Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактические игры по ФЭМП для детей 4-5 лет в детском саду

Обобщение опыта работы по ФЭМП
Обобщение опыта работы по теме: «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 4 – 5 лет»
Описание: Предлагаемый материал содержит советы и рекомендации по ФЭМП у детей среднего возраста. Данная информация будет полезна воспитателям детского сада.
Автор: Васильева Татьяна Александровна
Место работы:Воспитатель МБДОУ «Детский сад №16 г. Красноармейска Саратовской области»

«Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». А.В. Запорожец
Пояснительная записка.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Цель моего опыта работы – формировать у детей математические представления через дидактические игры.

Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны - дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактическая игра требует усидчивости, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает, наблюдательность, фантазию, память; учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Большое значение имеет использование привлекательных для детей наглядных пособий. Наглядность отвечает психологическим особенностям детей, т. к. в этом возрасте у детей преобладает наглядно- образное мышление.
Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания.
Материал также должен быть красочным, художественно выполненным, соответствовать возрасту детей. Воспитатель должен показать все приёмы работы и детально разъяснить последовательность действия.
Когда дети усвоят способ действий, можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции. Прочнее знания будут от неоднократного повторения однотипных упражнений, но при этом надо менять наглядный материал, варьировать приемы работы, т. к. однообразные действия утомляют малышей.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры.
Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно я - ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
По мере накопления у детей математических представлений, появляется возможность использовать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания и закреплять уже усвоенные ранее.
Приведу примеры некоторых игр, которые я изготовила для обучения детей математике.
Игра-конструктор «Сложи картинку»



Цель: упражнять в составлении силуэтов предметов из отдельных частей (геометрические фигуры).
Материал: плоские геометрические фигуры разной величины, образцы.
Ход игры: Воспитатель предлагает назвать игрушки на образцах, и составить любую из них, пользуясь набором фигур.
Дидактическая игра на логическое мышление "Где чей домик"



Цель: закрепление порядкового счёта, знаний цифр, умений раскладывать предметы по величине.
Материал: домики и ёлочки 5 размеров.
Ход игры: 1. Расставить домики по размеру.
2. Поставить к каждому домику ёлочку соответствующего размера.
3. Назвать порядковый номер любого из домиков, или цвет, например, пятого, третьего домика.
4. Расставить домики по номерам, составляя из них числовой ряд.
5. Расселить животных, называя или порядковый номер домика, или цвет, или номер дома.
Вот сколько вариантов игры с одним пособием можно предложить детям.
Дидактическая игра «Составь поезд»


Цель: закрепление понимания отношений между числами натурального ряда. Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 5.
Ход игры: 1. Дети составляют поезд с вагончиками по количеству точек на вагонах.
2. Назвать номера вагонов в прямом и обратном порядке; последующий и предыдущий к названному; определять пропущенный номер вагона.
3. Называть порядковый номер названного вагона (по цвету).

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить кругозор.

Рекомендуем посмотреть:

Геометрические сказки для детей 4-5 лет Картотека игр по ФЭМП для детей средней - старшей группы Квест - игра по математике в средней группе ДОУ
Викторина по экологии для детей средней группы детского сада | Весенняя квест - игра для детей средней группы детского сада
Опубликовано: 1867 дней назад (8 апреля 2017)
Просмотров: 8883
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!