Внеурочная деятельность 2 класс «Вместе мы спортивная семья»
Автор: Никонова Н.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. Тематическое планирование программы по внеурочной деятельности составлено на основе программы по физической культуре в начальной школе.
В процессе овладения этой двигательной деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Этому способствуют не только уроки физической культуры но и внеурочная деятельность.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.
Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Направлена на:
• совершенствование навыков полученных на уроках физической культуры;
• Реализацию принципа вариативности;
• Реализацию принципа достаточности и сообразности учебного материала;
• Соблюдению дидактических правил «от неизвестного к известному», «от простого к сложному»;
• Расширение межпредметных связей;
• Усилению оздоровительного эффекта.
Описание места программы в структуре ООП.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной спортивно – оздоровительной деятельности учащихся начальной школы. Реализация программы происходит в течении учебного года.
Программа рассчитана на детей 7-8 лет, реализуется за 1 год.
Количество обучающихся в группе – один учебный класс.
Программа реализуется за счет часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность.
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 2 (2 раза в неделю по одному часу)
Общее количество часов: 68
Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Целью курса "Вместе Мы - спортивная семья" является обучение двигательным действиям с общеразвивающей направленностью и специальной направленностью базовых видов спорта, а также основным приемам спортивных игр. В процессе овладения этими действиями укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Основная цель программы:
Повысить интерес к спортивным играм как одной из форм двигательной активности ребенка.
Исходя, из главной цели формируются задачи программы:
Задачи курса:
1. Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечиваающих систем организма.
2. Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным и спортивным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта.
3. Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формам активно отдыха и досуга.
4. Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателям физического развития физической подготовленности.
Исходя, из главной цели формируются
задачи программы:
Образовательные:
• развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укрепление здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
• расширить знания учащихся в области спортивных игр;
• совершенствовать знания о правилах спортивных игр;
Воспитательные:
• возвысить через спортивные игры культуру учащихся. Познакомить с историей спортивных игр;
• развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и спортивными играми.
• Воспитание силы воли, уважительного отношения к партнерам по игре, доброжелательности.
• Воспитание коллективизма.
• Способствовать к активному участию в соревнованиях по спортивным играм.
Развивающие:
• Развитие активности учащихся в процессе освоения спортивных игр.
• Развитие умений играть в команде, организуя и участвуя в игре.
• Развитие коммуникабельности в процессе обучения спортивным играм.
• Развитие организационных и управленческих качеств.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Базовым результатом образования внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, программа «Вместе мы – спортивная семья» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки программы "Вместе Мы - спортивная семья"
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального дополнительного образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы "Вместе Мы - спортивная семья" являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Совершенствовать физическую подготовленность:
• Футбол: остановка катящегося мяча, ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановкой по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
• Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
• Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения – подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
• Бадминтон: владеть хватом ракетки; передача волана на расстояние; круговые вращения рукой с ракеткой (по кругу, восьмеркой); жонглирование открытой, закрытой сторонами ракетки; жонглирование воланом поочередно меняя стороны ракетки; ходьба с одновременным жонглированием ракеткой; подача волана на расстояние; игра об стенку воланом открытой и закрытой сторонами ракетки; подвижные игры: «Игра в парах тремя воланами», «Дотронься до сетки и поймай волан», «Челночный бадминтон», «Жонглирование по кругу».
Содержание программы по внеурочной деятельности.
Содержание программы строится на основе спортивных игр: футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон.
В содержание программы включены:
• Теоретические пятиминутки (техника безопасности, рассказы об игре, истории игр, спортсменах).
• Комплексы общеразвивающих упражнений.
• Комплексы подводящих упражнений.
• Совершенствование навыков посредством работы учащихся в парах, тройках.
• Подвижные игры на основе элементов спортивных игр.
• Соревнования.
• Эстафеты.
• Специализированные комплексы по видам спортивных игр.
• Самостоятельные игры и развлечения.
Тематический план
1. Техника безопасности – 1 час
2. Спортивные игры. Волейбол – 18 час.
3. Спортивные игры. Баскетбол. – 20 час.
4. Спортивные игры. Бадминтон – 15 час.
5. Спортивные игры. Футбол – 14 час.
Всего – 68 часов
Материально – техническое обеспечение программы.
Мячи: футбольные, баскетбольные, волейбольные, гимнастические.
Сетки: волейбольная, бадминтонная.
Воланы, ракетки.
Табло – счет.
Фишки.
Стойки.
Обручи.
Скакалки.
Теннисные мячи.
Футбольное поле с воротами (улица).
Волейбольная площадка (улица)
Баскетбольная площадка улица.
Учебно- методическое обеспечение
1. Барышников В.Я., Белоусов А.И., Физическая культура, «Русское слово», Москва, 2011г.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В., Внеурочная деятельность школьников, «Просвещение», Москва, 2010г.
3. Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Погадаев Г.И., Программа физического воспитания учащихся начальной школы, «Школьная Пресса», Москва, 2004г.
4. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е., Цандыков В.Э., Физическая культура 1-4 классы, Баласс, Москва, 2012г.
5. Верхлин В.Н., Воронцов К.А., Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы, ВАКО, Москва, 2012г.
6. Логинова М.И., Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее, «Дельта», Санкт-Петербург, 1995г.
7. Фомина А.И., Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду, «Просвещение», 1984г.
Рекомендуем посмотреть:
Театрализованное представление для учащихся начальных классов
Конспект самоподготовки для выполнения домашнего задания в условиях детского дома. «Перелетные птичк
Что надо знать родителям учащихся начальных классов о ведении дневников и тетрадей школьников
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
Похожие статьи:
Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению
Двигательная активность в начальной школе
Художественные произведения о природе для младших школьников
Профессиональные умения учителя начальных классов
Работа с родителями будущих первоклассников