Игровые пособия «Времена года» в музыкальном развитии детей дошкольного возраста с элементами технологии М. Монтессори
Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП "Детский сад "Кораблик" г. Новокуйбышевска Самарской области.
Описание материала: Основная цель музыкального воспитания в детском саду - музыкальное развитие ребёнка, включающее развитие музыкально-сенсорных способностей и музыкального слуха. Система итальянского педагога М.Монтессори предполагает наличие дидактических материалов, которые позволяют ребёнку воспринимать музыкальные образы тонко и ярко, мотивировать его к деятельности. В статье описано применение игровых пособий "Времена года" для музыкального развития детей. Необходимо наличие музыкальных инструментов - фортепиано или металлофона, детской арфы, колокольчиков Монтессори, шумовых коробочек. Материал может быть полезен музыкальным руководителям ДОО.
Известно, что дошкольники с удовольствием включаются в игровую деятельность, в которой обучаются незаметно для них самих. Для развития музыкального слуха детей применяю игровые пособия «Времена года», в процессе работы с которыми можно успешно решать задачи музыкального развития.
Игровое панно – это обруч, обтянутый тканью определённого цвета («Зима» – синего, «Весна» - зелёного, «Лето» - красного, «Осень» - жёлтого), на котором с помощью липучек крепятся соответствующие элементы пейзажа. С такими пособиями можно работать во всех возрастных группах детского сада в соответствии с возрастными возможностями детей и требованиями программы. Пособия мобильны, они могут использоваться в самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе.
Пособие «Зима»
Игра на развитие гармонического слуха:
«Сколько снежинок?» Педагог поочерёдно играет на фортепиано или металлофоне один или несколько звуков. Дети внимательно слушают и закрепляют на панно соответствующее количество снежинок.
Далее в роли ведущего выступает ребёнок, который на ударном инструменте или шумовой коробочке поочерёдно извлекает один или несколько звуков.
Вариант игры: Педагог на фортепиано одновременно играет один или несколько звуков. Дети действуют со снежинками аналогично.
Игра на развитие звуковысотного слуха
«Где снежинка?» Педагог играет поочерёдно два разных звука по высоте на колокольчиках Монтссори, фортепиано или металлофоне. Дети определяют высоту звуков, закрепляют 2 снежинки выше-ниже.
Игра на развитие музыкальной памяти:
«Что мы делаем сейчас?» прослушивают фрагменты музыкальных произведений «Сани с колокольчиками » (музыка В.Агафонникова), «Лыжники» («Зимний праздник», музыка М. Старокадомского), «Конькобежцы» («Вальс», музыка С. Вальдтейфеля), выбирают соответствующую картинку и закрепляют на панно.
Игра на развитие слухового восприятия:
«Как скрипит снежок» Дети извлекают звуки из шумовой коробочки. Подбирают соответствующую по тембру коробочку.
Пособие «Весна»
Игра на развитие звуковысотного слуха:
«Птица и птенчик». Педагог играет на фортепиано, колокольчиках Монтессори, металлофоне или арфе два разных звука по высоте (в пределах одной октавы). Дети размещают на панно большую птичку или маленького птенчика. Далее ведущим становится ребёнок.
Игра на развитие гармонического слуха:
«Посчитай звуки». Педагог поочерёдно играет на фортепиано или металлофоне один или несколько звуков. Дети внимательно слушают и закрепляют на панно соответствующее количество цветов или листочков.
Далее в роли ведущего выступает ребёнок, который на шумовой коробочке или ударном инструменте поочерёдно извлекает один или несколько звуков.
Вариант игры: Педагог на фортепиано одновременно играет один или несколько звуков. Дети закрепляют на панно одну, двух или трёх белочек, определяя, сколько их поёт.
Игра на развитие ритмического восприятия:
«Кто это?» Дети прослушивают две образные инструментальные пьесы, соотносят с образом и выкладывают на панно белочку, или бабочку.
Игра на развитие слухового восприятия:
«Посади бабочку на цветок» Дети берут картинки бабочек. Под инструментальную музыку выполняют танцевальную импровизацию, с окончанием музыки «сажают» свою бабочку на цветок, отмечая окончание музыки.
Пособие «Лето»
Игры на развитие звуковысотного слуха:
«Где птичка?» Педагог поочерёдно играет два разных звука по высоте на колокольчиках М.Монтессори, фортепиано или металлофоне. Дети определяют высоту двух звуков, в соответствии с этим размещают двух птичек выше-ниже. Далее в роли ведущего выступает ребёнок.
«Весёлый кузнечик» Дети слушают и определяют звуки трезвучия, которые играет педагог на фортепиано или металлофоне. Затем размещают картинку кузнечика на нужную высоту.
Игра на развитие гармонического слуха:
«Сколько бабочек порхает?» Педагог одновременно играет на фортепиано один или несколько звуков. Дети выкладывают на панно количество «созревших тыковок» или «летящих бабочек».
Игра на развитие воображения и слухового восприятия:
«Подбери бабочке пару» Дети извлекают звук шумовой коробочкой, находят среди остальных идентичное по тембру звучание.
Пособие «Осень»
Игры на развитие гармонического слуха:
«Сколько листиков кружатся?» Педагог поочерёдно играет один или несколько звуков на ударном инструменте. Дети размещают на панно соответствующее количество осенних листочков. Далее ведущим становится ребёнок.
«Сколько ёжиков в лесу?» Педагог одновременно играет на фортепиано один, два или три звука. Дети выкладывают на панно соответствующее количество ежей.
Игры на развитие воображения и слухового восприятия:
«Кто в домике живёт?» Дети извлекают звук разными шумовыми коробочками, подбирают под звучание соответствующий персонаж.
«Разноцветные листочки» Дети, извлекая звук из шумовых коробочек, подбирают тембр и динамику звука соответствующему цвету листочков.
Таким образом, игровые пособия способствуют развитию звуковысотного, гармонического, ритмического слуха детей, слухового восприятия и воображения.
Рекомендуем посмотреть:
Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста
Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет
Дидактическая игра для детей старшей группы ДОУ «Музыкальная викторина»
Игры с музыкальными инструментами на музыкальных занятиях в детском саду для дошкольников 4-6 лет