Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

Методическая разработка конспекта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Секреты филимоновской игрушки»
Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 75, г. Ульяновск.
Описание материала. Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.
Конспект урока: «Секреты филимоновской игрушки».
Цели урока: углубление знаний учащихся о центрах глиняной народной игрушки;
-закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков;
-ознакомление с русским народным орнаментом, с его основными элементами;
-показ роли и значение символики и колорита народных узоров.
-развить чувство патриотизма, интерес к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
Образовательная: закрепление знаний геометрического узора на глиняных игрушках.
Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умение понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: способствовать эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность.
Материалы к уроку:
-Образцы глиняных игрушек.
-Таблицы с образцами росписи.
-Краски, палитры
-Презентация
Музыкальный ряд: русская народная музыка .
План урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивация учащихся. Актуализация имеющихся знаний.
Самобытность искусства народных мастеров (сравнение каргопольских и филимоновских игрушек).
История появления промысла.
Филимоновские игрушки и Одоевские ярмарки.
Своеобразие декора филимоновских игрушек. Особенности красок, инструментов, применяемых для росписи.
Отличие филимоновских игрушек от других глиняных игрушек(вытянутые шеи, длинные ноги у животных, яркие полоски, елочки в росписи).
3. Подготовка к творческой работе.
4.Изложение нового материала.
Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами- одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие каменных храмов, и создатели народных песен и сказок, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы...

-Внимательно посмотрите и скажите, какие игрушки здесь представлены? (каргопольские)
-Как вы определили? (полканы характерны только для каргопольских игрушек, сами формы и декор на игрушках отличаются от других народных игрушек).

- А теперь посмотрите на эти игрушки, как они называются?(филимоновские)
-Чем они схожи и чем отличаются? (похожи по форме, отличаются цветовой гаммой и своеобразием нанесения орнамента).
В творчестве своем они отражали чаяния и мечты крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала. Потому – то их работы не утратили своей ценности на протяжении многих лет.
Искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в эти края, как утверждают специалисты, из далекого верхнего палеолита. Во всяком случае, обрядовые статуэтки, найденные археологами в древних курганах одоевской земли, позволяют сделать такие предположения. А местные предания относят истоки гончарного ремесла к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл горшечник Филимон, положивший начало здешнему гончарству .А распространению его способствовали большие залежи жирных глин и тощие почвы для земледелия. Сообщения о занятиях гончарством местных жителей удалось найти в «Тульских губернских ведомостях» 1871 года: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством, гончарством… Гончарные и щепные изделия сбываются в городе Одоеве». Где не в пример другим тульским городам ярмарки устраивали сем раз в год.
На белых игрушках, чем-то напоминающие белоснежную «дымку», глянцевато блестели тонкие полоски-красная, желтая, зеленая. Повторяясь, они «одевали» фигурки в нарядную полосатую одежку.
А парочки, их называют здесь «любота»» барыньки», были «одеты» в малиновые жакеты. Юбки у женских фигурок расписаны елочками, солнышками, треугольниками, а брюки у мужских фигурок - полосатые…
Искусствоведы утверждают, что этот графический прием росписи глиняной игрушки сохранился только здесь. И в этом первый секрет филимоновской дели, как издавна зовут здесь глиняную игрушку-свистульку.

Краски у мастериц тоже особые: анилиновые краски, разведенные на цельном курином яйце, кистью служат перья, вынутые из крыла куриц. Существует определенный порядок нанесения красок: сначала желтые полоски и пятна, обводка их красным перышком, а затем очередь зеленой полоски и синей.

Лимонка, малинка, зеленка, так ласково называют они свои краски. А начинают писать всегда с центра, а от него уже развивают роспись дальше, повинуясь своему чутью. А елочки, кружочки, солнышки кладут на юбки «барынек», спинки свинок, которые являются древними обрядовыми знаками, так же, как и полоски, впрочем, призванные по старинному поверью, нести духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы.

«Идет линия - и грает глиняная, а медный рог, да бросить под порог»- любимая поговорка у филимоновских игрушечников.
5.Постановка творческой задачи.
-выполнить эскиз изделия по мотивам народных игрушек
-подготовить их к выставке-ярмарке
-прорекламировать свой товар и ответить на вопросы посетителей.
6.Тест на определение узоров промысла.

-Узоры каких мастеров здесь представлены?
-Что объединяет народный игрушечный промысел Каргополя и Филимонова?
-Как вы их определили?
7.Педагогическое руководство творчеством учащихся.
8.Подведение итогов урока.
-Что нам удалось сегодня на уроке?
-Что не удалось и почему?
-Чему научился на уроке? О чем я хотел бы рассказать своим друзьям?
9. Анализ работ учащихся, выставление оценок.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Конспект урока ИЗО в 5 классе. Убранство русской избы Урок по искусству с применение «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо (Р Конспект урока ИЗО в 6 классе. Стихия моря в творчестве художников

Похожие статьи:

Конспект урока ИЗО в 4 классе по теме «Все народы скорбят о погибших борцах и воспевают их»

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Конспект урока ИЗО в 6 классе. Стихия моря в творчестве художников | Звуковая игрушка Снегирь. Мастер-класс с пошаговым фото
Опубликовано: 3781 день назад (27 июня 2014)
Просмотров: 6904
+9
Голосов: 9
Татьяна Вениаминовна Волкова # 27 июня 2014 в 16:13 +3
Народное творчество развивает логическое мышление и способствует развитию творчества. Филимоновские игрушки на редкость красивы и своеобразны. Перед своими учениками вы раскрыли много творческих секретов и познакомили их с интересным материалом. Мой голос +1
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 27 июня 2014 в 18:33 +2
Татьяна Вениаминовна! Огромное вам спасибо за позитивный отзыв. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 27 июня 2014 в 18:55 +3
Очень интересное и познавательное занятие у Вас получилось! Ведь сама по себе народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. И проводя такие занятия Вы передаете подрастающему поколению тот художественный дар прошлого, развивая тем самым творчество юных художников. Спасибо за занятие! Хоть и работаю я с дошкольниками, но о филимоновской игрушке мы говорим, а значит и занятие Ваше мне пригодиться. С удовольствием отправлю его в закладки. А Вам желаю творческого вдохновения и успеха! Мой голос +1.
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времён.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Н. Денисов
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 27 июня 2014 в 19:09 +2
Ирина Вячеславовна! Огромное вам спасибо за отзыв . Отдельное спасибо за стихи Н.Денисова, которые как нельзя кстати к теме урока, в дальнейшем обязательно их постврвюсь использовать!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 27 июня 2014 в 19:18 +3
Изобразительное искусство - это прекрасный, удивительный и притягательный мир. Ваш Конспект урока построен профессионально, четко сформулированы образовательные задачи в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. На своём уроке вы развиваете мышление, т.е. учите анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать , определять и объяснять понятия. Овладение этими методами это означает, что исход занятия будет только положительным. Спасибо за достойный материал. Примите мой голос.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 27 июня 2014 в 19:23 +1
Спасибо Вам огромное, Татьяна Николаевна за позитивный отзыв. Такие отзывы помогают по-иному взглянуть на материалы известных уроков, хочется найти что-новое, интересное.Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Регина Сириновна Сабирзянова # 27 июня 2014 в 20:30 +2
Рамиль Фарукович! Применение наглядного материала сразу обогатило содержание вашего урока. Добавление исторических сведений раскрывает ребятам секреты филимоновской игрушки, а тест помогает закреплению пройденного на уроке. +1
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 27 июня 2014 в 20:33 +1
Регина Сириновна! Огромное вам спасибо за содержательный отзыв. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Дина Алексеевна Складанная # 27 июня 2014 в 20:52 +2
Добрый вечер, Рамиль Фарукович! Очень ценные сведения у Вас собраны по филимоновской игрушке, много зрительного материала, полное объяснение по росписи данной игрушки. Очень хорошо информирована разработка, дает прекрасное представление о народном промысле, который мало изучен и мало доступен в смысле ее реализации в широком смысле. Вы нашли чем меня удивить. Спасибо! Ставлю голос +1.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 28 июня 2014 в 12:48 +1
Добрый день, Дина Алексеевна!Спасибо вам за подробный и ценный отзыв. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Маргарита Александровна Гришина # 28 июня 2014 в 08:04 +3
Рамиь Фарукович,прекрасно разработанный материал из области изобразительного искусства.
Вы с помощью таких занятий развиваете интерес к истокам русской культуры,к тонкостям и особенностям Филимоновской глиняной игрушки.Развивается воображение,фантазия,творческое мышление через познание и практику,изучается символика русских орнаментов и их значение. Очень интересный материал.Я вам советую делать фотоматериал в рекомендуемом формате- будет зрелищнее и по требованиям.Большой удачи вам.Мой голос+1
Вера Александровна Орехова # 28 июня 2014 в 10:11 +2
Очень полезная и нужная любому педагогу разработка. Спасибо за познавательный материал, обязательно возьму себе на заметку.Думаю, что детям очень понравилось на уроке, узнали много нового о секретах филимоновской игрушки. Спасибо! УДАЧИ!
Елена Юрьевна Кокорина # 28 июня 2014 в 23:11 +1
Очень хорошая методическая разработка, Рамиль Фарукович. В доступной форме для детей Вы сумели раскрыть секреты Филимоновской игрушки.
Игрушки разрисованы,
Они из Филимоново.
Словно солнышко горят.
В руках приятно подержать.
Они, как солнце желтоваты,
Но, их шеи длиноваты.
Петушки, и,поросята.
Медвежата и козлята.
Мастерицы постарались.
За кисти, краски взялись.
Вот зелено-красные полоски,
Солнце, елки, и горошки.
В сказку мы с тобой попали,
Такое чудо, где видали?
Ярмарка, для вас ребята.
Слышен свист далековато. (Сидорова Галина)
Спасибо и удачи Вам!!!
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 29 июня 2014 в 09:23 0
Елена Юрьевна! Спасибо за позитивный отзыв и за стихи. Они как нельзя кстати по данной теме. На уроках постараюсь их использовать. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!!!
Инна Петровна Музыченко # 30 июня 2014 в 01:00 +1
Уважаемый Рамиль Фарукович! Не могу не отметить легкость и ненавязчивость подачи материала. Очень просто и вместе с тем очень интересно. Захватывает!
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 30 июня 2014 в 08:07 0
Ирина Петровна!Огромное спасибо вам за комментарий МК и позитивный отзыв. Рад сотрудгничеству с вами!!!
Ольга Васильевна Яковлева # 1 июля 2014 в 17:42 +1
Интересный и познавательный конспект урока. Вы раскрыли детям секреты филимоновской игрушки. Спасибо за предоставленный материал. Творческих успехов! голос