Конспект классного часа для учащихся 1 класса. Мой друг Хэдоко
Классный час по автобиографической повести ненецкого учёного А.П. Пырерка
Автор: Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа для учащихся первого класса. Мероприятие знакомит детей с жизнью и творчеством ненецкого учёного Антона Петровича Пырерка. Материал предназначен для учителей и воспитателей первого класса.
Цель: Знакомство с автобиографической повестью Антона Петровича Пырерка «Младший сын Вэдо»
Задачи: познакомить с жизнью и творчеством А.П. Пырерка, с историей ненецкого народа и его обычаями,
воспитывать чувство сострадания, сопереживания,
учить оценивать плохие поступки и привычки,
формировать интерес к чтению,
закрепить знания о животных крайнего севера.
Предварительная работа:
экскурсия по улице им. А.П. Пырерка,
краткий рассказ о жизни А.П. Пырерка,
рисование зданий, расположенных на этой улице и изготовление коллективной аппликации,
чтение ненецких сказок и выполнение творческих работ по ним,
просмотр мультфильма «В яранге горит огонь».
Ход мероприятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час посвящён Антону Петровичу Пырерка. А называется он «Мой друг Хэдоко». Почему он так называется, вы узнаете немного позже. А пока расскажите, что вы знаете об Антоне Петровиче Пырерка?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно, Антон Петрович Пырерка – ненецкий учёный. Родился Антон в 1905 году в семье оленевода, и нарекли его ненецким именем Сярати, что значит «будет около семьи, рода». Антон вместе с родителями кочевал по бескрайним просторам тундры. Но в 6 лет мальчик осиротел, и богатый родственник Сясько отвёз мальчика и его трёхлетнюю сестрёнку в ближайшую русскую деревню Ёкуши и бросил их там. Мальчишка стучался в окна, двери, но его отовсюду прогоняли, оскорбляли, иногда били. Старик-рыбак с Тельвиски приютил Антона и устроил его в школу. Так Антон Пырерка ещё в раннем детстве стал грамотным. После школы он стал батрачить у своего родственника, а потом пастухом кооператива «Кочевник». В 20 лет Антон поступил в университет, где начал изучать ненецкий язык, на котором он очень хорошо разговаривал, прекрасно исполнял песни. После окончания университета Антон Петрович приезжает в округ, издаёт «Книгу для чтения» на ненецком языке, переводит на ненецкий язык сказки Пушкина. В 1941 году началась Великая Отечественная война, и Антон Петрович Пырерка пошёл защищать Родину и погиб в бою под Ленинградом. Ребята, как народ хранит память об этом человеке?
(Ответы детей)
Педагог: Да, ребята, в память об А.П. Пырерка одна из улиц города Нарьян-Мара с 1958 года носит его имя (с 1932 года она называлась Партизанской). Мы с вами гуляли по этой улице. Какие здания, расположенные на этой улице вы запомнили?
Дети: Пожарная часть, поликлиника, детский сад, аптека.
Педагог: Также его имя носит школа-интернат, в которой учатся ребята из ненецких посёлков.
Бывая в тундре, останавливаясь в чумах оленеводов, Антон Петрович слышал много сказок и загадок, которые передавались в ненецких семьях из поколения в поколение. Пырерка записывал эти сказки и издавал книжки. Первая книга так и называлась «Ненецкие сказки», где были напечатаны 6 сказочек о животных и 10 загадок. Второй сборник сказок о животных назывался «Твои сказки», а третий – «Сын старушки» с волшебными сказками.
Ребята, мы с вами познакомились с некоторыми ненецкими сказками. Посмотрите на ваши творческие работы вспомните, что это за сказки?
Дети: «Два оленя», «Собачка», «Лесной и морской медведи», «Жители двух чумов», «Почему рыбы живут в воде» и др.
(Остальные творческие работы можно посмотреть по адресу:
/blogs/tatjana-aleksandrovna-tolstikova/tvorcheskie-raboty-po-severnym-skazkam.html)
Педагог: Ребята, герои всех этих сказок – животные, живущие на севере. Среди них – рыбки, в которых мы сейчас и поиграем.
Физминутка «Рыбки»
Рыбки весело резвятся в чистой тёплёнькой воде,
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.
Педагог: Я уже говорила, что кроме сказок Антон Петрович собирал и записывал ненецкие загадки. Сейчас мы попытаемся отгадать некоторые из них.
Загадки:
Сквозь землю пролез, русскую шапку надел (гриб).
У одной травянистой кочки 7 отверстий (голова).
Клубком свернулась (собака).
Дощечка толкает, косточки разрубают (язык и зубы).
Летом – серая, зимой – белая (куропатка).
Педагог: Ребята, А.П. Пырерка не только записывал то, что придумывал и сочинил народ. Им была написана замечательная повесть для детей о судьбе ненецкого мальчика Хэдоко, которая называется «Младший сын Вэдо». Теперь вы догадались, почему наш классный час называется «Мой друг Хэдоко»? И сегодня я вам расскажу об этой книге и этом мальчике, жизнь которого во многом похожа на жизнь самого А.П. Пырерка. А вы послушайте внимательно и подумайте, хотелось бы вам иметь такого друга и почему?
Рассказ педагога.
Жил в тундре старик Вэдо и было у него много детей. Трудно жил он со своей семьёй, работал на богатого хозяина. От нужды и болезней почти все его дети умерли, остался только старший сын, который тоже подрос и ушёл в батраки к другому богачу, и младшие дети: сын Хэдоко и дочь Еване. Умер от тяжёлого труда старый Вэдо, а следом за ним и его жена. Остался маленький Хэдоко со своей сестрёнкой одни, совсем как дети в сказке «В яранге горит огонь», которую мы с вами недавно смотрели. Давайте ещё раз посмотрим маленький отрывок из этой сказки и представим себе Хэдоко и его сестрёнку Еване.
(Показывается отрывок из мультфильма «В яранге горит огонь» режиссёра О. Ходатаевой)
Богатому хозяину не нужны были дети, которые не могут пасти оленей. Если маленькую Еване они не обижали, то над Хэдоко всячески издевались.
(Зачитывается отрывок из повести.
Приложение 1. Если в классе есть хорошо читающие дети, можно подготовить для чтения одного ребёнка, или прочитать совместно педагогу с ребёнком.)
Не захотели богатые хозяева оставить ребятишек у себя и отвезли их в деревню Ёкуша. Тогда, ребята, ещё не было нашего красивого города Нарьян-Мара, а стоял только лесозавод, возле которого и жили его рабочие. А недалеко от него через речку и находилась деревня Ёкуша. Она и сейчас стоит, но никто в ней уже не живёт. Вот рядом с этой деревней и поставил детям чум их хозяин, а сам уехал, бросив их. Чтобы выжить приходилось Хэдоко и Еване просить милостыню в деревне и на заводе. Вскоре девочку пожалела и взяла к себе одна семья, а Хэдого продолжал сам заботиться о себе. Но однажды с маленьким Хэдоко случилась беда, его избил в заводском посёлке пьяный рабочий. Он мог бы запинать его до смерти, но тут на помощь пришли эти два мальчика: Гаврила и Лёва. Мальчики подружились, стали вместе добывать себе еду. Хэдоко боялся ослушаться своих новых друзей и вместе с ними начал воровать, за что их однажды снова сильно побили. Гаврила умер от побоев, а Лёва сильно заболел, и его приютила одна старушка. И снова Хэдоко остался один, пока не познакомился со стариком по прозвищу Штукатур. Он пожалел мальчика и увёз жить к себе в Тельвиску.
Эта деревня находится недалеко от Нарьян-Мара. Внук этого деда Миша учился в школе, и Хэдоко тоже захотел учиться. И его приняли в школу. В этой школе тогда учились в основном русские ребята, и Хэдоко стали называть Николашей. Хэдоко очень нравилось учиться, он очень старался, хотя его и обижали другие ребята. Учительница Мария Яковлевна всегда защищала его, она полюбила этого мальчика. Как вы думаете, почему?
Дети: Хорошо учился, никого не обижал, был сиротой и т.д.
Педагог: Однажды Хэдоко очень понравилась одна книга, и он взял её без спроса. Послушайте, что из этого получилось.
(Зачитывается отрывок из повести.
Приложение 2)
Педагог: Ребята, как вы думаете, будет Хэдоко после этого разговора с учительницей брать вещи без спроса? (Ответы детей)
Педагог: Но была у Хэдоко ещё одна плохая привычка. Бродяжничая. Он научился говорить бранные слова. А это красиво? (Ответы детей) И однажды он услышал разговор Марии Яковлевны с другой учительницей.
(Зачитывается отрывок из повести.
Приложение 3)
Педагог: Так бы и продолжалась жизнь Хэдоко, но старший брат узнал о смерти родителей, нашёл ребятишек и взял их к себе. Хэдоко стал жить с братом и сестрёнкой, помогал брату пасти оленей и решил, что он обязательно будет учиться дальше.
Педагог: Ребята, вам понравился герой книги «Младший сын Вэдо»?
Кто написал эту книгу? Что нового вы узнали об авторе?
Чем вам понравился герой книги?
Хотелось бы вам иметь такого друга, как Хэдоко?
Ребята, сейчас вы ещё не сможете прочитать эту книгу. Но, если вы будете стремиться к учению, как наш герой Хэдоко, вы сможете прочитать не только эту историю, а ещё много замечательных книг.
Приложение 1.
Я один оставался теперь на улице. Наломал ещё охапки четыре тальника. Руки щипало от холода в старых облезших рукавицах. Особенно ныл отмороженный накануне большой палец на левой руке. Промёрзшая малица топорщилась, как деревянная. Я взял большую охапку тальника и понёс в чум, а сам думаю: «Если войду с топливом, может быть, меня не выгонят».
Но едва успел я появиться в дверях, как старуха закричала:
- Куда идёшь, негодный мальчишка? Когда нужно будет топливо, скажем. Убирайся живее! Разве не видишь, что в чуме мужчины? Ступай заготовлять хворост. Вот когда выйдут из чума собаки, тогда войдёшь ты.
Я опять вышел на улицу. Через силу начал снова ломать кустарник. Руки совсем замёрзли. Лицо заледенело от снега. Я отошёл в место, защищённое от ветра кустарником, лёг ничком в разрытую оленями яму и скоро заснул.
Разбудил меня удар по голове чем-то твёрдым, даже в глазах заискрилось. В испуге вскочил на ноги. Около меня стояла старуха-хозяйка с колотушкой в руках и орала во всё горло. Опять подняла свою колотушку, и я покачнулся от удара.
И вдруг меня охватила страшная злоба. Вместо того, чтобы ломать тальник, я бросился на старуху и вцепился зубами в её одежду.
Хозяйка ударила меня по лицу кулаком. Как лоскут шкуры, отлетел я в сторону. Ещё несколько ударов добавила она колотушкой и крикнула:
- Ломай тальник, собачье отродье! Иначе еды не жди. Подыхай с голоду!..
Старуха ушла в чум, а я остался лежать на снегу.
Приложение 2.
На другой день во время последнего урока учительница начала проверять наши тетради и, как будто между прочим, спросила:
- Дети, у нас время пропала одна книга. Никто из вас её не брал?
Все ребята ответили:
- Нет, мы не брали.
Я тоже встал и сказал:
- Я не брал.
Учительница отпустила всех по домам, а мне сказала:
- Коля, останься со мной.
Я испугался: «Учительница будет говорить о пропавшей книге, будет меня бранить, сильно мне попадёт».
Когда все ушли, Мария Яковлевна села рядом со мной на скамейку, пристально посмотрела мне в глаз, и в её взгляде была не злоба, а материнская ласка, которой я так давно не знал. Я почувствовал, как изменился в лице, глаза забегали, кровь прилила к лицу, мне казалось, что она вот-вот брызнет сквозь кожу.
Учительница тихо заговорила:
- Коля, расскажи, как ты живёшь. Что думаешь делать? Не нужно ли тебе чего-нибудь? Может быть, тебе хочется иметь интересную книгу?
Я рассказал ей всё о себе.
Выслушав мой рассказ, Мария Яковлевна сказала:
- Помни, Коля, если ты хочешь стать настоящим человеком, будь правдивым и честным. Если тебе что-нибудь нужно, попроси, но не бери сам. Если нашёл что-нибудь, отдай хозяину. Нельзя брать чужих вещей.
Мне было стыдно, но я не мог заставить себя признаться, что это я взял книгу.
На другой день, во время перемены, когда все вышли из класса, я тихонько сунул книгу на место.
Приложение 3.
Вдруг слышу, кто-то подъехал к школе. Из саней вышла учительница лесозаводской школы и прошла в комнату Марии Яковлевны. Дверь за мной закрылась не плотно, и я услышал, о чём они говорили.
- Дай мне совет, Аня, - говорила Мария Яковлевна. – Ты видела сидящего в кресле мальчика. Это бездомный ненецкий сирота. Очень редкий случай, чтобы ненец поступил в школу, а этот мальчик сам захотел учиться. По учёбе он идёт впереди других. Он мой любимый ученик, но очень запущен. У него много дурных привычек, он плохо влияет на товарищей, многие из них стараются ему подражать, а я не могу прогнать сироту, скитавшегося многие годы. У него такие живые глаза, как огоньки светятся.
Пробовала я его наказывать, но из этого ничего не получилось. Он стал только хуже учиться. Он очень обидчив. Зла не забывает. Вообще он необычный ребёнок. Сам себя кормит – после уроков собирает милостыню. Других источников существования у него нет.
Однажды в праздник я проследила за ним. Он пошёл в деревню Ёкуши. Оказывается. Он ходил туда навестить младшую сестрёнку. И не просто пошёл – отнёс сестрёнке хлеба.
Он очень скрытный. Никогда не скажет лишнего слова, держится так, словно на каждом шагу ему грозит опасность и, кажется, никому не верит. При мне слезинки не проронит, а когда я прихожу отпускать его вечером, глаза у него распухшие от слёз. Другие дети плачут-разливаются в присутствии учителя, а у него этого нет.
Как мне с ним поступить? Как заставить его поверить мне? Как могла бы я хоть отчасти вернуть ему потерянное детство? Многое отдала бы я, чтобы сделать из этого ребёнка человека.
Они заговорили тише, и больше я ничего не услышал.
Рекомендуем посмотреть:
Беседа с детьми 1-2 класса по теме: «Зима»
Осеннее развлечение в 1 классе. Сценарий
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для 1 класса
Сценарий праздника. Прощание с азбукой, 1 класс
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии
Осенний праздник в начальной школе
Конкурсная программа для младших школьников
Театрализованное представление для младших школьников
Развлекательная программа для 1, 2, 3, 4 классов на 1 сентября