Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План-конспект урока ИЗО в 5 классе. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

План-конспект урока-викторины по ИЗО в 5 классе
Автор: Южанина Татьяна Александровна,
Учитель изобразительного искусства МБОУ СШ № 36 г. Архангельска
Цель: Обобщение и закрепление пройденного материала через игровую деятельность.
Описание материала: Статья для учителей изобразительного искусства. План-конспект урока ИЗО в 5 классе по теме "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека", время проведения - конец 3 четверти.

Тема урока: «Декоративное искусство в жизни человека»
Тип урока: обобщающий урок-викторина
Класс: 5 (возраст: 11-12 лет).
Форма проведения: игра – викторина.

Цель: Обобщение и закрепление пройденного материала через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
• Закрепление знаний, умений и навыков по теме.
• Учить применять полученные знания и умения на практике.
• Учить выполнять задания как индивидуально, так и в команде.
Развивающие:
• Способствовать развитию логического и образного мышления.
• Развитие коммуникативных способностей и навыков работы учащихся в группах.
• Развитие интереса к декоративному искусству в целом и предмету ИЗО в частности.
Воспитательные:
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному и чувства личной ответственности за общее дело.
Привитие привычки выполнять задания аккуратно и в соответствии с требованиями.

Оборудование и материалы:
1.Учебники Н.А.Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. – М.: Просвещение, 2011. (по программе Б.М.Немецкого)
2.Художественные материалы: листы бумаги, фломастеры, простые карандаши.
3. Раздаточный материал:
3.1 Карточки для выполнения задания № 1 (Приложение 1).
3.2 Карточки для выполнения задания № 5 (Приложение 4).
3.3 Домашнее задание (Приложение 3).
4. Оформление доски:
4.1 Написать тему урока.
4.2 Начертить кроссворд (Приложение 2).
4.3 На обратной стороне доски написать слова к заданию № 3.
4.5 Вывесить на доску иллюстрации по Северным росписям: мезенская, борецкая, пучужская, городецкая.
5. Плакаты с изображением народных ремесел (для задания № 2) – вывесить на стену у доски; изделия народного творчества – выставить у доски для всеобщего обозрения.

Общая характеристика урока-викторины
Урок-викторина представляет собой игру. Данная форма проведения мероприятия выбрана не случайно. Игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Игра предназначена для учащихся 5-го класса и разработана с учетом их возрастных особенностей. В игре участвуют четыре команды 5-го класса, имеющие капитана, название и девиз. Задания, направленные на развитие логического мышления, чередуются с творческими конкурсами. В середине урока проводится физминутка, развивающая пространственное мышление. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы.

Оформление класса:
расставить столы по 2 вместе и стулья для 4-х команд из 6 человек (24человека +1человек в помощь учителю для заполнения таблицы результатов и раздачи и сбора карточек); оформление доски и стены в соответствии с планом.
План урока-викторины
I. Организационный момент – 3 мин.
II. Вводное слово учителя о роли декоративного прикладного искусства в жизни человека и общества – 2 мин.
III. Выполнение конкурсных заданий на повторение и закрепление пройденных тем (работа в командах) – 35 мин.
IV. Физминутка на развитие пространственного воображения – 2 мин.
V. Выдача и объяснение домашнего задания – 1 мин.
VI. Подведение итогов (подсчет баллов) – 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент - 3 мин.
Слова учителя: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Сегодня у нас необычный урок, а урок-игра. Игра - викторина, цель которой состоит в том, чтобы повторить и закрепить полученные знания по теме «Декоративное искусство в жизни человека».

В данной игре, как и в любой другой игре, есть правила:
1. Все учащиеся класса делятся на команды, в каждой команде выбирается капитан. Команды имеют свое название и девиз.
2. Не разрешается выкрикивать ответы с места. Следует поднять руку, если команда знает правильный ответ и готова ответить. Капитан решает, кто из членов команды отвечает на поставленный вопрос.
3. За нарушение правил, команда штрафуется (-1 балл).
4. Выигрывает команда, которая набирает наибольшее количество балов по завершению игры-викторины. Победители получают отметки в журнал (оценка 5).

II. Вводное слово учителя о роли декоративного прикладного искусства в жизни человека и общества - 2 мин.
Слова учителя: Начинаем нашу викторину!
Мы знаем, что декоративно-прикладное искусство играет очень большую роль в жизни человека. Оно отличалось многообразием применяемых материалов и высоким исполнительским мастерством, которое было способно выражать значительные идеи, не нарушая практической целесообразности предметов. Начиная с древних времен, люди развивали художественные ремесла обработки камня, дерева, кожи, металлов, слоновой кости, гончарное и ювелирное дело. Человек стремился окружить себя не только удобными и практичными предметами, но и красивыми, а красота создается благодаря творческому воображению художника.
И творческое воображение вам понадобится при выполнении 1 задания.

III. Выполнение конкурсных заданий на повторение и закрепление пройденных тем (работа в командах) – 35 мин.
1 задание (14 мин.) «ЭМБЛЕМА КОМАНДЫ»
Объяснение задания учителем:
Каждая команда, получает карточку с одним из названий северных росписей (приложение 1), которые мы изучали на уроках ИЗО. Вам предстоит придумать название и девиз в соответствии с росписью, оформить эмблему и представить свою команду.
Время на подготовку и выполнение рисунка эмблемы -10 мин.
Время на выступление – 1 мин. на каждую команду.
Оценка – за изображение эмблемы 1 балл, за выступление 1 балл (Помощник учителя записывает названия команд в таблицу и проставляет баллы за выполнения задания).
Команды представлены, и мы переходим ко второму заданию
2 задание (2 мин.) «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»
Объяснение задания учителем:
Вам предстоит ответить на вопрос. Каждая команда называет один вариант ответа, подняв руку вверх, за каждый правильный ответ -1балл. В случае неправильного ответа, право ответа переходит другой команде.
- Какие виды творческих народных ремесел вы можете назвать? Найдите называемые ремесла и предметы народного творчества на плакатах (обучающиеся показывают нужные иллюстрации у доски).
Ответы обучающихся:
Роспись по дереву, резьба по дереву, резьба по кости, плетение из бересты, глиняная игрушка, соломенная игрушка, вышивка, ткачество, гончарство и т.д.
За каждый правильный ответ – 1 балл (Помощник учителя проставляет баллы в таблицу)
3 задание (2 мин.) «АНАГРАММЫ»
Объяснение задания учителем:
На доске написаны слова. Вам предстоит переставить буквы в предложенных словах так, чтобы из них получилось новое слово, относящее к сфере искусства. Помните, что исходное и новое слово состоят из одних и тех же букв. Новые слова вы должны написать на листе бумаги.
Время на выполнение задания – 1 мин.
Время на ответы команд – 1 мин.
Пример: МЮТНРАТРО - Н…(Натюрморт)

КАРКАС – К…
МОЛЬБА – А…
НАТИРКА – К…

Правильные ответы обучающихся: краска, альбом, картина.
Выходят капитаны команд с ответами и зачитывают их поочередно. За каждое правильно составленное слово – 1 балл.
4 задание (5 мин.) «КРОССВОРД»
Объяснение задания учителем:
В этом задании вам нужно разгадать кроссворд на тему «Декоративное искусство древнего общества». 9 вопросов. Отвечает, команда, первая поднявшая руку. За каждый правильный ответ – 1 балл. В случае неправильного ответа, право ответа переходит другой команде.
(Приложение 2).
1. Что строили Египтяне, величина и пышность убранства чего зависели от знатности умершего человека (пирамиды)
2. Египетский символ в виде жука (скарабей)
3. Название птицы, украшавшей нагрудный квадрат халата китайского чиновника высшего ранга (журавль)
4. Что символизировал желтый цвет в древнем обществе (солнце)
5. Какой цвет символизировал природу и её плодородие (зеленый)
6. Какое сказочное животное украшало одежду китайского императора (дракон)
7. Что подчеркивало красоту фигур древних людей (одежда)
8. Какое животное изображали на одежде китайского военного чиновника (лев)
9. Полновластный правитель Египта (фараон)

(Учитель вписывает правильные слова в кроссворд на доске, помощник учителя вписывает баллы в таблицу за правильные ответы командам).

IV. Физминутка на развитие пространственного воображения – 2 мин.
«ТАЛАНТЛИВЫЙ ХУДОЖНИК»
Обучающие встают около своих стульев и обеими руками в воздухе очерчивают симметричные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, учитель показывает движения руками. Эта физминутка задействует оба полушария головного мозга.
Слова учителя: Немного размявшись, мы переходим к следующему заданию.
5 задание (3 мин.) «МАТЕРИАЛЫ ХУДОЖНИКА»
Объяснение задания учителем:
В этом задании вам необходимо составить слова из слогов, находящихся на разных карточках. Всего должно получиться 5 слов (Приложение 4). За каждое правильно составленное слово – 1 балл.
(Учитель выдает карточки с разрезанными пополам словами, помощник учителя выставляет баллы в таблицу за правильно составленные слова).
Время на выполнение задания – 2 мин.
Проверка задания – 1 мин.
Правильные ответы: карандаш, краска, акварель, палитра, кисть.

Слова учителя: Ребята, посмотрите какие слова у нас получились, в какую группу предметов их можно объединить?
Ответ учащихся: художественные материалы, которые использует художник в своей работе.
6 задание (9мин.) "ТЫ-ХУДОЖНИК"
Объяснение задания учителем:
Данное задание заключительное. Вам необходимо прорисовать орнамент предмета, изображенного на листе бумаги, простым карандашом. Каждая команда получает свое задание с указанием № страниц учебника, где можно получить подсказку. Это индивидуальная работа, за которую каждый из вас получит отметку в журнал на следующем уроке.
(Учитель выдает задание, распечатанное на листах бумаги, с контурами предметов ДПИ, задание у каждой команды своё. Обучающие открывают учебники на нужной странице, смотрят иллюстрации, прорисовывают орнамент простым карандашом. Помощник учителя подсчитывает баллы).

V. Выдача и объяснение домашнего задания – 1 мин.
Объяснение задания учителем:
Домашнее задание: Закончить начатую сегодня на уроке работу - выполнить рисунок в цвете (гуашевыми красками) и принести на следующий урок готовый законченный рисунок.
-Вопросы по домашнему заданию?
(если у обучающихся возникли вопросы, учитель отвечает).

VI. Подведение итогов – 2 мин.
Слова учителя: Вы, ребята, сегодня молодцы!
Мне понравилось, как вы слаженно работали в командах. Я благодарю за активную работу все команды. Подведем итоги нашего урока-викторины.
Вопрос учителя: И так, ребята, что такое декоративно-прикладное искусство?
Ответы учащихся: Это предметы быта, украшенные декором.
Вопрос учителя: Для чего необходимо украшать предметы быта?
Ответы учащихся: Чтобы наполнить вещь смыслом, сделать её красивой и исключительной.
Слова учителя: А у нас уже подсчитаны баллы и мы готовы объявить команду победителя!
(Учитель объявляет результаты, начиная с команды, набравшей наименьшее количество баллов. Поздравляем всем классом команду победителей (аплодисментами). Учитель выставляет отметку «5» всем членам команды победителя и помощнику, который помогал весь урок учителю).
Методическая литература
1. Горяева Н.А., О.В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
2. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: П ВАКО, 2012.
3. Рабочая программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014 год.

Приложение 1
Карточки к заданию «ЭМБЛЕМА КОМАНДЫ»

__________________________________________________________________
Городецкая роспись
Зарождение: сер. XIX века, город Городец
Фон: роспись фоновая
Цветовая гамма: очень богатая цветовая гамма
Оживка: есть, выполнена белым цветом
Обводка: частичная, выполнена черным цветом
Основные элементы: растительный орнамент - бутоны цветов, листья
Композиция: жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры
__________________________________________________________
Мезенсккая роспись
Зарождение: нач. XIX века на реке Мезень
Фон: безфоновая
Цветовая гамма: черный, красный
Оживка: нет
Обводка: есть, черного цвета
Основные элементы: геометрический орнамент
Композиция: животные (кони, олени), птицы.
__________________________________________________________________
Борецкая роспись
Зарождение: село Борок на реке Северная Двина , XVIII века.
Фон: редко (желтый, охра)
Цветовая гамма: красный – основной, оранжевый, синий, коричневый, желтый, зеленый.
Оживка: нет
Обводка: все элементы обводятся черным цветом
Основные элементы: двух, трех – лопастные листья, «барашек», дуга с горошинами.
Композиция: жанровые сценки: чаепития, гуляния, а также Древо жизни, цветы, птицы, ягоды, изящные листья цветы, птицы, ягоды, изящные листья.
__________________________________________________________
Пучужская роспись
Зарождение: село Пучуга на Северной Двине, кон. XIX в. – нач. XX веков
Фон: нет
Цветовая гамма: красный-основной цвет, желтый, зеленый
Оживка: есть, белого цвета
Обводка: нет
Основные элементы: двух, трех – лопастные листья, «барашек», дуга с горошинами.
Композиция: жанровые сцены – катание на лошадях.
______________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2
«КРОССВОРД»


Вопросы (ответы):
1. Что строили Египтяне, величина и пышность убранства чего зависели от знатности умершего человека (пирамиды)
2. Египетский символ в виде жука (скарабей)
3. Название птицы, украшавшей нагрудный квадрат халата китайского чиновника высшего ранга (журавль)
4. Что символизировал желтый цвет в древнем обществе (солнце)
5. Какой цвет символизировал природу и её плодородие (зеленый)
6. Какое сказочное животное украшало одежду китайского императора (дракон)
7. Что подчеркивало красоту фигур древних людей (одежда)
8. Какое животное изображали на одежде китайского военного чиновника (лев)
9. Полновластный правитель Египта (фараон)
_____________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Задание для 1 команды:
Домашнее задание по теме «Декоративное искусство в жизни человека»
Задание (учебник стр. 70-74):
1. Прорисуйте орнамент игрушки каргопольской росписью простым карандашом.
2. Выполните рисунок в цвете гуашевыми красками.

Задание для 2 команды:
Домашнее задание по теме «Декоративное искусство в жизни человека»
Задание (учебник стр. 71-74):
1. Прорисуйте орнамент игрушки дымковской росписью простым карандашом.
2. Выполните рисунок в цвете гуашевыми красками.

Задание для 3 команды:
Домашнее задание по теме «Декоративное искусство в жизни человека»
Задание (учебник стр. 77-81):
1. Прорисуйте орнамент посуды гжельской росписью простым карандашом.
2. Выполните рисунок в цвете гуашевыми красками.

Задание для 4 команды:
Домашнее задание по теме «Декоративное искусство в жизни человека»
Задание (учебник стр. 87-91):
1. Прорисуйте орнамент посуды хохломской росписью простым карандашом.
2. Выполните рисунок в цвете гуашевыми красками.

______________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Карточки к заданию «МАТЕРИАЛЫ ХУДОЖНИКА»


кара - ндаш

кра - ска

аква - рель

пали - тра

ки - сть

Правильные ответы: карандаш, краска, акварель, палитра, кисть.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе Материалы на тему: Путешествие в страну белого цвета Материал на тему: Путешествие в страну черного цвета Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Проектная деятельность в изобразительном искусстве | План - конспект урока ИЗО в 5 классе. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Опубликовано: 3454 дня назад (9 июня 2015)
Просмотров: 12860
+4
Голосов: 4
Елена Григорьевна Полякова # 10 июня 2015 в 09:29 +1
Уважаемая Татьяна Александровна, поддерживаю Вас первым голосом!
Представленный урок очень содержателен, методически правильно выстроен,
материал соответствует поставленной цели. К уроку даны подробные приложения.
Однако есть небольшие недочёты, которые не трудно поправить:
- задачи формулируйте одинаково (что делать?);
- материал можно прекрасно проиллюстрировать образцами декоративно-прикладного
творчества и другими фото;
- аккуратнее работайте со стилистикой ("немного размявшись", согласитесь, не звучит);
- смелее используйте шрифты для оформления работы, выделяйте цель, задачи, описание
материала и т.п. жирным (см.рекомендации сайта.
Думаю, что огромный труд, вложенный Вами в этот урок, не останется без внимания коллег
и многим станет хорошим подспорьем в работе.
Желаю дальнейших творческих успехов и удач! С уважением, Елена Григорьевна.
Татьяна Александровна Южанина # 10 июня 2015 в 13:04 0
Елена Григорьевна, спасибо за отзыв и за советы! Приму к сведению!
Ирина Николаевна Ступченко # 10 июня 2015 в 16:20 +1
Дополнительно преподаю в 5 классах ИЗО и Ваш конспект просто прекрасный. Столько интересного и занимательного. Взяла на заметку. Примите голос!
Татьяна Александровна Южанина # 10 июня 2015 в 16:27 0
Большое спасибо!
Татьяна Александровна Южанина # 10 июня 2015 в 17:57 0
Уважаемые коллеги, оставляйте, пожалуйста, комментарии и голоса вот сдесь - https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-aleksandrovna-yuzhanina/plan-konspekt-uroka-izo-v-5-klase-dekorativno-prikladnoe-iskustvo-v-zhizni-cheloveka-s-fotosoprovozhdeniem.html . Это тот же конспект, только с фотографиями! Спасибо!