Методическая разработка конспекта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Секреты филимоновской игрушки»
Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 75, г. Ульяновск.
Описание материала. Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.
Конспект урока: «Секреты филимоновской игрушки».
Цели урока: углубление знаний учащихся о центрах глиняной народной игрушки;
-закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков;
-ознакомление с русским народным орнаментом, с его основными элементами;
-показ роли и значение символики и колорита народных узоров.
-развить чувство патриотизма, интерес к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
Образовательная: закрепление знаний геометрического узора на глиняных игрушках.
Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умение понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: способствовать эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность.
Материалы к уроку:
-Образцы глиняных игрушек.
-Таблицы с образцами росписи.
-Краски, палитры
-Презентация
Музыкальный ряд: русская народная музыка .
План урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивация учащихся. Актуализация имеющихся знаний.
Самобытность искусства народных мастеров (сравнение каргопольских и филимоновских игрушек).
История появления промысла.
Филимоновские игрушки и Одоевские ярмарки.
Своеобразие декора филимоновских игрушек. Особенности красок, инструментов, применяемых для росписи.
Отличие филимоновских игрушек от других глиняных игрушек(вытянутые шеи, длинные ноги у животных, яркие полоски, елочки в росписи).
3. Подготовка к творческой работе.
4.Изложение нового материала.
Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами- одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие каменных храмов, и создатели народных песен и сказок, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы...
-Внимательно посмотрите и скажите, какие игрушки здесь представлены? (каргопольские)
-Как вы определили? (полканы характерны только для каргопольских игрушек, сами формы и декор на игрушках отличаются от других народных игрушек).
- А теперь посмотрите на эти игрушки, как они называются?(филимоновские)
-Чем они схожи и чем отличаются? (похожи по форме, отличаются цветовой гаммой и своеобразием нанесения орнамента).
В творчестве своем они отражали чаяния и мечты крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала. Потому – то их работы не утратили своей ценности на протяжении многих лет.
Искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в эти края, как утверждают специалисты, из далекого верхнего палеолита. Во всяком случае, обрядовые статуэтки, найденные археологами в древних курганах одоевской земли, позволяют сделать такие предположения. А местные предания относят истоки гончарного ремесла к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл горшечник Филимон, положивший начало здешнему гончарству .А распространению его способствовали большие залежи жирных глин и тощие почвы для земледелия. Сообщения о занятиях гончарством местных жителей удалось найти в «Тульских губернских ведомостях» 1871 года: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством, гончарством… Гончарные и щепные изделия сбываются в городе Одоеве». Где не в пример другим тульским городам ярмарки устраивали сем раз в год.
На белых игрушках, чем-то напоминающие белоснежную «дымку», глянцевато блестели тонкие полоски-красная, желтая, зеленая. Повторяясь, они «одевали» фигурки в нарядную полосатую одежку.
А парочки, их называют здесь «любота»» барыньки», были «одеты» в малиновые жакеты. Юбки у женских фигурок расписаны елочками, солнышками, треугольниками, а брюки у мужских фигурок - полосатые…
Искусствоведы утверждают, что этот графический прием росписи глиняной игрушки сохранился только здесь. И в этом первый секрет филимоновской дели, как издавна зовут здесь глиняную игрушку-свистульку.
Краски у мастериц тоже особые: анилиновые краски, разведенные на цельном курином яйце, кистью служат перья, вынутые из крыла куриц. Существует определенный порядок нанесения красок: сначала желтые полоски и пятна, обводка их красным перышком, а затем очередь зеленой полоски и синей.
Лимонка, малинка, зеленка, так ласково называют они свои краски. А начинают писать всегда с центра, а от него уже развивают роспись дальше, повинуясь своему чутью. А елочки, кружочки, солнышки кладут на юбки «барынек», спинки свинок, которые являются древними обрядовыми знаками, так же, как и полоски, впрочем, призванные по старинному поверью, нести духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы.
«Идет линия - и грает глиняная, а медный рог, да бросить под порог»- любимая поговорка у филимоновских игрушечников.
5.Постановка творческой задачи.
-выполнить эскиз изделия по мотивам народных игрушек
-подготовить их к выставке-ярмарке
-прорекламировать свой товар и ответить на вопросы посетителей.
6.Тест на определение узоров промысла.
-Узоры каких мастеров здесь представлены?
-Что объединяет народный игрушечный промысел Каргополя и Филимонова?
-Как вы их определили?
7.Педагогическое руководство творчеством учащихся.
8.Подведение итогов урока.
-Что нам удалось сегодня на уроке?
-Что не удалось и почему?
-Чему научился на уроке? О чем я хотел бы рассказать своим друзьям?
9. Анализ работ учащихся, выставление оценок.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса
Конспект урока ИЗО в 5 классе. Убранство русской избы
Урок по искусству с применение «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо (Р
Конспект урока ИЗО в 6 классе. Стихия моря в творчестве художников
Похожие статьи:
Конспект урока ИЗО в 4 классе по теме «Все народы скорбят о погибших борцах и воспевают их»
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах