Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа 1 класс. Письмо и развитие речи

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» 1 класс.
Автор: Пригорнева Татьяна Александровна учитель начальных классов
Место работы: ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» 1 класс специальной(коррекционной) школы – интерната VIII вида
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г.;
2.Устава школы
3.Учебного плана
4.Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ
5.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

В.В. Воронковой, И. В. Коломыткиной «Букварь» 1 класс: для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013 г.

Место учебного предмета в базисном учебном плане:
1 класс – 165 часов (5 часов в неделю)

Характеристика учебного предмета

«Русский язык» как учебный предмет является ведущим для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальном курсе, т. к. от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения.
Цель: овладение навыками грамотного письма, что является необходимым условием для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптации и реабилитации в обществе.
Задачи преподавания письма и развития речи:
- научить различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- формировать умения писать строчные и прописные буква; списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать интерес к родному языку.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- коррекция познавательной и речевой деятельности;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Обучение грамоте в 1 классе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида осуществляется в течение учебного года. Обучение ведется звуковым аналитико- синтетическим методом.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти, в зависимости от уровня развития детей.
Задачи добукварного периода:
- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма;
- привить интерес к обучению;
- выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках письма и развития речи в добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.
На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

Букварный период.
Задачи букварного периода:

- формировать звукобуквенный анализ и синтез;
- заложить основы овладения письмом.
Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.
При обучении письму дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.
Для проведения занятий по обучению грамоте в 1 классе коррекционной образовательной школы VIII вида используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 1класса
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
- писать строчные и прописные буква;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Учебно – тематический план.
(ТАБЛИЦА)
№ п\п Наименование раздела Количество часов

1 Добукварный период 20
2 Букварный период 145
Итого: 165
Календарно – тематическое планирование
Письмо и развитие речи (165 ч).
(ТАБЛИЦА)


урока Наименование раздела и тем Часы учебного времени


1. Добукварный период ( 20 ч)
1.Выявление знаний и умений учащихся. Рисование и обводка по трафарету. 1
2.Знакомство с наиболее распространёнными цветами. Расположение полосок. 1
3.Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок. 1
4.Различение по цвету двух комбинаций цветных полосок. 1
5.Различение расположения цветных полосок в двух сочетаниях. 1
6.Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей. 1
7.Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг). 1
8.Различение геометрических фигур и цветных полосок. Письмо палочек. 1
9.Различение геометрических фигур и полосок по цвету, размеру, взаимному расположению. Письмо палочек. 1
10.Различение геометрических фигур и цветных полосок. Письмо палочек с закруглением внизу. 1
11.Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. Письмо палочек с закруглением вверху. 1
12.13.Письмо элементов букв р, у, д – длинная палочка и длинна палочка с петлёй внизу. 2
14.Письмо полуовала – элемента буквы с. 1
15.16.Письмо овала. 2
17.18.Письмо овала с соединением. 2
19.20.Письмо полуовала. 2

2. Букварный период (145 ч)

1. Буква а. Знакомство со строчной буквой а и упражнение в её написании. 1
2. 3.Буква у. Знакомство со строчной буквой у и упражнение в её написана. 2
4. 5.Слова ау и уа. Звуко-буквенный анализ и письмо слов. Правила соединения букв. Упражнения в написании данных слов. 2
6. 7.Буква о. Знакомство со строчной буквой о и упражнения в её написании. Прописная буква О. 2
8. Буква м. Знакомство со строчной буквой м и упражнения в её написании. 1
9. 10. Обратные слоги ам и ум. Звуко-буквенный анализ и письмо данных слов. Прописная буква М. 2
11.12. Прямые открытые слоги ма, му. Звуко-буквенный анализ и письмо слогов. Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слогов ам-ма, ум-му. 2
13. 14 Слоги ом, мо. Звуко-буквенный анализ и письмо данных слогов. 2
15. Буква с. Знакомство со строчной буквой с и упражнения в её написании. Прописная буква С. 1

16.17.18.Слоги и слова с буквой с. Звуко-буквенный анализ и написание обратных слогов СА, со, су. Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слогов ас-са, ус-су, ос-co. 3

19.20. Буква х. Знакомство со строчной буквой х и упражнения в её написании. Прописная буква Х. Письмо слогов с буквой х после звуко-буквенного анализа. 2
21.22. Составление и письмо слов с усвоенными слогами (су-хо, му-ха, у-ха, у-хо) и предложений из данных слов (Ма-ма, са-ма). 2
23.24. Повторение написания пройденных букв. Списывание слогов и слов. Письмо под диктовку букв и слогов после звуко-буквенного анализа. 2
25 Повторение и закрепление изученных букв, письмо слогов, слов. 1
26 Строчная буква ш. Обратные слоги с ш. 1
27 Прописная буква Ш. Прямые слоги с ш. 1
28 Письмо слов с буквой ш, предложений. 1
29 Различение написания слов с буквами с-ш. 1
30 Строчная буква л. Обратные слоги с л. 1
31 Прописная буква Л. Прямые слоги с л. Письмо слов. 1
32.33 Письмо слов с буквой л, предложений. 2
34.35.36 Буква ы. Слоги и слова с буквой ы. Письмо слов с буквой ы, предложений. 3
37 Строчная буква н. Прямые и обратные слоги с н. 1
38 Прописная буква Н. Письмо слов с буквой н. 1
39 Письмо слов с буквой н, предложений. 1
40 Строчная буква р. Обратные слоги с р. 1
41 ПрописнаЯ буква Р. Прямые слоги с р. 1
42.43 Письмо слов с буквой р, предложений. 2
44.45 Различение на письме букв Р р, Л л, письмо слов и предложений с ними. 2
46.47 Закрепление написания изученных букв, слогов. 2
48.49.50 Письмо слов, предложений, состоящих из изученных слоговых структур. 3
51.52 Строчная буква к. Письмо с к. 2
53.54.55 Прописная буква К. Письмо слов и предложений с К к. 3
56.57 Строчная буква п. Письмо слов с п. 2
58.59.60 Прописная буква П. Письмо слов и предложений с П п. 3
61.62 Повторение пройденного. Упражнения в написании букв. Списывание слогов, слов, предложений с доски. письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов. 2
63.64 Повторение изученных букв, письмо слов, предложений. 2
65.66. 67 Буква Т, т. Слоги с буквой Т, т. Прописная буква Т. 3
68. 69. 70. 71. 72 Буква и. Прописная буква И. Составление и письмо слов с буквой и в начале слова. Буква и – показатель мягкости согласных. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов с твёрдыми и мягкими согласными при обозначении буквами ы-и. 5
73. 74. 75. 76 Буква з. Слоги и слова с бувой з. Прописная буква З. Различение слогов и слов с буквами з-с, сравнительный звуко-бувенный анализ, написание. 4
77. 78. 79 Буква в. Слоги и слова с буквой в. Прописная буква В. Составление и написание предложений. 3
80. 81. 82.83 Буква ж. Слоги и слова с буквой ж. Прописная буква Ж. Различение слогов и слов с буквами ж- ш. Письмо слов, предложений. 4
84. 85. 86. 87 Буква б. Слоги и слова с буквой б. Прописная буква Б. Различение слогов и слов с буквами б-п. Сравнительный звуко-буквеный анализ, написание. 4
88.89. 90. 91 Буква г. Слоги и слова с буквой г. Прописная буква Г. Различение слогов и слов с буквами г-к. Сравнительный звуко-буквеный анализ, написание. 4
92. 93. 94. 95 Буква д. Слоги и слова с буквой д. Прописная буква Д. Различение на письме слогов и слов с буквами д-т. Сравнительный звуко-буквеный анализ, написание. 4
96.97. 98 Буква й. Слоги и слова с буквой й. Различение на письме слогов и слов с буквами и-й. Сравнительный звеко-буквеный анализ, написание. 3
99. 100. 101.102 Буква ь. Звуко-буквенный анализ и письмо слов с ь на конце и в середине слова. Составление и написание предложений. 4
103. 104. 105. 106 Слова со стечением согласных в начале слова и на конце. Составление и написание предложений с этими словами. 4
107. 108. 109.110 Буква е. Составление и написание слов с буквой е в начале слова. Буква е – показатель мягкости согласных. Прописная буква Е. составление и написание предложений. 4
111.112.113.114 Буква Е,е. Составление и написание слов с буквой е вначале слова и на конце после гласной. Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными, при обозначении буквами о-е. 4
115.116 Письмо изученных букв, слогов, слов, предложений. 2
117.118.119.120 Буква Я я, строчная и прописная. Составление и написание слов с буквой я в начале слова и после гласной. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов с твёрдыми и мягкими согласными, при обозначении буквами а-я. 4
121.122.123 Буква Ю ю, строчная и прописная. Составление и написание слов с буквой ю в начале слова и в конце после гласной. Буква ю – показатель мягкости согласных. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов с буквами у-ю. 3
124.125.126 Буква Ц ц, строчная и прописная. Слоги и слова с буквой Ц ц. Составление и написание предложений. 3
127.128.129 Буква Ч ч, строчная и прописная. Слоги и слова с буквой Ч ч. Составление и написание предложений. 3
130.131 Буква Щ щ, строчная и прописная. Слоги и слова с буквой Щ щ. Составление и написание предложений. 2
132.133 Различение и написание слов со слогами ча-ща, чу-щу. Составление и написание предложений. 2
134. 135. 136 Буква Ф ф, строчная и прописная. Слоги слова с буквой Ф ф. Различение в написании слогов и слов с буквами в-ф после сравнительного анализа. 3
137.138 Буква Э э, строчная и прописная. Слоги и слова с буквой Э э. Составление и написание предложений. 2
139. 140 Буква ъ. Слова с буквой ъ. Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слов с буквой ъ и без него. 2
141.142.143. 144.145 Закрепление изученных букв, письмо слов, предложений. 5
Содержание учебного материала
Добукварный период
1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4. Развитие устной речи учащихся.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи.
6. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
7. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

Букварный период
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление, чтение и запись слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н. р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование, чтение и запись открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт), слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Формы и средства контроля.
Контроль знаний учащихся по письму и развитию речи в 1 классе осуществляется через результаты:
- самостоятельных работ;
- устных ответов;
- тестирования.
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4 классы под редакцией В. В. Воронковой: - М.: Просвещение, 2013.
2. В.В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь» 1 класс: для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013 г.

Дополнительная литература
1.Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
2.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
3.Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
4.Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
5.Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.

Рекомендуем посмотреть:

Программа внеурочной деятельности - 2 класс Рабочая программа по русскому языку, 1 класс Школа 2100 Тематические недели в начальной школе по ФГОС Календарно-тематическое планирование, 2 класс. Мир природы и человек
Выпускной праздник в 4 классе. Сценарий «До свидания, школа начальная!» | Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство», 1 класс
Опубликовано: 3317 дней назад (28 февраля 2015)
Просмотров: 9775
+1
Голосов: 1
Юлия Олеговна Теплищева # 27 апреля 2015 в 06:02 0
Татьяна Александровна, добрый день. Ознакомилась с вашей программой "Письмо и развитие речи". Все расписано понятно и грамотно. Я сейчас тоже составляю программу по развитию связной речи для детей с ОВЗ, с использованием ИКТ. Некоторые моменты из вашей программы беру на вооружение. Примите мой голос. Удачи!