Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа кружка "Риторика", 1 класс по ФГОС

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка "Риторика", 1 класс
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
-Примерной программы по учебным предметам
-основной образовательной программой начального общего образования МОУ средней общеобразовательной школы №2
-авторской программы начального общего образования Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках.
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

II. Общая характеристика учебного курса
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

III. Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа составлена на 33 учебных часа в год из расчета 1 час в неделю.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
• на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»1 и т.д.;
• на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтениятекстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;
• на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
• осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
• осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
• оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
• анализировать тактичность речевого поведения в семье;
• объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
• формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
• пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
• отличать подробный пересказ от краткого;
• знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
• пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
• пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
• реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
• реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
• при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,использовать дополнительные сведения из словарей;
• делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
• характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
• определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
• планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
• осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
• уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
• оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
• анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
• продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
• определять тему, основную мысль несложного текста;
• определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
• подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
• анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
• разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
• сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
• давать оценку невежливому речевому поведению.

Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания

Формы контроля:
- самостоятельные работы;
- тестовые работы;
- диагностические работы.
Самостоятельная работа - небольшая по времени письменная проверка знаний, умений и навыков по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.
Различают полную самостоятельную работу (15-20 минут), динамическую самостоятельную (5-10 минут) работы.
Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка то она не оценивается отметкой (либо только положительной отметкой), если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.
Диагностическая работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и до конца изученной теме программы. Проводится в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир). Контрольная работа оценивается отметкой.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, давая точную количественную характеристику по каждому предмету. Кроме того, тестовые работы помогают также выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, осуществлять контроль за выполнением и т. д. Тестовые работы, выявляющие уровень общего развития ученика, используются в виде педагогической диагностики (2-3 раза в год), которая не подлежит балльному оцениванию. Тестовые работы, позволяющие проверить сформированность предметных умений и навыков, оцениваются отметкой.
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
-качество усвоения ключевых компетенций, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
-степень сформированности деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
-степень развития основных качеств умственной деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
-уровень развития познавательной активности и отношения к учебной деятельности;
-степень прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями (характеристиками ученика).

VI. Содержание учебного курса «Риторика»
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учетом особенностей этих текстов.
VII. Тематическое планирование
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
Речь в жизни человека.Знакомство с учебной тетрадью. 1
Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. 2
Вывески, их информационная роль. 1
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА
Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. 2
Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. 1
РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
Говорим – слушаем, читаем – пишем. 1
Устная речь. Громко–тихо.Быстро–медленно.Узнай по голосу. Правила разговора по телефону. 1
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. 2
Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. 1
Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д. 1
Прощаемся в разных ситуациях общения. 1
Правила вежливого поведения во время разговора. 1
Благодарим за подарок, услугу. 1
Повторение и обобщение. 1
ТЕКСТ (II часть – 16 часов)
Текст – что это такое? О ком? О чем? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. 4
Извинение. 1
Очень важные слова. 1
Знакомые незнакомцы. 1
Ключ к тексту (основная мысль текста). 1
Оформление текста на письме. Знаки в тексте. 1
Абзацы. 2
Как построен текст. 2
Обращение. 2
Повторение и обобщение. 1
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу
Для реализации задач обучения риторике используются:
- учебное пособие «Детская риторика» для начальной школы, М.: Баласс; Ювента,2013.
- методические рекомендации для учителя (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской).
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:
• DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
• цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
• компьютеры (с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников;
– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
При использовании компьютера ученики применяют полученные инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:
• классных газет и журналов (компьютер);
• фотоальбомов (фотоаппарат);
DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов.

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство», 1 класс Рабочая программа кружка по физической культуре, 1 класс Рабочая программа по английскому языку для 1 класса по УМК Барановой Рабочая программа по русскому языку, 1 класс Школа 2100

Похожие статьи:

Программа внеурочной деятельности «Мое здоровье» для 1-2 классов

Конспект урока по русскому языку для 2 класса с презентацией. Фразеологизмы
Опубликовано: 2827 дней назад (8 февраля 2017)
Просмотров: 5253
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Анастасия # 20 декабря 2018 в 22:36 0
Спасибо!