать: «Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали её. После открытия материка Колумбом, табак распространился по всему миру, сначала его завезли Испанию в 1493 году, а затем в Португалию, Европу и постепенно выращивание и курение табака проникло во все уголки Земного шара.
Первые мастерские, где выпускали табак для курения, появились в России в 1812 году. Так же в ходу был и нюхательный табак-махорка. Позже был налажен выпуск папирос и в 1844 году в России были десятки табачных производств и множество мелких мастерских, где папиросы изготовлялись вручную, а в 1914 году появилась крупная табачная монополия. Она называлась «Санкт – Петербургское торгово – экспортное акционерное общество» и включала в себя 13 фабрик по производству табака из разных городов.
Сейчас Россия является одной из самых курящих стран мира. Способствовали распространению курения в некоторой мере врачи. Первой ласточкой стала работа Николаса Мондареса, испанского врача, о целебных растениях Америки. В этой книге табак был назван чудодейственным средством от болезней – колик, воспалений, диарее, раке и т.д..Табаком лечила мигрень королева Франции Екатерина Медичи.
2. Какие вещества содержатся в сигаретном дыму
Сигарета – далеко не безобидна. При ее горении выделяется свыше 4 тысяч опасных химических веществ. Именно они и наносят основной вред организму при курении.
Вместе с дымом от сигареты человек вдыхает:
- смолы – смесь твердых частиц. Большинство из них являются канцерогенами и оседают в легких;
- мышьяк – самый вредный химический элемент в составе сигарет. Оказывает негативное влияние на сердечно - сосудистую систему, провоцирует развитие раковых опухолей;
- бензол – токсичное химическое соединение органического происхождения. Вызывает лейкоз и другие формы рака;
- полоний – радиоактивный элемент. Оказывает радиационное воздействие на организм.
- формальдегид – токсичное химическое вещество. Вызывает заболевания легких и дыхательных путей;
- другие вещества – вдыхаемые с табачным дымом вредные соединения через кровеносную систему проходят по всему организму человека, нанося серьезный ущерб внутренним органам.
- никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростков, иногда достаточно выкуренных двух-трёх сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступает остановка сердца и прекращается дыхание.
В последние годы учёные уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним в первую очередь относятся бензопирен и радиоактивный изотоп полоний-210. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ, вызывающих рак.
Ядовитые вещества способствуют росту раковых клеток и провоцируют развитие серьёзных заболеваний внутренних органов человека и приводят к преждевременной смерти.
3. Вред курения для здоровья
О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Опыты показали, что животные даже гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Врачи также выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень. Учёные выяснили, что курение гораздо опаснее для растущего организма, чем для взрослого.
Основной вред от курения в организме приходится на систему дыхания, так как табачный дым проникает туда в первую очередь. Вредные вещества поражают ткани дыхательных путей, замедляют работу ресничек трахеи. Оксид азота сужает бронхи, существенно затрудняя дыхание. Никотин способствует сужению сосудов, что со временем приводит к атрофированию мелких капилляров конечностей. Угарный газ, накапливая в артериях, замедляет ток крови, а связываясь с гемоглобином, провоцирует состояние гипоксии – недостатка кислорода. Усиление секреции адреналина повышает артериальное давление и приводит к ускорению частоты сердечных сокращений, повышается уровня холестерина в крови, что приводит к риску образования тромбов, инфаркта и инсульта.
4. Влияние курения на внешность
В следствии хронической гипоксии и сужения просвета сосудов, кожа лишается питательных веществ и кислорода. Кожа приобретает сероватый вид, выглядит изможденно.
Распределение жировых отложений курильщика существенно отклоняется от нормы: жир распределяется, главным образом, вокруг талии и груди. Возникает диспропорция окружности бедер и талии.
Выкуривая одну сигарету, курильщик крадёт у самого себя минуту, а может даже и час своей жизни, он убивает своё тело, осознанно стремится к тяжёлым болезням и преждевременной смерти, потому что он прекрасно знает, что табакокурение вредит и разрушает здоровье.
В последнее время появились электронные сигареты. «Доказано: электронные сигареты даже опаснее обычных как средство для введения в организм курильщика еще больших доз никотина. Ведь никотин сразу попадает в легкие — и в этом главная опасность таких сигарет. И никотина в них содержится практически столько же, сколько и в традиционных, — 18 мг; в легких сигаретах — 14 мг; в суперлегких — 11 мг» (по мнению врача-пульмонолога, доктора медицинских наук, профессора НИИ пульмонологии ФМБА России Галины Сахаровой). В них представлена вся таблица Менделева: бутан, кадмий, угарный газ, никотин, гексамин, винил хлорид, нафталин, ацетон, никотин, аммоний, метанол, мышьяк, метан, полоний, радий, торий, смолы... всего 4 тыс. различных по степени токсичности химических веществ. Эти курительные смеси уже запрещены не только в Италии, Канаде, Дании и Израиле, но и в некоторых штатах Америки, а также в Турции, Бразилии, Австралии и Норвегии.
Есть такое понятие, как пассивный курильщик. Статистика по России сообщает, что от пассивного курения ежегодно умирает до 3000 человек разного возраста. Если у ребенка курящие родители, то порядком 2700 новорожденных и детей первого года жизни умирают от синдрома внезапной смерти. От обширных патологий миокарда и сердечно-сосудистой системы погибает до 62 000 человек ежегодно. Прежде чем закурить очередную сигарету, важно всегда помнить о столь шокирующей статистике.
5. Высказывания известных людей о курении
О вреде курения для человека говорят некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки:
- Писатель А.Дюма-младший: «…я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вреден мозгу так же определенно, как и алкоголь»
- Л.Н.Толстой, бросив курить, сказал: «Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове…»
- Великий врач С.П.Боткин был заядлым курильщиком. Умирая сравнительно нестарым (57 лет), он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет». Сколько бы еще он сделал для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычки, не смог спасти и себя.
- От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой /И.Гёте/
- Табак усыпляет горе, но неизбежно ослабляет энергию /Оноре де Бальзак/
- Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации /Оноре де Бальзак/
- Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра /Конфуций/
- Не огорчайте ваше сердце табачищем /И. П. Павлов/
- После того как я совершенно бросил курить, у меня уже не бывает мрачного и тревожного настроения /Шекспир/
- Отвыкнуть от курения хоть и трудно, но все же можно. Стоит только решиться /Б. Сигал/
Так говорили о вреде курения выдающиеся люди.
6. Беседа
Педагог проводит беседу с ребятами. Он может спросить:
• 1. Что нового узнали о вреде курения на внеклассном часе?
• 2. Кто может привести доводы в пользу курения?
• 3. Появилось ли желание у курящих расстаться с этой привычкой?
• Желающие высказывают свое мнение. Производится обсуждение различных мнений.
7. Подведение итогов воспитательного часа.
Педагог завершает воспитательный час. Он говорит, что сегодня много было сказано о курении, исходя из этого можно сделать выводы, что курение приносит огромный вред организму курящего человека и тому, кто находится рядом и тоже вдыхает яд. Воспитатель советует подумать и принять решение об отказе от курения.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час для студентов колледжа: День памяти воинов-интернационалистов
Классный час "Жизнь без наркотиков" для студентов 1 курса
Классный час для студентов техникума ко Дню профтехобразования в России. Сценарий с презентаций
Похожие статьи:
Функции классного руководителя в колледже
Формы взаимодействия классного руководителя колледжа с педагогическим коллективом
Сценарий посвящения в студенты в колледже