Обобщение опыта работы экологоческого центра учащихся по реализации образовательного проекта
Обобщение опыта работы ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» по реализации образовательного проекта «Экологическая суббота в Слуцком районе за 2010-2015 годы»
Описание:
В работе представлен опыт работы государственного учреждения образования «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» по организации экологического просвещения учащихся Слуцкого района в рамках шестого школьного дня. Материал будет интересен классным руководителям, завучам по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования, учителям, которые занимаются экологической проектной деятельностью. Автор: Коледа Тамара Анатольевна, директор государственного учреждения образования «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г. Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Цель: содействие формированию единого образовательного пространства Слуцкого района по эколого-биологической деятельности в 6-ой школьный день. Задачи:
- организовать эколого-просветительскую деятельность учащихся разных возрастов в субботний день;
- создать ситуации и условия, в которых ребята смогли бы найти собственный путь для открытия удивительного мира природы;
- обеспечить комфортные условия для самовыражения и творческого отдыха учащихся.
Одной из актуальнейших образовательных задач на сегодняшний день является развитие необходимых качеств и способностей человека понимать современные экологические проблемы и быть готовым их ответственно решать. Поэтому в современных экономических условиях ведется речь о новой эколого-гуманитарной модели образования, при которой главным образом должно формироваться новое мировоззрение, новая экологическая культура, новые образы взаимодействия человека с природой. Этот процесс также предполагает взаимосвязь знаний об окружающем мире с общекультурными ценностями. Экологическое образование уже не может сводиться к простому усвоению экологических знаний. Сегодня необходимо идеи превращать в убеждения, а знания и экологическую культуру сделать основой жизненной позиции каждого молодого человека. В этой связи особое значение имеет формирование единого образовательного пространства по эколого-биологической деятельности. Решение этой глобальной задачи напрямую зависит от осознания всем педагогическим сообществом важности этого аспекта. Слуцкий эколого-биологический центр учащихся на протяжении всей своей деятельности выполнял в Слуцком районе функцию своеобразного центра в области экологического образования. Последние годы педагогический коллектив Центра активно старается наладить плодотворное взаимодействие с учреждениями образования города и района, общественными организациями в области эколого-просветительской работы.
Анализ работы педагогических коллективов района в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня показал, что во многих учреждениях образования района ведется целенаправленная работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня эколого-биологической составляющей, прослеживается системность в его организации. Однако потенциал учреждений дополнительного образования детей и молодежи в 6-ой школьный день использовался очень слабо. Поэтому в 2010 голу для оптимизации эколого-просветительской работы в Слуцком районе в 6-ой школьный день в Центре была разработана универсальная модель организации шестого дня – субботний проект «Экологическая суббота в Слуцком районе». Цель проекта: содействовать формированию единого образовательного пространства Слуцкого района по эколого-биологической деятельности в 6-ой школьный день.
Участники проекта на протяжении 5 лет реализовали ряд мероприятий, которые способствовали содержательному наполнению шестого дня недели такими мероприятиями эколого-биологического направления, которые соответствуют временным общественным требованиям. Субботний день за эти годы стал частью целостной воспитательной системы Центра. Для детей и подростков от 6 до 15 лет были созданы комфортные условия для самовыражения и творческого отдыха. Название «Экологическая суббота» отражает взаимодействие различных образовательных структур района с экологическим Центром. Эта, в первую очередь, деятельность педагогов и учащихся объединений по интересам Центра, педагогов и учащихся учреждений образования района, клубных объединений, родителей, сотрудничество с общественными организациями.
На протяжении 5 лет, опираясь на основные принципы реализации субботнего экологического проекта, педагоги Центра старались сделать досуговую эколого-биологическую деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, создать ситуации и условия, в которых участники проекта могли найти собственный путь для открытия удивительного мира природы.
В 2010-2011 учебном году с целью совершенствования системы экологической работы в Слуцком районе по субботам начал свою работу экологический практикум «В гостях у экологов» для учащихся сельских школ и «Экомир» для учащихся городских учреждений образования. Для ребят из сельских школ на базе Центра были организованы экскурсии в Уголок живой природы Центра, игровые экологические программы, работала «Экологическая мастерская». Для учащихся городских учреждений образования на базе школ прошли экологические познавательные программы, выступали агитбригады. Результатом первого года работы стало посещение Центра 500–ми учащимися из 27 сельских школ, организация экологических мероприятий в 12 городских школах для 380 учащихся.
В 2011-2012 учебном году с целью объединения усилий педагогических коллективов Центра и городских учреждений образования по организации воспитания экологической культуры младших школьников 6-ой день стал экскурсионным. За год Центр посетило около 600 учащихся 1-4 классов из 12 городских учреждений образования. С младшими школьниками в Уголке живой природы Центра ребята из объединений по интересам «Юный орнитолог» и «Биоразнообразие» организовали экскурсии и познавательную зоологическую программу «Приключения в живой стране»
В 2012-2013 учебном году на третьем этапе нашего проекта к работе подключились учащиеся объединений по интересам эколого-биологического профиля учреждений образования района. Около 160 учащихся из 12-ти объединений смогли проявить себя в экологически-ориентированной творческой деятельности. «Экологическую мастерскую» на базе Центра организовали педагоги и учащиеся из объединений по интересам «Природа и фантазия», «Экологическая мастерская», «Здравушка», «Фитодизайн», «Соломенная мастерская». Мастер-классы «Аппликация соломкой», «Бутоньерка», «Радуга на ладони», «Цветы в технике айрис-фолдинг», «Рождественское дерево» посетили ребята из 11 учреждений образования района.
4 этап нашего проекта проходил в 2013-2014 учебном году. В год Гостеприимства было решено в 6-ой школьный день выехать с программой «Экологическая суббота на колесах» в самые далекие учреждения образования Слуцкого района. Для ребят на местах были организованы мастер-классы, прошли игровые экологические программы, выставки, была предоставлена возможность живого общения с обитателями Уголка живой природы Центра. Нас радушно приняли в 15-ти самых дальних школах района. Реализация этого проекта была бы невозможной без поддержки транспортом со стороны отдела образования, спорта и туризма Слуцкого райисполкома.
Завершился наш 5-ти летний субботний экологический проект в 2014-2015учебном году проектом «Воспитание экологической активности учащихся через интерактивные формы работы с детскими орнитологическими клубами «Крылатый дозор». Используя современные экологические формы работы, педагоги Центра обменялись опытом клубной природоохранной деятельности со своими коллегами, а ребята - в 6-ой школьный день поучаствовали в различных орнитологических природоохранных кампаниях и акциях на территории Слуцкого района.
Объем личного пространства человека зависит от сформированности экологической культуры. И чем больше элементов современной действительности включено в него, тем выше познание нашей природы, тем выше уровень экологической культуры. В силу этого Слуцкий эколого-биологический центр учащихся в данном проекте выступил не как источник знаний и контролер, а как структура, помогающая организовать определенные виды деятельности, включая в это пространство учащихся разнообразные объекты действительности и современные формы эколого-биологического воспитания и просвещения.
Практика за эти годы показала, что, сотрудничая со всеми участниками проекта, мы смогли содержательно наполнить свободное время детей и подростков, создали условия для позитивной деятельности детских и клубных объединений, значительно увеличили процента участия самих детей и подростков в эколого-просветительном образовательном процессе, старались воспитывать экологическую ответственность и активную жизненную позицию у учащихся. Мы делали это доходчиво и ненавязчиво. И на наш взгляд, это у нас получилось.
Экологическое образовательное пространство Слуцкого района остается открытой и развивающейся системой, способной расширять сферу своей деятельности, вовлекая в педагогическое взаимодействие все новых и новых его участников.
Презентация на тему: Экологическая суббота в Слуцком районе
Здравствуйте, Тамара Анатольевна! Во-первых, хочется поблагодарить за приглашение, а во-вторых, сказать несколько слов о вашем проекте. У нас в школе был организован проект, который назывался "Экологические пятницы в летнем оздоровительном лагере "Радуга". Есть и определённое сходство в задачах. Желание сделать экологически целостной воспитательную неделю у вас получилось, но оно стало бы полнее, при наличии фотографий. Интересен экоэкспресс с целью агитационной работы и желание показать ребятам из отдалённых мест наработки вашего коллектива и живой уголок. Экологическое воспитание через организацию экологических суббот хороший проект, который решает ряд важных экологических проблем.
Мой голос Вам!
Тамара Анатольевна Вы проделали большую работу направленную на экологическое воспитание детей! Спасибо за опыт работы по направлению Экология! Несколько дружеских советов по поводу оформления публикации: 1. если разделить слитный текст на пункты или этапы читать было бы проще! 2. действительно не хватает фото отчета о проделанной работе!
Примите наши поздравления с началом работы на сайте и с первой публикацией!
Здравствуйте, Тамара Анатольевна! Действительно, на сегодняшний день проблема экологического воспитания учащихся очень актуальна. Тем более, разновозрастное общения по данной тематике очень интересно самим ребятам. Вами проделана колоссальная работа в данном направление. Объединить и заинтересовать подростков на протяжении нескольких лет заниматься рассмотрением экологических вопросов это не простая задача, но Вы с ней справились на отлично.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Здравствуйте, Тамара Анатольевна!Ваша работа очень впечатляет!Вами проделана колоссальная работа. Спасибо за опыт работы.Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Добрый день, Тамара Анатольевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Очень интересная, актуальная тема, мне понравилась. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Здравствуйте, уважаемая Тамара Анатольевна!
Примите мой голос.
Познакомился с Вашей работой, очень хорошо, что Вы привлекаете детей к познанию окружающего мира с раннего возраста. Эти впечатления, и приобретённые навыки по бережному отношению к Природе останутся у них на всю жизнь!
Удачи Вам и вашим коллегам в столь значимой на современном этапе деятельности.
С уважением, профессор РАЕ Владимир Николаевич Вараксин
Здравствуйте, Тамара Анатольевна!
С большим интересом ознакомилась с опытом работы центра по формированию единого образовательного пространства эколого-биологической деятельности учащихся в 6-ой школьный день. Это значимый долгосрочный проект для детей и подростков с участием педагогов образовательных учреждений, клубных объединений, родителей, включающий интересные формы работы: практикумы, экскурсии, мастер-классы, игровые и познавательные программы, природоохранные акции, творческую деятельность.
Голосую с пожеланием успеха!
С уважением, Татьяна Суховерша
Тамара Анатольевна, здравствуйте! С интересом прочитала Вашу публикацию! Вы представили огромную работу, проделанную с целью формирования единого образовательного пространства по деятельности в сфере экологии. Я согласна с Вами, что это «глобальная задача», которую невозможно выполнить без системного подхода, подробной планировки. Только таким образом и создаются условия для организации самых разнообразных мероприятий и активностей, которые проведены в ходе Вашего «Субботнего дня». Замечательно! Серьёзное отношение к экологическим проблемам, активизирование детей и подростков способствует их открытию удивительного мира природы и нахождению собственного пути для самовыражения и творчества. У детей таким образом формируется и постоянно совершенствуется экологическая культура, так необходимая в наше время! Кроме того, Вы наполнили их свободное время содержанием, сближающим их с природой. Ваша работа – драгоценна! С уважением голосую! Желаю успехов!
Добрый вечер, Тамара Анатольевна!
С большим интересом ознакомилась с опытом работы центра по формированию единого образовательного пространства. Заинтересовал меня "Шестой день", скоро и седьмой будет обязательным Педагоги и так не отдыхают, да и детям достаётся. Но это моё мнение... Что касается работы, проект для детей и подростков с участием педагогов образовательных учреждений, клубных объединений, родителей, включает интересные формы работы: практикумы, экскурсии, мастер-классы, игровые и познавательные программы, акции, и что немаловажно творческую деятельность.
Большая работа проделана Вами! Успехов вам в работе, но и отдыхать не забывайте! Примите мой голос!
Тамара Анатольевна. Прочитала вашу информацию и поняла, насколько трудоемкая и необходимая Ваша деятельность. Хорошо, что в шестой день недели, когда у многих, в том числе и у школьников, чувствуется усталость, дети могут заниматься такими интересными и полезными делами. Особо хочу отметить замечательную презентацию. На фотография мы можем наблюдать за радостными лицами детей, которые получают колоссальное удовольствие от общения с живыми объектами наблюдения. Вам мой голос.
Тамара Анатольевна, спасибо за приглашение. Работа по экологическому просвещению детей просто необходима, У Вас проделана большая работа по формированию единого образовательного пространства, формированию у детей экологической культуры. Чем меньше у детей времени на планшеты и мобильники, тем лучше. Больше объединений по интересам для детей - больше умных, творческих, добрых ребятишек!
Добрый день, Тамара Анатольевна! Спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с вашей публикацией. Согласно, что в наше время воспитание у подрастающего поколения экологической ответственности очень важно. Проделана колоссальная работа с детьми, сколько различных мероприятий проведено, а сколько детей охватили. Молодцы! Действительно видно, что это системный подход к экологическому воспитанию. Голос!
Добрый день, Тамара Анатольевна! Отличная статья, большая проделанная работа! А главное заинтересованность участников проекта, желаю дальнейших успехов! Голос!