Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное занятие в начальной школе «Зимующие птицы»

Внеклассное занятие «Птицы зимующие у нас» для младшего школьного возраста.
Автор: Шилкина Татьяна Анатольевна, воспитатель ГБУ КО «Мещовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», г.Мещовск, Калужской области.
Описание: данный материал будет полезен учителям, классным руководителям, педагогам дополнительного образования при организации внеклассной работы в начальной школе.

Цель: ознакомление детей с птицами, зимующими в нашей местности.
Задачи:
- расширять знания детей о птицах нашего края;
- воспитывать у детей внимательное отношение и любовь к пернатым друзьям, к живой природе.
Ход занятия:
Ведущий:
- Сегодняшнее занятие посвящено нашим друзьям. А каким вы узнаем , если отгадаете загадку.
Маленький мальчишка в сером армячишке,
По двору шныряет , крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует.
(воробей)
Сегодня мы будем говорить о птицах, зимующих у нас.
- Ребята, а каких птиц знаете вы? ( ласточка, синица)
- А каких среди названных вами птиц можно увидеть зимой ( воробей, снегирь, синица).
- Правильно! Вы очень наблюдательны!
- Ребята, те птицы, которых вы видели зимой в нашей местности называются зимующими.Они живут у нас и зимой. А те которые улетают от нас на юг, называются перелетными. Называются они так потому, что осенью, когда наступают холода, улетают в теплые края. Они боятся холодов и мороза, и зимой не смогут найти себе корм.
- Ребята, скажите какое время года наступило? (зима)
Раз наступила зима, то наступят сильные морозы, холодные ночи. Поэтому птицы зимой стараются держаться поближе к человеческому жилью. Очень трудно птицам зимой отыскать пищу. Летом они питаются растениями, насекомыми, а зимой они переходят на зерно, шишки.
Ученик 1 : И кружится и стелется,
По улице метелица!
А птицам каково?
Муланы-красногрудки
Не завтракали сутки,
Не ели ничего!
Чечетка в снежной кашице
Пушинкой серой кажется.
И прячутся в кусты
Озябшие клесты.
А если две недели
Косматые метели
Начнут качать сады?
Ведь каждой птице- летчице
Поесть немного хочется
Откуда взять еды?
Мы к липам на верхушки
Приладили кормушки, -
Слетелись свиристели,
Синицы прилетели –
Весь день клюют зерно. ( А.Барто)
- А теперь мы с вами поговорим о некоторых птицах.
- В парке, в саду, в стайке синиц можно увидеть поползня. ( показ иллюстрации).

Эта маленькая крохотная птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз готовой. Среди всех птиц поползни самые лучшие лазуны. В этом им помогает устройство лапок с длинными пальцами и когтями. Питаются поползни жучками, которых отыскивают в коре деревьев. Так же очень любят сало. Сама птичка голубовато-серая, горлышко и брюшко белые, от клюва идет черная полоса.
Ученик 2 :
Голубая спинка
Ржавенький бочок –
По стволу осинки
За скачком скачок , -
Поползень вертлявый
Лазит вверх и вниз
В ствол залез дырявый
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
Червяка проткнул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: эй, вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли
Дятлам по плечу. (А.Барто)
- Ребята, понравилась вам эта птица? ( да)
- А теперь поговорим о воробьях… Вы все их видели? ( показ иллюстрации)

Воробьи живут рядом с человеком. Черные пятна, коричневые полоски, беловатое брюшко – «наряд» воробья. Воробей- птица самостоятельная в обиду себя не даст и голодным не останется. Если найдет где-то что-то съедобное, то сразу других воробьёв зовет. Ночью они сбиваются в плотную стайку и греют друг друга.
Ученик 3 : ( читает стихотворение «Воробейка»)
Озяб воробейка, промерз до костей!
Повсюду сугробы да лед.
Ну где же весна?
Ни послов, ни вестей
Зимовщикам – птицам не шлет.
Сидит воробейка в домишке скворца,
Ни в сад, ни во двор не летит
Мороз да метели!
Не видно конца.
Ведущий : - А это самая интересная птица ( показ иллюстрации) – клест.

Клест – единственная птица, которая выводит птенцов в самый разгар зимы, - в январе. Самое удивительное, что самка клеста насиживает яйца в засыпанном снегом гнезде. Семена шишек – основная пища клеста. Достать семечко из закрытой шишки не так просто, многие рады полакомиться, но не получается. У клеста для обработки шишек есть специальный инструмент – его клюв. Толстый, сильный, сплюснутый с боков на конце скривлен так, что нижние и верхние челюсти перекрещиваются, таким клювом-крестиком, клест легко раздвигает чешуйки шишек и достает семена.
- Отгадайте загадку и узнаете о ком пойдет дальше речь.
Зимой на ветке яблоки,
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это… ( снегири) ( показ иллюстрации)

- У снегиря красная грудка, черная шапочка, хвост и крылья, основным кормом для снегиря являются ягоды рябины и калины.
Ведь вы наверно , видели и синицу? ( показ иллюстрации) У нее желтая грудка и черная шапочка на голове. Синицы очень любят несоленое сало.

Ученик 4:
Я шел сквозь лес, был путь не мал,
А стужа – птицы мерзли.
Вдруг кто-то «здравствуй» простучал
По азбуке, по морзе
Вдруг я вижу : на сосне
Сидит веселый дятел
Он головой клевал, дразня,
С таким смешным задором,
Как будто приглашал меня
К лесному разговору.
Тогда с земли я палку взял
И по сосне вихрастой
Неторопливо постучал
Простое слово «здравствуй». ( М.Сергеев)
Ведущий: Вы, я думаю, многие видели красавца-дятла. ( показ иллюстрации)

- Ребята, все знают, что птиц нужно подкармливать, делать для них кормушки. Еще с осени вы должны приготовить ягоды калины, рябины, разные семена, ведь птицы ждут и надеятся на вашу помощь.
Ученик 5 : - Семена подсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь синицы и поползни.
Семенами арбуза охотно питаются большие синицы и поползни.
Овес едят овсянки, воробьи и даже, если нет ничего лучше, синицы.
Семена репейника – основной корм щеглов, не отказываются от него и зеленушки.
Семена конского щавеля годятся только для снегирей.
Хлебные крошки, остатки мучных и мясных блюд тоже можно давать птицам.
Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Салом птиц хорошо подкармливать в морозные и ненастные дни.
Ученик 6:
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Дощатый домик птичий
Повесим на сучок.
Ни зерен, ни травинок –
Голодная пора!
Блестят иголки льдинок,
Исчезла мошкара.
Но здесь, в саду за школой,
Среди седых ветвей,
Готов обед веселый.
Для птичек у детей
Над домиком дощатым
С утра немолчный гам,
Как весело крылатым,
Порхающим гостям!
Пшена и крошек хлебных
Отведать каждый рад
От песенок хвалебных
Милей наш старый сад. ( М.Пожарова)
- Ребята, а кто из вас уже сделал кормушки? (…)
- Постарайтесь каждый сделать кормушку, птицы будут к вам прилетать каждый день. А ведь за ними интересно наблюдать…

- Сегодня вы узнали о птицах, которые зимуют в нашей местности. Нужно всегда беречь птиц, заботиться о них, помните , что птицы – наши друзья.

Рекомендуем посмотреть:

Пластилинография. Снегирь зимой. Мастер-класс с пошаговыми фото Конспект НОД для детей старшей группы. Покормите птиц зимой Классный час на тему "Птицы зимой", 1 класс Конспект музыкально-тематического занятия на тему "Как птицам живётся зимой?" в средней группе ДОУ

Похожие статьи:

Наблюдения за птицами на участке детского сада. Младшая группа

Рассказ про воробья, 1-2 класс

Рассказ про ворону, 1-2 класс. Окружающий мир

Конспект зимнего досуга для детей 3-4 класса

Стихи о зиме русских поэтов для детей 3 класса

Внеклассное занятие по окружающему миру для начальной школы. Золотая осень | Композиция Фрукты в технике квиллинг. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3280 дней назад (30 декабря 2015)
Просмотров: 3764
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Елена Александровна Цепилова # 3 марта 2016 в 23:16 0
Спасибо, Татьяна Анатольевна, за сценарий. очень понравилась Ваша разработка.Успехов в работе!!!
Наталья Сергеевна Лузганова # 25 ноября 2017 в 12:25 0
Добрый день!
Большое спасибо за разработку, много новых и интересных стихов для меня. Только я бы не стала говорить детям про "остатки мясных блюд тоже можно давать птицам", зная детей они понесут в кормушку курицу жаренную, котлетки и т.д. Мне очень нравится Ваша идея подключить к проведению мероприятия ребят, для них это действительно важно, что очень часто педагогами забывается.