Конспект тематического занятия по музыкальному развитию с элементами технологии М.Монтессори «Прислушайся к весне» в старшей группе детского сада.
Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП "Детский сад "Кораблик" г.Новокуйбышевска Самарской области.
Описание материала: Музыкальное развитие ребёнка - многогранный поэтапный процесс, основу которого составляет развитие интереса к музыке и вовлечение в мир музыкальных звуков. От того, как педагог организует эту деятельность, зависит развитие музыкально-творческих способностей на основе приобретённых впечатлений и навыков. Технология М.Монтессори предполагает познание и понимание окружающего мира не через "активное видение", а через "собственное делание", собственный опыт ребёнка. Эмоционально-образно воспринимать происходящее, решать задачи по развитию музыкальных способностей воспитанников помогает авторское пособие "Весенняя картина", используемая в ходе занятия. Предлагаемые задания могут применять в своих занятиях музыкальные руководители, воспитатели, учителя-логопеды дошкольных образовательных организаций.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
Развивающие:
• Развивать музыкально-сенсорные способности;
• Совершенствовать тембровый, ритмический, звуковысотный, гармонический слух, вокально-хоровые навыки;
• Развивать слуховое восприятие и воображение;
• Развивать речевое и певческое дыхание, мелкую моторику;
• Развивать словесно-логическое мышление;
• Закрепить умение петь выразительно, передавая характер песни;
• Развивать умение узнавать инструментальное произведение по фрагменту.
Воспитательные:
• Воспитывать навыки совместной деятельности;
• Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
Образовательные:
• Закреплять понятие «музыкальная форма»;
• Формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре;
• Формировать умение выражать свои мысли законченными фразами;
• Обогащать и активизировать словарь по теме «весна»;
• Закреплять умение правильно извлекать звук на детских музыкальных инструментах;
• Обогащать словарь музыкальными терминами;
• Закреплять знания о русском композиторе.
Методы и приёмы:
Практические: исполнение приветственной песенки; пение с озвучкой музыкальными инструментами «Сосульки» музыка А.Островского, слова З.Петровой; пение «Кто придумал песенку» музыка Д.Львова-Компанейца, слова Л.Дымовой; слушание-восприятие «Песнь жаворонка» музыка П.И.Чайковского; игра на развитие тембрового слуха «Угадай звуки весны», игра на развитие звуковысотного слуха «Найди и сыграй звук».
Наглядные: незаконченная картина «Весна»; тематические элементы для заполнения картины (солнышко, 12 сосулек, 12 капелек разного цвета, ручеёк, жаворонок, 3 первоцвета); портрет композитора П.И.Чайковского; стеклянные и хрустальные сосуды различной конфигурации; шумовые и музыкальные инструменты.
Словесные: проблемные ситуации, ситуативный разговор, беседа-рассуждение, чтение стихотворения, певческая установка.
Материалы и оборудование: фортепиано, ноутбук и колонка, картина «Весна» с липучками для дальнейшего заполнения, элементы картины на липучке (солнце, сосульки разной длины, капли разного цвета, ручей, жаворонок, первоцветы); запись с различными звуками (скрип двери, шум ручья, тиканье часов, капель, жужжание пчелы, скрип снега); запись «Песнь жаворонка» музыка П.Чайковского; металлофон, треугольник, «музыка ветра», колокольчики М.Монтессори, детская арфа; стеклянные и хрустальные сосуды разной конфигурации; металлическая и деревянная палочка: стакан с водой; детские очки с темными стеклами в коробочке; угощение в корзинке (крокусы из чупа-чупсов).
Ход образовательной деятельности
Дети входят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель
Музыкальный руководитель: Добрый день, мои ребята! Видеть вас я очень рада!
Приветственная песенка:
Музыкальный руководитель (поёт): Утро доброе настало, вас встречаю песенкой!
Чтобы радостно всем стало, подпевайте весело!
Дети (поют): Доброе утро! Песенка звучит,
С музыкой на встречу нас пригласит!
Музыкальный руководитель: Весна в права свои вступила и всё в природе разбудила:
Тут снег лежал и вдруг....потёк, журчит весенний ручеёк,
Запели звонко птицы, весна в наш край стучится!
Есть у меня знакомый художник. Он начал рисовать весеннюю картину, но не успел закончить.
Музыкальный руководитель: Прислушаемся к звукам весны, и тогда с помощью музыкальных красок мы сможем дорисовать картину. Согласны?
(да!) Предлагаю надеть волшебные очки, присесть и послушать различные звуки.
(дети надевают очки с тёмными стёклами, садятся на стульчики)
Игра "Угадай звуки весны"
Дети слушают в записи журчание ручья, топот копыт, звук капели, стук в дверь и другие шумовые звуки, определяют на слух и называют звуки весны)
Музыкальный руководитель: Какие весенние звуки вы услышали?
(Ответы детей) Молодцы, можно снять волшебные очки.
(дети кладут очки в коробочку)
Музыкальный руководитель: Посмотрите, на нашей картине появилось солнышко!
(закрепляет на картине)
Музыкальный руководитель: Будем продолжать картину рисовать. Что это?
(снимает укрытие с хрустальных и стеклянных сосудов разной конфигурации) Как хочется поиграть на стеклянных сосудах!
(играет деревянной и металлической палочкой) Одинаково ли они звучали?
(дети сравнивают звучание) Какие звуки весны вы услышали?
(звучание капелек, льдинок)
Музыкальный руководитель: А можно ли сыграть звук капели на музыкальных инструментах? Выберите подходящие
(дети берут треугольник, металлофон, колокольчик, бубенцы, арфу)
Музыкальный руководитель: Стеклянные звуки как будто «переселились» в металлические, звук у которых какой?
(звонкий, переливающийся, искристый)
Музыкальный руководитель: Предлагаю исполнить нашу любимую песню «Сосульки».
Пение с оркестровкой «Сосульки» музыка А.Островского, слова З.Петровой.
(сборник «Гусельки» выпуск 38 Песни и стихи для детей дошкольного возраста «Советский композитор», 1975 г.)
Капли звонко капали, все сосульки плакали:
Солнце светит ярко, нам, сосулькам, жарко!
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, кап-кап-кап-кап, кап-кап
2 раза
С нас течёт уже вода, мы растаем навсегда.
Ой, беда, беда, беда, мы растаем навсегда!
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Что произошло в конце песенки, какой она стала?
(медленной) А что изобразил последний звук?
(последнюю капельку) Предлагаю положить инструменты, пройти на стульчики и прохлопать ритм капелек
(дети садятся). Короткие звуки – хлопки в ладоши, долгие – шлепки по коленям.
(дети пропевают и прохлопывают ритм)
Музыкальный руководитель: Пришло время нашу картину украсить сосульками. Выложим сосульками разной длины ритмический рисунок песенки по фразам. Короткие сосульки – короткие звуки, а длинные…
(долгие) (дети по фразам прикрепляют сосульки-ритм) Проверим, правильно ли мы выполнили это задание - споём ритм капели, глядя на сосульки.
(дети хлопают и пропевают ритм)
Музыкальный руководитель: Пора к нашим сосулькам добавить капель. Мы будем искать одинаковые звуки-капельки по высоте. Я задам тон на металлофоне, а вы попробуйте найти такой же звук на колокольчиках.
Игра «Найди и сыграй звук»
После прослушивания звука на металлофоне дети подбирают такой же звук по высоте на колокольчиках Монтессори.
Музыкальный руководитель: Молодцы, справились с заданием!
(во время игры дети прикрепляют на картину 2 капельки одинакового цвета после нахождения двух одинаковых звуков)
Музыкальный руководитель: А сейчас послушаем, сколько капелек звучит
(одновременно играет на фортепиано один, два или три звука. Дети прикрепляют к сосулькам количество капелек, соответственно звучащим одновременно звукам)
Музыкальный руководитель: Вот и весенняя капель появилась!
Музыкальный руководитель: Будем снова прислушиваться к звукам весны и продолжать рисовать картину. Попробуйте перелить воду из одного сосуда в другой
(ребёнок выполняет) Какой звук весны вы услышали?
(ручеёк). На каких музыкальных инструментах можно изобразить ручеёк?
(на металлофоне, арфе, «музыке ветра») Кто попробует?
(дети играют) На нашей картине появился ручеёк!
(прикрепляет на картину)
Музыкальный руководитель: Картина весны оживает. Но чего-то на ней не хватает! Как вы думаете, чего?
(перелётных птиц) Какая птица поселится на картине – вам подскажет фрагмент знакомой пьесы
(играет на фортепиано 1-ю часть «Песнь жаворонка» П.И.Чайковского) Назовите произведение и композитора.
(дети отвечают) Вот и жаворонок поселился на весенней картине!
(прикрепляет жаворонка)
А как музыка рисует жаворонка? Какая она?
(лёгкая, быстрая, подвижная, светлая) Какой приём, мелодический оборот, подражающий птичьему пению, вы услышали?
(трель) Прослушаем пьесу целиком.
Слушание-восприятие «Песнь жаворонка» музыка П.И.Чайковского
Музыкальный руководитель: Везде ли одинаково пел жаворонок, или настроение музыки меняется?
(сначала жаворонок пел весело, звонко, потом жалобно, потом опять радостно) Что могло случиться?
(сначала светило солнышко, жаворонок пел весело. Но вот солнышко скрылось за тучей, жаворонку стало одиноко, и он запел жалобно, тревожно. Опять выглянуло солнышко и грусть прошла) Сколько частей в этой пьесе?
(три) Правильно, это музыкальное произведение имеет трёхчастную форму. Есть ли одинаковые части?
(да) Какие?
(первая и третья) Предлагаю украсить картину первоцветами,составить схему 3-х частной формы.
(один ребёнок выполняет задание)
Музыкальный руководитель: Кажется, весенняя картина готова! Какая она яркая и красивая! Какие вы молодцы! Поаплодируем друг другу!
Музыкальный руководитель: Весна! Как много красок ярких подарила, как много разных звуков принесла!
И всех ребят ты вдохновила, простор для творчества дала!
Самое время исполнить об этом прекрасную весеннюю песню!
Песня «Кто придумал песенку» музыка Д.Львова-Компанейца, слова Л.Дымовой.
1 куплет: За окошком песенка целый день слышна.
Кто придумал песенку? Солнце и весна!
Подхватили песенку в тот же самый миг
Воробьи, воробьи, чик-чирик, чирик!
2 раза
2 куплет: Распевает песенку радостный ручей,
Распевает песенку сразу сто грачей!
Стриж поёт на дереве, солнышком согрет,
Что нигде, что нигде лучше песен нет!
2 раза
3 куплет: Распевает весело стоголосый хор,
И смеётся солнышко – главный дирижёр!
И с утра до вечера песенка слышна,
Всё о том, всё о том, что пришла весна!
2 раза
Музыкальный руководитель: Посмотрите – корзинка с подснежниками! Это художник нас отблагодарил, оставил угощение!
(раздаёт детям подснежники из гофрированной бумаги, внутри которых чупа-чупс. Дети благодарят музыкального руководителя, прощаются и выходят из зала)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по художественно - эстетическому воспитанию. Аппликация "Подснежник"
Конспект НОД в старшей группе ДОУ на весеннюю тематику
Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП в детском саду на тему: Весна
Конспект НОД в старшей группе ДОУ. Путешествие в весенний лес
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе ко Дню прилёта птиц - 22 марта
Конспект музыкального занятия в детском саду для детей старшей группы на тему «Мир через спорт»
Наблюдение за небом и облаками в старшей группе весной
Прогулка «Перелетные птицы». Старшая группа. Весна
Наблюдение «Деревья и кустарники весной». Старшая группа