Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией по теме «Правописание парных согласных в корне слова»
Русский язык - 2 класс. Правописание парных согласных в корне слова
Цели: формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учить распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание. Задачи урока: Предметные.
Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным, соотносить его произношение и написание. Метапредметные: Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащиеся в источниках информации (речь учителя, учебник); контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: Находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Коммуникативные: Осознавать, высказывать и обосновать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности. Личностные: Осуществлять сотрудничество в группах при выполнении учебных задач и при работе со звуковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс (авт. В.П.Канакина), карточки для работы в группах, компьютерная презентация MicrosoftPowerPoint. Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока. Организация начала урока. Актуализация знаний. 1.Словарная работа (2 ученика работают на доске).
Какие гласные потерялись в словах?
Слайд. Врн, рбт, млк, крндш, Мскв.
- Почему последнее слово написано с большой буквы?
Проверяем учеников, которые писали на доске.
Проверьте! Ворона, работа, молоко, карандаш, Москва. 2.Орфографическая минутка (2 ученика работают на доске).
Вставьте пропущенные буквы.
1 ученик.
Слайд. Пч.ла д.леко за м.дком л.тает. (Пчела далеко за медком летает).
- Объясни написание слов. Подбери проверочные.
- Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне слова).
2 ученик.
Диктовка: Девочка мечтает о ручной белочке.
- Объясни написание слов.
- Как называется эта орфограмма? (ЧК, ЧН, ЧТ пиши без мягкого знака).
Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина. (читает 1 ученик)
Слайд. … Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
- Найдите слово с парным согласным в корне. (Берег.)
- Какой звук слышим в конце слова? (к)
- Какую букву пишем на конце слова? (г)
Слайд. - Составьте пару по звонкости-глухости. (г-к)
- Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов.
Берег – берега.
- Какой согласный мы слышим теперь? (г)
- Прочитайте пословицу. (Читает 1 ученик.)
Слайд. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Найдите слово с парным согласным в корне. (Рыбку.)
- Какой звук слышим перед глухим согласным? (п)
- Какую букву пишем? (б)
Слайд. - Составьте пару по звонкости-глухости. (б-п)
- Какой частью речи является слово «рыбка»? (Имя существительное.)
- Преобразуйте слово «рыбка» в имя прилагательное. Для этого вспомните, на какие вопросы отвечает имя прилагательное. (Какой, какая, какое, какие, чей?)
Рыбка – рыбный.
- Какой согласный мы теперь слышим? (б)
- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем учиться делать? (Мы будем учиться подбирать проверочные слова).
- Посмотрите на наши пары.
Берег-берега. Рыбка-рыбный.
- Каким способом мы подобрали проверочное слово для слова «берег»? (Изменили форму слова.)
- Каким способом мы подобрали проверочное слово для слова «рыбка»? (Подобрали однокоренное слово.)
- Как же мы будем сегодня подбирать проверочные слова?
(Разными способами: изменять форму слова или подбирать однокоренное слово).
Работа по теме урока. 1 задание.(Ученики по очереди пишут цепочки слов на доске.)
Слайд. Глаза, глазной, глазки.
Задание: сначала пишем слово, которое надо проверить; потом проверочное – другую форму слова; затем проверочное – однокоренное слово.
- Найдите слово с парным согласным в корне слова. Запишите.
- Какие слова являются проверочными для слова «глазки»?
- Сначала напишите проверочное, которое является другой формой слова, а потом однокоренное слово. (Глазки, глаза, глазной.)
Далее работаем по тому же заданию.
Слайд. Морозный, мороз, морозы. (Мороз, морозы, морозный.)
Слайд. Снеговой, снега, снег. (Снег, снега, снеговой.)
2 задание. Работа по группам.
Учащиеся делятся на 5 групп, каждая получает карточку с заданием.
Задание: прочитать метаграмму; отгадать слова; подобрать проверочные слова; объяснить, какой способ проверки использовали для каждого слова.
1 группа.
Слайд. С буквой К – цветок полей,
С Г – волшебник, чародей. (Мак – маки, маг – магия.)
2 группа.
Слайд. Когда я с Т – меня сорвут,
Когда я с Д– на мне плывут. (Плот – плоты, плод – плоды.)
3 группа.
Слайд. С К – я стрелами стреляю,
С Г – цветами поражаю. (Лук – луки, луг – луга.)
4 группа.
Слайд. С Т – домашний я зверёк,
С Д – не открыть без меня замок. (Кот – коты, код – коды.)
5 группа.
Слайд. Когда я с Г – я сено на поле,
Когда я с К – стекаю по воле. (Стог – стога, сток – стоки).
Закрепление изученного материала. 1 задание. Работа по учебнику.
Выполните упражнение 49 на с.28.
- Что надо сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы.)
- Докажите, что вы правильно написали слова. (Подбираем проверочные.)
2 задание.
Записать слова, подобрать проверочные.
Способ – изменение формы слова.
Ша. - … ,ду. - … . ( Шаг – шаги, дуб – дубы.)
Записать слова, подобрать проверочные.
Способ проверки – подбор однокоренного слова.
3 задание.
Напишите слова, которые надо вставить.
Проверочные говорите устно и объясняете, какой способ проверки используете.
Слайд. Бурый … , колючий … , горбатый … , огромный серый … .
- Какое слово не надо проверять? Почему? (Слон. На конце непарный согласный.)
4 задание.
Посмотрите на 2 группы слов.
Из первой группы запишите пару: слово, которое надо проверить и проверяемое слово. Способ проверки – изменение формы слова.
Слайд. Грибы, гриб, грибной. (Гриб – грибы.)
Из второй группы запишите слово, которое надо проверить и проверочное слово. Способ проверки – подбор однокоренного слова.
Слайд. Трудовой, труды, труд. (Труд – трудовой.)
Сформулируйте правило. Какие есть способы проверки парного согласного в корне слова? (Чтобы проверить парный согласный в корне слова надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или звонкий согласный. Можно подобрать однокоренное слово или изменить форму этого слова.)
5 задание.
Слайд. Мы вошли в еловый лез.
Кот лес на дерево.
Найдите и исправьте ошибки.
Проверьте: Мы вошли в еловый лес. (Лес – леса).
Кот лез на дерево. (Лез – лезет).
Подведение итогов работы.
Оцените результаты своей работы на уроке.
- Какие правила по русскому языку вы вспомнили на уроке?
- Какое новое правило усвоили?
- Всё ли было понятно?
- С каким настроением заканчиваете урок? (покажите карточки: красные – всё получилось, синие – надо немного постараться, зелёные – предстоит много трудиться).
Спасибо за урок! Список литературы:
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса к УМК "Школа России" (ФГОС)
Ломакович С.В., Тимченко Л.И. «Русский язык» 2 класс. Методическое пособие. Издательство Дрофа 2014 г.
Климанова Л.Ф., Т.В. Бабушкина «Уроки русского языка» 2 класс. Издательство Просвещение 2015 г.
Презентация на тему: Правописание парных согласных в корне слова