Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по русскому языку для 2 класса с презентацией. Фразеологизмы

Автор: Чекарева Алена Алексеевна, учитель начальных классов, МОУ СШ №2 г.Ярославль
Описание работы: предлагаю Вам конспект урока для 2 класса общеобразовательной школы на тему: "Фразеологизмы – это интересно!". Данный материал будет полезен для учителей русского языка, для учителей начальных классов.
Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Фразеологизмы – это интересно!"
Тема урока: Фразеологизмы – это интересно!
Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи:
- познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык;
- развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
- развивать творческие способности и образное мышление школьников;
- воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Какие формируются УУД:
Личностные:
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные:
1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Прогнозировать предстоящую работу.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование урока: раздаточный материал, интерактивная доска.
Ход урока:
1. Организационный момент (цель: мотивация к действиям на уроке)
Здравствуйте ребята.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Подготовка к применению понятия/правила (цель: проверить степень усвоения нового материала)
- Ребята у вас на партах у каждого лежит раздаточный материал, подпишите фамилию и имя.
- Чтобы писать красиво и аккуратно на уроках русского языка, начнем с минутки чистописания. Я буду вывешивать на доску картинку, а вы должны записать это слово.
- Составьте предложение с любым из слов.
- Вспомните из чего состоит наша речь?
- Сколько значений может быть у слова? Например?
- А какое значение может быть у слова?
- Где мы можем узнать, уточнить значение слова?
- Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.
- Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?
- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.
Чтение стихотворения.

НИ ПУХА, НИ ПЕРА

Рано утром Ну, ни пуха
Мама-квочка Ни пера!
В класс отправила Через час
Сыночка. Едва живой,
Говорила: Петушок
- Не дерись, Идёт домой,
Не дразнись, Ковыляет еле-еле
Не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, А на нём и в самом деле
Уже пора Нет ни пуха, ни пера.

В. Орлов

- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)
- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?
- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?
- Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.
- Таких устойчивых выражений немало в русском языке.
- Называются такие выражения — фразеологизмы.
- Какая же тема нашего сегодняшнего урока?
- Тема нашего урока: Фразеологизмы – это интересно!
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис — Выражение, логос — слово, понятие.
- Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
- Вы, наверное, неоднократно слышали выражение «А Васька слушает да ест». Это цитата из басни И.А.Крылова «Кот и повар»(1813). Употребляется в значении: «один говорит, а другой не обращает внимания на него».
- А как вы думаете откуда к нам пришли фразеологизмы?
Прямой смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой.
Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение:
1) обороты разговорно – бытовой речи: из огня да в полымя;
2) пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые слова из русского фольклора: красная девица; добрый молодец; отложить в долгий ящик;
3) выражения из книжного языка: свежо предание, а вертится с трудом (А.Грибоедов «Горе от ума»)
4) отдельные выражения профессиональной речи: без сучка, без задоринки.
- Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
Например, на краю земли (света) – далеко, намылить шею – проучить, пешком ходит под стол – маленький, зуб на зуб не попадает – замёрз.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Одним словом». У вас на партах лежит раздаточный материал. Нужно выразить смысл фразеологизма одним словом, а затем записать. Внизу задания, есть слова для справок, где можно найти нужное слово. Первый пример, мы делаем вместе. Как без рук, т.е беспомощный, зачеркните карандашом это слово, чтобы потом не запутаться.
• На руках носить – любить
• Рукой подать – близко
• Вылетело из головы — забыл;
• Вешать нос - унывать;
• В час по чайной ложке - медленно;
• Во все горло - громко;
• Во весь дух, со всех ног - быстро.

Слова для справок: громко, унывать, беспомощный, быстро, медленно, любить, близко, забыл.
- Молодцы ребята, а сейчас мы с вами будем «Путешествовать по зоопарку». Посмотрите на доску, на слайде представлены картинки с животными: волк, лиса, рыба, баран, заяц, змея, ёж, собака.
Ваша задача место точек назвать животное, которое подходит к этому фразеологизму.

• Голодный как…волк
• Хитрая как…лиса
• Трусливый как…заяц
• Изворотливый как…змея
• Колючий как…ёж
• Немой как…рыба
• Верный как…собака
• Упрямый как…баран
- Молодцы, ребята.

3. Включение нового понятия в систему ранне изученных (цель: определить роль и значение понятия в системе языковых единиц)
- Сейчас выполняем 2 задание в раздаточном материале.
Выберите из слов для справок и вставьте нужные слова так, чтобы получились фразеологизмы.
Перемывать (косточки), (медвежья) услуга, (крокодиловы) слезы, втирать (очки), на душе (кошки) скребут, (руки) не доходят, денег (куры) не склюют, потерять (голову), мокрая (курица), (львиная) доля.
Слова для справок: куры, львиная, кошки, руки, курица, голову, медвежья, крокодиловы, косточки.
- Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Скороговорка». Прочитайте про себя скороговорку, найдите фразеологизм и объясните его. Кто хочет прочитать быстро скороговорку?
Услыхали бобы о грибах. Пошли бобы по грибы. А грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах. (Остаться на бобах – остаться ни с чем).
- А теперь выполняем следующее задание, найдите и подчеркните фразеологизм и объясните его значение.
1) Долго ли он собирается водить нас за нос?
2) Что же ты словно воды в рот набрал?
3) Заруби ты себе на носу: я не обязан делать эту работу!
4) Что же ты не приезжал? Словно сквозь землю провалился…
5) Вряд ли мне удастся убить двух зайцев сразу.

4. Анализ текста (цель: выяснить функцию понятия/правила в устной и письменной речи)
- Вставьте в текст фразеологизмы.
У нас в школе некогда _________. Надо упорно трудиться.
Если ты работаешь на уроках ______________, на переменах кричишь _________, то хорошего результата ты не добьешься. Если ты на уроке молчишь, словно ________ и из тебя слово _____________, так тоже дело не пойдет. Но если ты выполняешь домашнее задание __________, прочитываешь книги _________, знаешь русский язык так, что правила _________, то всё получится. Покажи свой талант, ученик, раскрой себя.
Банк фразеологизмов: на всю катушку, считать ворон, от корки до корки, без сучка и задоринки, клещами не вытащишь, во всю Ивановскую, спустя рукава, воды в рот набрал, от зубов отскакивать.
- Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.
- И наш урок русского языка мы закончим такой фразой: "Люби, цени и знай свой язык". Пропишите пожалуйста,эту фразу.

5. Итог урока (цель: закрепить алгоритм языкового разбора)Ребята, вот и подошел наш урок к концу.
Ребята, вот и подошел наш урок к концу.
- Что нового усвоили? Что такое фразеологизмы?

6. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Составить небольшой рассказ (можно описать случай из жизни), используя фразеологизмы.
Раздаточный материал

Презентация на тему: Фразеологизмы

Рекомендуем посмотреть:

Сказка на основе фразеологизмов для младших школьников Конспект урока русского языка в 6 классе. Фразеологизмы Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Фразеологизмы Литературная викторина с ответами для учащихся 2 - 3 классов. Фразеологизмы

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Участник №161 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Конспект урока ИЗО в 1 классе к 8 марта | Рабочая программа кружка "Риторика", 1 класс по ФГОС
Опубликовано: 3197 дней назад (20 февраля 2016)
Просмотров: 12042
+3
Голосов: 3
Елена ЛАДЫГИНА # 20 февраля 2016 в 21:24 +1
мне понравился ваш урок.интересный,познавательный и я думаю детки с удовольствием сформировали понятия о фразеологизмах.
Алена Алексеевна Чекарева # 20 февраля 2016 в 21:37 +1
спасибо большое)
Валерий Григорьевич Вершинин # 21 февраля 2016 в 23:42 +1
Алёна Алексеевна! Примите мой голос и замечания.
1. Если вы используете фразеологизм" Ни пуха, ни пера", надо объяснять его происхождение.
2. То, что вы указали на цитату из басни И.Крылова, ничего не даст детям, значит, надо или читать басню, или вообще не брать этот фразеологизм. То же самое с комедией "Горе от ума" А. Грибоедова.
3. Много ин формационного материала, неизвестного второклассникам. Считаю, что этот пласт "пролетел мимо уха".
4. Задание - Включение нового понятия в систему раннее изученных (цель: определить роль и значение понятия в системе языковых единиц) - по моему мнению, трудно выполнить детям самостоятельно, без разбора и объяснения.
5. Задание 4 Анализ текста (цель: выяснить функцию понятия/правила в устной и письменной речи)
- Вставьте в текст фразеологизмы.
повторяет предыдущее и, думаю, приведёт к усталости. Значит,учителю придётся самому говорить, какое слово надо вставить, т.к. времени нет на объяснения. Появляется вопрос, что "унесли" дети после урока?
Тамара Васильевна Енина # 23 февраля 2016 в 13:28 +1
Здравствуйте, Алена Алексеевна, спасибо Вам за урок, хороший конспект, удачная презентация,вовремя Вы начали рассказ детям о фразеологизмах, а то, случается, и в 7 классе не могут определить устойчивое сочетание. Даже если какие-то проблемы у детей и возникнут, это тема сложная, не одного года. Все у Вас получится. Голос.
Алена Алексеевна Чекарева # 25 февраля 2016 в 21:01 0
Спасибо большое)