Работа с родителями в детском саду
Родители - гиды на пути познания
Составитель: Бикмухамбетова Тасмиля Наиловна,методист,педагог высшей категории,детский сад №40 "Балдаурен", Республика Казахстан, город Актобе
Материал будет полезен для старших воспитателей,для педагогов,для руководителей детских садов.
Слова учат, а пример заставляет подражать. Латышская пословица
Родительство дает особый смысл жизни, даже если изначально ребенок не входил в планы супругов. Статус родителей — особый, и большинством людей он воспринимается как счастье.
Младенец требует чрезвычайно много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он предоставлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой — не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше — подключить игру, показ, действие.
Родительство — уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность!
Для ребенка родители — это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!
Ребенок внимательно наблюдает за родителями:
• как и с кем они разговаривают;
• как относятся к людям, к работе, к животным;
• чем увлекаются, что любят и не любят;
• о чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями и т.п.
Родители для ребенка до 6—7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:
• о чем говорят родители с детьми;
• как родители организуют режим детей;
• как и за что поощряют, наказывают;
• как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи ними смотрят, или разрешают смотреть и др.
Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности .Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности»в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес интеллектуально пассивнее.
В детском саду работает команда специалистов готовых помочь родителям в поиске методов развития эмоциональной и познавательной сфер ребенка.
Создавайте и используйте для непосредственного общения разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и делитесь информацией друг с другом. Создайте возможности и отводите время для дискуссии с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать.
39 идей вовлечение родителей во взаимодействие с детским садом.
1 ПЕРВЫЕ ВИЗИТЫ В ДЕТСКИЙ САД. Перед тем как ребенок начинает посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомится с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
2.ВВОДНЫЕ СОБРАНИЯ. После того, как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать о ежедневных мероприятиях и другую полезную информацию.
3. ПОСЕЩЕНИЯ НА ДОМУ. Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
4.КОГДА ПРИВОДИТЬ И ЗАБИРАТЬ. Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
5. ТЕЛЕФОННЫЕ ЗВОНКИ. Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать с ними информационное общение.
6.КОНФЕРЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Конференции — это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей п давать возможность родителям делится своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуальных программ.
Используйте письменные формы общения. Когда нехватка времени мешает вам встретиться с родителями, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы общения.
7. БРОШЮРЫ. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
8. ПОСОБИЯ. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течении всего года.
9. БЮЛЛЕТЕНЬ. Его можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и тд.
10 ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ. Еженедельная записка, адресованная родителям, сообщает семье о здоровье, поведении, настроении в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
11 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о своем достижении ребенка или о только что о своем навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; семьи также могут посылать записки в детский сад с выражающей благодарностью или доброжелательной просьбой
12 ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ. Такие блокноты могут быть каждый день курсировать между семьей и детским садом, чтобы делится информацией о том, что может происходить дома и в детском саду.
13 ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ. Это настоящий экран, который информирует родителей о собраниях, мероприятиях и т.д.
14 ЯЩИК для предложений. Это коробка в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями.
15 ОТЧЕТЫ. Письменные отчеты о развитии ребенка-это одна из форм общения с семьей, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов. Создайте множество ролей для родителей. Родители могут играть разные форматные и не форматные роли в программе.
16 ГОСТЬ ГРУППЫ. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
17 ДОБРОВОЛЕЦ. У детей и родителей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в группе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать группу.
18 ОПЛАЧИВАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.
19 ЧЛЕН РОДИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА. Родительский совет- это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу теории и практики. Развивайте работу направленную на родителей.
20 СОТРУДНИЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ. Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
21 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ и их обучение. Детский сад представляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
22 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ родителей и воспитателей. Это тематические встречи и вечера.
23 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ. Общение родителей по вопросам, связанные с трудоустройством,здоровьем,жильем,уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
24 ОБМЕН литературой. Детский сад может создать библиотеку интересных книг, видео, статей и т.д.,которыми родители могли бы воспользоваться. Предложения для работы с родителями.Советы,предлагаемые ниже, могут помочь активизировать участие родителей.
25 УВАЖЕНИЕ К РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ. Укрепляйте взаимное уважение между воспитателями и родителями.
26 ПООЩРЕНИЕ. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в программе детского сада.
27.СТАРАЙТЕСЬ разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что происходит в одной семье не подходит другой.
28. ПОЗВОЛЯИТЕ СЕМЬЯМ САМИМ РЕШАТЬ, КАК ОНИ МОГУТ ПОМОЧЬ ДЕТСКОМУ САДУ. Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их участие в программе ценится, и что любой вклад с их стороны приветствуете .
29. ГОВОРИТЕ С СЕМЬЯМИ О НАДЕЖДАХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. Обсудите, как вы будите поддерживать контакты с самого начала посещения ребенком детского сада.
30. БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ. Участие родителей — возможно, новая область для воспитателей и семей, а на развитие новых контактов требуется время. Программа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.
3I. ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА СИЛЬНЫХ СТОРОНАХ СЕМЬИ И ДАВАЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ. Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимное одобрение и признания, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи.
32. ПОДДЕРЖИВАИТЕ ТЕСНЫЕ КОНТАКТЫ, каждый воспитатель должен разговаривать с родителями каждого ребенка по крайней мере раз в неделю.
33.ВЫРАЖАЙТЕ СВОЮ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ. Давайте родителям знать, что вы цените их участие в программе.
34. ПОСТАРАИТЕСЬ ВОВЛЕКАТЬ ВСЮ семью. Отцы часто исключаются из дошкольных программ. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев, сестер, в других членов семьи.
35.ПООЩРЯИТЕ ПОСЕЩАЕМОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИИ.
Проводите собрания в удобное для родителей время. Помогайте семьям найти дополнительные ресурсы их воспитания детей.
36.СОХРАНЯЙТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Доверие — неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве.
37.УЧИТЕСЬ НАВЫКАМ СОТРУДНИЧЕСТВА.
Проводите совместное обучение занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества.
38. СОТРУДНИЧАИТЕ С ДРУГИМИ ПАРТНЕРАМИ В ВАШЕМ РАЙОНЕ. Обычно семьи рассчитывают на разные службы в услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими программами, которые обеспечат детей и родителей необходимыми услугами (со школой, здравоохранением.).
39.СОЗДАЙТЕ КОНСУЛЬТАЦИОНУЮ ГРУППУ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЬИ или по возможности откройте в детском саду консультативный пункт, где родители смогут получить для себя всю касающую для воспитания детей информацию.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе
Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками»
Занятие с родителями в детском саду. Конспект
Литературная викторина по сказкам для детского сада
Похожие статьи:
План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности
Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития