Конспект урока ИЗО в 4 классе по теме «Все народы скорбят о погибших борцах и воспевают их»

Конспект урока изобразительного искусства по теме: «Все народы скорбят о погибших борцах и воспевают их». 4 класс

Автор: Итким Татьяна Викторовна, учитель изобразительного искусства, Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №16 г. Ейска муниципального образования Ейский район

Направление: начальная школа.

Предмет: изобразительное искусство.

Тема урока находится в ряду восьми тем раздела «Искусство объединяет народы» и занимает ведущее место, т.к. способствует формированию патриотизма, интереса и уважения к культуре и истории, подвигу  русского народа в Великой Отечественной войне.

Авторские комментарии: данный урок разработан в рамках личностно-ориентированного обучения.

На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, расширению кругозора, используется большое количество наглядного материала. Применяются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, упражнение на релаксацию, для глаз.

Продолжительность: 40 мин.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, демонстрационный, стимулирующий.

Средства обучения: мультимедийная установка, экран, компьютер, фрагменты музыкальных произведений о войне.

Цель урока: познакомить с монументальной скульптурой.

Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с произведениями художников и композиторов военной тематики, расширить представления о работе скульптора, познакомить с монументальной скульптурой, совершенствовать графические навыки;

развивающие: развивать кругозор, память, творческое воображение;

воспитательные: воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.

Оборудование для ученика: лист А-4, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры.

Оборудование для учителя: компьютер, зрительный ряд – репродукции И.Тоидзе «Родина-мать зовёт», Г. Коржев «Прощание», П.А.Кривоногов «Защитники Брестской крепости» (фрагмент), Б. Иогансон. «Салют победы», П.А.Кривоногов «Победа», фотографии памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане; памятника братьям Газдановым в Осетии, памятников в г. Новороссийске, Ейске;  музыкальный ряд – песни «Священная война», «День Победы», «Журавли», «Поклонимся великим тем годам».

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Основная часть.

- Как вы понимаете слова: «Доблесть не умирает с героем, а переживает его»? Еврипид (писатель, жил 2500 лет назад)

- Тема нашего урока: «Все народы скорбят о погибших борцах и воспевают их». Наш урок проходит в преддверии праздника День Победы. Это одновременно грустный и светлый праздник. Нелёгкие испытания выпали на долю нашего народа.  Год 1941.

                   Июнь! Клонился к вечеру закат.

                   И белой ночи разливалось море,

                   И раздавался звонкий смех ребят,

                   Не знающих, не ведающих горя…

                   Враг бешенный на нас пошёл войной,

                   Жестокий враг на  наше счастье поднял руку…

                                                                         Сергей Михалков.

Не было ни одного человека, который бы не хотел помочь выстоять стране в этой страшной войне. Тема войны не оставила равнодушными музыкантов, композиторов и художников. Первой песней, сочинённой в дни войны, стала песня Александрова на слова Лебедева-Кумача «Священная война». В каждом городе появились плакаты, призывающие людей встать на защиту своей Родины. Вниманию детей предлагается репродукция плаката И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет». Тысячи добровольцев ушли на фронт. (Показ Г. Коржев «Прощание»)

Враг надеялся уничтожить нашу армию за несколько недель, истребить русский народ, а выживших обратить в рабство. Но мужество и героизм нашего народа разрушило коварные планы фашистов. Первыми приняли на себя удар защитники Брестской крепости. (Показ репродукции И.О. Ахремчика «Защитники Брестской крепости».)

4 долгих года шла война. Но наш народ сумел выдержать все испытания. 9 мая  был подписан пакт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Художник П.А.Кривоногов так изобразил последние минуты войны. (Показ репродукции «Победа»,  Б. Иогансон «Салют победы») К 30-летию Победы была написана песня «День Победы», которая стала любимой песней всех поколений. (Звучит фрагмент песни).

Сегодня на уроке мы познакомимся с монументальной скульптурой, в которой авторы воспевают героев, борцов и защитников народа.

Скульптура - один из видов изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения. Скульптура - это тоже рассказ о человеке, о том, какой он, что любит, о чем думает.

Монументальная скульптура - монументы, памятники, скульптурные комплексы. Произведения монументальной скульптуры рассчитаны в основном на восприятие с больших расстояний, на долговременное существование в природной среде: обычно они выполняются в самых прочных материалах - в граните, бронзе и т. д.; объем моделируется большими массами, с учетом дальних точек осмотра, большое значение придается общему силуэту монумента и выбору места установки.

Показ памятника братьям Газдановым в Осетии.  Этот монумент стоит в Осетии, у дороги, ведущей в глубь Кавказских гор, на крутом земляном откосе. Со скалы словно взлетают в небо семь белых журавлей. Изваянная в камне пожилая женщина стоит у подножия скалы и смотрит в сторону, куда уносятся птицы и где заходит солнце. Багровые отсветы ложатся на крылья журавлей. Фигура женщины-матери окутывается огненным заревом, напоминая о грозном времени - Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Этот памятник стоит на окраине селения Дзуарикау. Здесь у супругов  Газдановых росли семь сыновей. Как отец и мать, статные и красивые, немногословные, ценившие дружбу и любившие свою землю.

... Началась война. Все братья Газдановы один за другим ушли на фронт. И не вернулись... Махарбек погиб, защищая Москву, Магомет и Ходжисмел рали под Севастополем, Сазырико был убит под Киевом, Дзарахлат в Новороссийске, Хасанбек - при освобождении от гитлеровцев Белоруссии. Только Шамиль дошел до Берлина, но был тяжело ранен и умер, не дожив четырех дней до Победы.

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Эти стихи Расула Гамзатова вдохновили осетинского скульптора С.Санакоева. Монумент в Дзуарикау он посвятил братьям Газдановым, их матери Тасо, всем своим погибшим землякам.

Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане - одно из грандиозных мемориальных сооружений современности, увековечивающих бессмертный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны против фашистких захватчиков.

Ключевым элементом ансамбля является пятидесятидвухметровая фигура Матери-Родины, установленная на холме и венчающая ступенчатую композицию. Площади со скульптурными группами размещаются на разных уровнях, постепенно приближаясь к вершине кургана. У входа, перед лестницей, расположена скульптурная группа, изображающая людей, идущих со склоненными знаменами отдать почести тем, кто в тяжелые для Родины дни с честью выдержал испытания.

Затем - подъем по лестнице, окаймленной газоном, в аллею пирамидальных тополей. За аллеей начинается площадь «Стоять насмерть!», образованная вокруг центральной фигуры воина с гранатой и автоматом в руках. С этого уровня открывается величественная перспектива на грандиозную лестницу и стены-руины, которые, создавая боковые кулисы монументу, подчеркивают глубинность и направленность пространства.

На следующем уровне находится площадь Героев. Она сформирована шестью скульптурными группами и черной каменной лентой, расположенными по обе стороны большого искусственного водоема.

Площадь Скорби, Зал Воинской славы - последняя площадь перед грандиозной фигурой Матери-Родины. Эта скульптура не только символизирует грандиозность Сталинградской битвы, явившейся поворотным моментом в ходе второй мировой войны, когда гибель гитлеровской военной машины стала очевидной для всего мира. Она служит напоминанием людям об их патриотическом долге:

Мы дети свободной и мирной страны.

Народ наш великий не хочет войны.

И матери наши, и наши отцы

За мир, за свободу, за счастье борцы.

С. Михалков

В каждом городе люди свято хранят память о своих героях. (Показ  памятников в г. Новороссийске, Ейске)

3. Практическая работа.

Сегодня вы нарисуете эскиз памятника. Это может быть уже известный памятник, а может, вы создадите новый проект. Работать можно  любыми материалами по выбору.

4. Анализ работ. Подведение итогов. 

Рекомендуем посмотреть:

Техника японской живописи суми-ё

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Мария Михайловна Донюш # 28 января 2014 в 14:44 0
Хотим мы этого или не хотим, но наша русскость есть наш статус, на который можно закрыть глаза, но его не­воз­мож­но отменить.
Глубокое чувство любви к родине, готовность жертвенно служить ей, укреплять и защищать ее, это ощущение неразрывной связи со своим народом, с его историей, языком, культурой, бытом и нравами - именно это мы должны стараться привить деткам.
Тюрина Вероника # 19 марта 2014 в 23:44 0
Спасибо за конспект, понравился. Много наглядного материала для образного мышления и  композиционного изображения темы.
Александра Юрьевна Баскатова # 15 августа 2014 в 01:18 0
Очень объёмно представлена тема, хорошо подобран материал. Слова проникают до костей. Можно было бы вовлечь детей в беседу, чтобы они не просто слушали, а анализировали, рассказывали, что они чувствуют он картин и скульптур, что автор хотел сказать. А то получилась, как лекция. В целом материал очень доступный и многообразный!
Фатима Митхатовна Алтынбекова # 26 октября 2014 в 18:51 0
Хороший урок для воспитательных целей. Отличный подбор и литературного и наглядного и музыкального ряда. После такого вступления ученики должны были выдать интересные варианты памятников. Спасибо!
Мария Анатольевна Гановичева # 8 ноября 2014 в 16:25 0
Очень хороший материал. Эмоциональный настрой создан, вроде бы дети должны сделать интересную работу. Но вы их не соорентировали. Если они будут изображать людей- героев войны, тогда надо повторить пропорции человеческого тела и как изображать фигуру человека в движении. Если военную технику, то тоже о ней надо поговорить. И еще пожелание: привлеките детей на первом этапе, пусть расскажут, что они о войне знают. Можно опережающее задание дать.
И последнее (не из вредности, а чтобы вы безупречные работы делали) - если в целях урока вы хотите познакомить учащихся со скульптурой, то почему же в практическом задании они не лепят, а рисуют?
А все, что вы предлагаете сначала - беседу-лекцию, беру с удовольствием и благодарностью себе на урок.
Амина Ягфаровна Каримова # 1 декабря 2014 в 22:32 0
Тема актуальная. И мне как учителю истории близкая.Считаю, что учитель правильно организует практическую деятельность. Скульптуру сначала в виде эскизов нужно нарисовать, а потом лепить.
Ирина Александровна Коротенко # 12 ноября 2015 в 20:58 0
Тема войны очень сложная для восприятия современными детьми. Фильмы они не смотрят, а если смотрят, то ничего не запоминают ни костюмы, ни технику и пр. Сложно вот так без подготовки создать что-то, действительно, согласна с предыдущими комментариями, необходима подготовительная работа, которая позволит немного "развязать" руки детям. Взрослый профессионал не сможет вот так сразу выдать хорошую работу, а дети и подавно. Просто, думаю, этот урок один из серии уроков на эту тему. Учитель на предыдущем занятии порисовал с детьми фигуру человека, атрибутику военных лет и пр., на этом же занятии - выполняется данное занятие. А со скульптурой в школе очень плохо, потому как нет подходящих условий. Автора я прекрасно понимаю, тоже выкручиваюсь подобным образом. Спасибо и дальнейших удач!
Татьяна Андреевна Шилова # 27 января 2016 в 10:53 0
Материал подобран интересный, с учетом возрастных особенностей учащихся. Хорошо прописана основная часть урока, что нацеливает и настраивает учащихся к выполнению хорошей работы. Спасибо автору за данную работу.
Светлана Витальевна Федина # 15 марта 2016 в 15:14 0
Безусловно, тема очень сложная и эмоциональная. Цель урока - знакомство с монументальной скульптурой была достигнута. Как достойное завершение урока - эскиз памятника. Сама проводила подобный урок, сложно. Спасибо за работу!
Рива Ильинична Романова # 11 мая 2016 в 16:33 0
Татьяна Викторовна, выражаю Вам свою благодарность за ваш труд. Преступленная Вами разработка достойна внимания. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся, расширению кругозора, используется большое количество наглядного материала. Применяются новые образовательные технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве. Это урок практико-ориентирован, а значить полностью соответствует новым образовательным стандартам. Спасибо!
Ольга Владимировна Фомина # 9 июля 2017 в 10:28 0
Замечательный интересный материал
Екатерина Витальевна Кривенец # 11 октября 2017 в 14:27 0
Спасибо большое, замечательный конспект урока. Я считаю его можно применить не только в 4 классе, во всех классах ( изменить иллюстративный ряд и задание), но больше подходит на мой взгляд 6 класс( программа Б.М. Неменского)когда дети изучают изобразительные виды искусства: живопись, графику, скульптуру