Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство», 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Автор: Пригорнева Татьяна Александровна
Место работы: учитель начальных классов ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.


Описание материала: Данная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» предназначена для 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.Рабочая программа составлена на основе "Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы" под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г.
2.Устава школы
3.Учебного плана школы.
4.Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ
5.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

Место учебного предмета в базисном учебном плане:
1 класс – 33 часа (1 час в неделю).
Характеристика учебного предмета.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение.

Цель: оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать формированию личности умственно отсталого школьника, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Задачи преподавания изобразительного искусства:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности

Для решения этих задач предусмотрены пять видов занятий: подготовительные упражнения, декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве

Подготовительные занятия
Их главная задача – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). На этом этапе важно сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
Также на подготовительном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.
Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого нужно иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото, а также различные игрушки.

Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев помогают формированию у учащихся эстетического вкуса.

Рисование с натуры
Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 1 классе изображают по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске.

Беседы об изобразительном искусстве
В 1 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Систематическая работа с иллюстрированным материалом развивает у детей зрительное восприятие, речь, обогащает словарь.
Основные формы и методы организации учебного процесса.
Форма организации учебного процесса: урок.
Методы обучения: словесные (объяснение, беседа);
наглядные (наблюдения, демонстрация, показ, рассматривание);
практические (выполнение рисунка).
Формы учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Типы уроков: урок сообщения новых знаний, урок формирования и закрепления знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и оценки знаний, умений и навыков, комбинированный урок.
Формы и средства контроля
Способы и формы контроля: текущий контроль.
Контроль знаний на уроках изобразительного искусства осуществляется по критериям:
- умение учащихся правильно выполнять рисунок;
- правильно подбирать цвет;
- правильно располагать рисунок на листе бумаги;
- правильно проводить нужные линии;
- правильно раскрашивать рисунок;
- правильно рассказать о ходе выполнения рисунка.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 1класса
Учащиеся должны уметь:
- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
- различать и называть цвета;
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Учебно - тематический план
(таблица)
№ п\п Наименование раздела Количество часов

1 Подготовительные упражнения 16
2 Рисование с натуры. 5
3 Рисование на темы. 5
4 Декоративное рисование. 7
Итого: 33
Календарно – тематическое планирование.
Изобразительное искусство (33ч)
(таблица)


урока Наименование раздела и тем Часы учебного времени

1. Подготовительные упражнения.(16 ч)


1.Рисование предметов разной формы и окраски. 1
2.Рисование предметов разной формы и величины. 1
3.Рисование прямых линий в разных направлениях (столбы, косой дождик, высокие горы). 1
4.Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (лесенка, шахматная доска, окошки.). 1
5.Рисование дугообразных линий (дым идет, по волнам, скачет мячик). 1
6.Рисование замкнутых круговых линий (клубок ниток, цепочка). 1
7.Рисование предметов различной величины: разноцветные шары( большие и маленькие). 1
8.Рисование предметов круглой, овальной формы( арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы)1
9.Рисование (по показу)предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги и др.1
10.Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник. 1
11.Рисование по опорным точкам знакомых предметов: кораблик, лесенка. 1
12.Рисование несложных геометрических узоров в полосе по клеткам. 1
13.Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов) 1
14.Рисование несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей ( флажки, бусы) 1
15.Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели). 1
16.Рисование несложных по форме елочных игрушек. 1

2. Декоративное рисование. Рисование на темы. Рисование с натуры.(17 ч)

1 Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). 1
2 Рисование на тему «Снеговик». 1
3 Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам. 1
4 Рисование с натуры игрушки – светофора. 1
5 Рисование с натуры связки воздушных шаров. 1
6 Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. 1
7 Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. 1
8 Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. 1
9 Рисование по замыслу «Что бывает круглое?». 1
10 Рисунок к сказке «Колобок» («Колобок катится по дорожке»). 1
11 Декоративное рисование – узор в круге. 1
12 Тематический рисунок «Я ракету нарисую»
13 Геометрический узор в полосе из треугольников. 1
14 Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек – Горбунок». 1
15 Рисование с натуры праздничного флажка. 1
16 Рисование узора в полосе растительных элементов. 1
17 Рисунок к сказке «Три медведя» (три чашки разной величины и расцветки) 1
Содержание учебного материала
П е р в о е п о л у г о д и е
Подготовительные упражнения
Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник), различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.
Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.
Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
Примерные упражнения
Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).
Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).
Игровые графические упражнения – рисование прямых линий в различных направлениях (по показу); высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии):провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).
Игровые графические упражнения – рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенка, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.
Игровые графические упражнения – рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.
Игровые графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек – цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения – рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары – большие и маленькие, клубки ниток – большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, карандаши - толстые и тонкие, елочки – высокие и низкие и др.
Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы (арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.
Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.

Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.
Рисование по клеточкам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).
Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).
Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.
Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). деление круга на 4 равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.
Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).
Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).
Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4-6 на листе бумаги).
Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка ели с игрушками).

В т о р о е п о л у г о д и е
Декоративное рисование
Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами- мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

Рисование с натуры
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

Рисование на темы
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
Примерные задания
Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).
Рисование на тему «Снеговик».
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).
Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.
Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.
Рисование с натуры игрушки-кораблика.
Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»
Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке»; «Колобок катится по дорожке»).
Декоративное рисование – узор в круге (круг – готовая форма).
Тематический рисунок «Я ракету нарисую».
Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя».
Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4 классы под редакцией В. В. Воронковой: - М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная литература
1. Грошенков И.А.. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
2.Грошенков И.А.. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 175с.
3.Головина. Т.Н Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.
Материально - техническое оснащение
Ноутбук – 1
Экран - 1
Проектор – 1
Набор муляжей для рисования (овощи) – 1
Набор муляжей для рисования (фрукты) – 1
Набор муляжей «Грибы» – 1
Набор геометрических тел – 1

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие по ИЗО для 1 класса на осеннюю тематику Рабочая программа кружка по физической культуре, 1 класс Рабочая программа по английскому языку для 1 класса по УМК Барановой Рабочая программа по русскому языку, 1 класс Школа 2100

Похожие статьи:

Программа внеурочной деятельности «Мое здоровье» для 1-2 классов

Урок. ИЗО и художественный труд, 1 класс

Урок ИЗО по ПДД, 1 класс

Рабочая программа 1 класс. Письмо и развитие речи | Внеклассное мероприятие для начальной школы с презентацией. Сценарий: Игра путешествие «Устное народное творчество»
Опубликовано: 3536 дней назад (1 марта 2015)
Просмотров: 6664
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!