Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в рамках проектной деятельности при подготовке к праздничным утренникам
Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП "Детский сад "Кораблик" г. Новокуйбышевска Самарской области
В данной статье рассматриваются способы организации совместной работы музыкального руководителя и воспитателей при подготовке к праздничному утреннику с целью наиболее полного погружения воспитанников в содержание темы. Музыкальный руководитель выступает в качестве организатора данной деятельности. Материал будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.
Цель:
- способствовать комплексному восприятию и изучению воспитанниками учебно-развивающего материала на основе взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в рамках проектной деятельности.
Вдохновителем и организатором процесса музыкального развития дошкольников в детском саду является музыкальный руководитель. Он способствует музыкально-педагогическому просвещению своих коллег-воспитателей, оказывает поддержку в развитии их музыкальной культуры и эрудиции, используя известные формы взаимодействия – семинары, консультации, мастер-классы, практические занятия и т.д. Это способствует созданию единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в детском саду и обеспечивает личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование воспитателя, наращивание его профессиональной культуры через обогащение компетентностей, то есть создает содержательную основу сотрудничества и сотворчества педагогов. Всё это, безусловно, приводит к желаемым результатам в решении задач музыкально-эстетического развития дошкольников. Под руководством педагога-музыканта воспитатели активно участвуют в процессе музыкальной образовательной деятельности в соответствии с возрастом детей своей группы и конкретными для занятия задачами, закрепляют навыки, приобретенные воспитанниками, проводят индивидуальную работу. Организуют предметно-пространственную музыкальную развивающую среду в группах, оформляют музыкальный зал к праздникам и развлечениям.
Детский утренник является неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОО. Его организация и проведение подразумевает очень тесное сотрудничество с воспитателями группы. В своем выступлении хочу остановиться на подготовке к предстоящему празднику мам. При составлении сценариев мне захотелось приблизить их содержание к текущим реалиям.
Известно, что 2022 год объявлен президентом Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Почему бы не поздравить мам в духе народной культуры? В младшей группе мы пригласим мам в Музей русской народной игрушки, в старшей – расскажем и покажем изделия русских мастеров и подарим сувениры, которые сделаем своими руками… Но погрузить ребёнка в мир народного искусства невозможно лишь в процессе подготовки к празднику, ведь содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя более узкое, чем у воспитателя. Необходимо более глубокое осмысление содержания темы, которое успешно можно достичь в процессе реализации проекта. Моё предложение воспитатели сразу поддержали. И работа закипела. В группах создаётся предметно-пространственная среда – музеи русской игрушки, народных промыслов, ведётся работа по проекту, шьются костюмы для танца «Гжельские узоры», сарафаны с кармашками девочкам-матрёшкам. А мамин праздник станет итоговым мероприятием работы по проекту, где дети не только покажут свои артистические способности и продукты творческой деятельности, но и свои знания о народном творчестве.
При выборе содержания сценария стараюсь учитывать и личностные качества воспитателей, их предпочтения, умения, способности. Так, в старшей группе воспитатель в совершенстве владеет компьютерными технологиями. Почему бы в праздничный день не пригласить мам данной группы на виртуальную экскурсию по достопримечательностям и учреждениям культуры и спорта Новокуйбышевска! Ведь в этом году мы празднуем 70-летие нашего родного города.
Воспитатели с интересом откликнулись на моё предложение, разработали проект «Новокуйбышевск родной». Целью проекта явилось как расширение и обогащение воспитанников знаний о городе, так и привлечение к посещению кружков и студий дополнительного образования, спортивных секций города. В процессе реализации проекта дети обогащают свои представления о достопримечательностях Новокуйбышевска, учреждениях культуры и спорта, узнают о видах их деятельности, о профессиях работников. Итоговым мероприятием станет праздник «Вместе с мамочкой любимой мы по городу идём», где присутствующие «смогут войти» в городские парки, на близлежащее озеро Сакулино, в учреждения дополнительного образования, увидеть достижения детей группы, занимающихся в кружках и секциях. Сценарий построен в форме путешествия из стен детского сада по определённому маршруту, содержит стихотворные тексты и песни про городские объекты - Роснефть арена, ДК, ДЮЦ, ДШИ, СДЮШОР, городские парки, бассейны. Несомненно, проектная деятельность способствует более полному погружению воспитанников в данную тему, вызовет желание посещать культурные и спортивные учреждения города.
Воспитатель подготовительной группы ведёт углубленную работу по конструированию и робототехнике, в детском саду имеется разные виды конструктора.
Почему бы не создать мамам с другой планеты роботов-помощников по хозяйству! Эта идея и легла в основу сценария «Мамин труд я берегу, ей машины создаю». Она просто захлестнула меня! Конечно, пришлось потрудиться – придумать сюжет, стихи, песни, составить танцы. А воспитателям – реализовать проект «Умные машины». Как результат – сделанные руками детей «умные помощники» - стиральная машина, блендер, робот-пылесос, представленные и обыгранные на празднике.
Для праздника в другой подготовительной группе у меня возникла идея составить сценарий на тему «Профессии наших мам».
Но в предварительной беседе с воспитанниками выяснилось, что многие не владеют представлениями и знаниями о них. В городе нефтехимиков многие мамы трудятся на заводах, и дети даже не представляют, кем они работают, чем занимаются. Для написания сценария необходимы были сведения о месте работы мамы для создания ориентированных на каждого ребенка стихотворного текстов, фотографии мам на рабочем месте для презентации и т.д. Предложила воспитателям создать одноимённый проект, в ходе реализации которого воспитанники не только получат глубокие знания о профессиональной деятельности своей мамы, будут гордиться ими, но и расширят свои знания об актуальных в городе профессиях в целом. Для итогового мероприятия необходим и соответствующий репертуар. Были созданы песни «Наш завод», «Все профессии важны», сюжетные танцы.
Работа по проектам у нас проходит в непрерывном тесном с воспитателями сотворчестве. В рамках подготовки к празднику как итоговому мероприятию мы движимы одной идеей, разрабатываем и воплощаем все наши задумки, вкладываем все свои способности, умения и душу. У воспитателей повышается мотивация, интерес к профессиональной деятельности, к самообразованию, происходит открытие друг другу неожиданных творческих сторон личности и вдохновляет всех участников на покорение новых вершин.
Таким образом, проектная деятельность открывает неограниченные возможности для реализации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в процессе подготовки к праздничным мероприятиям в детском саду.
Рекомендуем посмотреть:
Картотека музыкального руководителя детского сада
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
Здоровьесбережение в музыкальном воспитании детей дошкольников
Аналитическая справка о деятельности музыкального руководителя ДОУ