Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект самоподготовки для выполнения домашнего задания в условиях детского дома. «Перелетные птички»

Конспект самоподготовки для выполнения домашнего задания в условиях детского дома с детьми, обучающимися в начальных классах
Автор: Боровская Оксана Николаевна, воспитатель Муниципального  казенного образовательного учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Надежда» города Белово»
Описание материала:  Данный конспект может быть использован воспитателями в детских домах для проведения самоподготовки с детьми, обучающимися в начальных классах. Это сюжетная самоподготовка-путешествие поможет активизировать учебную мотивацию у детей, используемые игровые приемы делают занятие интересным и увлекательным.
Форма проведения: Занятие –путешествие: «Перелётные птички летят из тёплых
стран, где они зимовали, обратно на родину, потому что там  наступила весна».
Цель самоподготовки: Формировать положительную мотивацию к учебной
деятельности, используя игровые методы обучения.
Задачи:
- развивать память, внимание, мышление ребят;
- учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- закрепить умения складывать, вычитать, умножать и делить круглые числа;
- повторить деление слов на слоги;
- формировать навыки выразительного чтения, учить выделять в тексте главную  
  мысль;
- воспитывать упорство, трудолюбие, усидчивость при выполнение заданий;
- формировать самостоятельность, активность, умение доводить начатое дело до
   конца;
- развивать интерес к окружающему миру, дать представление о птицах как
  составной части живой природы, расширить знания о них.
- прививать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Раздаточный материал:
- картинки с изображением перелётных птиц;
-карточки с заданием по математике.
Наглядность:
- красочные надписи (время года- весна, весенние месяца);
- изображение  «стран» (Математики, Абвгд-ки, Читалии, Весенней);
- математические примеры;
- правило «Деление слов на слоги»;
- изображение гласных букв;
- дерево для птиц (каждое дерево обозначает слог).
Ход занятия
Организационный момент.
Беседа по вопросам, которая направлена на повторение и закрепление знаний о времени суток, времени года, весенних месяцев, дней недели и их последовательности.
- Ребята, какое сейчас время суток? Утро, день или вечер? (ответы детей).
- Правильно сейчас день. А днём мы с вами чем, обычно занимаемся? (самоподготовкой)
- А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас хозяйничает? (весна)

Молодцы ребята, к нам, наконец, пришла долгожданная весна, которую мы очень ждали. У весны много дел. Ей нужно навести порядок в природе после долгой зимы. Пробудить от зимней спячки всю природу. Но одна она со всеми делами не справиться. Ей будут помогать помощники- три весенних братца месяца.
- Вы знаете, как их зовут? Давайте назовём имена трёх братцев (ответы детей).

Умницы. Ребята, весенние братцы всегда идут на помощь весне строго по порядку, никогда не меняясь друг с другом местами. Вот сейчас, вы должны вспомнить и сказать, какой месяц приходит на помощь весне первый, какой второй, а какой последний. (дети называют по порядку весенние месяца, которые вывешиваются на доску)
- А теперь скажите, какой месяц у нас сейчас? (март)
- А какое сегодня число этого месяца? (12)
- Хорошо.
- А какой день недели сегодня? (четверг)
- Скажите, четверг это уже конец недели или только начало?
Чтобы правильно ответить на вопрос, мы повторяем, сколько всего дней в неделе, название дней и после этого отвечаем на вопрос.
(на доске наглядность, где написано: «12 марта. Четверг»)
-Молодцы!
-Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как ведут себя животные весной, какие изменения в их жизни происходят после долгой холодной зимы?(закрепляем знания детей о том, что звери выводят весной потомства, меняют зимний мех на летний, просто радуются приходу тёплых деньков)
- А что происходит в жизни птиц с приходом весны? (повторяем каких птиц называют перелётными и почему)
- Правильно, перелётные птицы, это те, которые, с приходом зимы улетают
зимовать в тёплые края и сейчас все они возвращаются на Родину, потому что наступила весна.
   Вот и мы сегодня с вами будем перелётными птичками (каждому ребёнку даётся карточка с изображением и названием перелётной птички и на нескольких карточках рядом с птичкой есть геометрическая фигура), которые летят в родные края, встречать весну.
   На нашем пути домой будут страны (наглядность), где мы будем останавливаться и подкрепляться знаниями. А птички, которых я вам раздала, помогут вам справиться с заданиями.
Полетели! (дети делают руками плавные движения, имитируя взмахи крыльев)
                                                   Основная часть
Страна «Математика»
- В этой стране, ребята, каждому из вас принесла послание птичка, которую ещё называют «почтовой».
- Вы знаете такую птичку?
- Правильно, это голубь.
- Посмотрите на послания, как узнать где чьё? (конвертики наклеены в классе на стене, шкафу, двери)
- Помните, я вам говорила, что птички будут помогать справляться с заданиями. Вот сейчас наступил момент обратиться к ним за помощью.
Дети получают задание:
на каждом конверте имеются цифры, там где цифры одинаковые, нарисованы геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник). Чтобы найти своё послание, каждый ребёнок должен посчитать, сколько букв в названии птички на его карточке и обратить внимание есть ли на карточке геометрическая фигура.                    Запомнить. После этого нужно найти своё послание (если в название птички четыре буквы, значит, ребёнок берёт послание с цифрой 4, если рядом стоит геометрическая фигура, например круг, то послание берётся с этой геометрической фигурой и той цифрой, которая получилась при счёте букв в название птички). Когда дети нашли каждый своё послание, задания в них решают самостоятельно.
Для каждого класса в посланиях те примеры, которые дети решают по школьной программе:
2 кл.- повторить состав числа 12, 15, 16.
3 кл.- повторить состав числа 10, сложение и вычитание круглых чисел.
4кл.- повторить деления и умножения круглых чисел.
                        Перед письменной работой гимнастика для рук:
Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный. Словно держат ручку. Дети движениями кисти вверх-вниз, влево- вправо отвечают на вопросы.
- Птичка хочет есть?
Движением кисти вверх-вниз дети отвечают «Да».
- Птичка хочет пить?
Движением кисти вверх-вниз дети отвечают «Да».
- Птичка хочет спать?
Движением кисть влево-вправо дети отвечают «Нет».
- Птичка хочет играть?
Движением кисть влево-вправо дети отвечают «Нет».
   После самостоятельной работы делаем проверку. На доске те же примеры. Что и у ребят, только расписанные по рядам. Ответы закрыты. Когда каждый ребёнок называет пример и ответ. Который у него получился при решении, мы открываем ответ этого примера на доске, тем самым делая проверку. В ходе проверки, если каждый ответил правильно то на доске получатся слова для каждого ряда: 1 ряд- УМНИЧКИ, 2 ряд- МОЛОДЦЫ.
- Ребята, вы хорошо потрудились. Все задания выполнили на пять. А теперь, давайте, с вами сделаем зарядку, чтобы отдохнувшими отправиться снова в путь.
                                                            Физминутка.
«Вышли уточки на луг, кря-кря-кря.
Прилетел мохнатый жук, жу-жу-жу.
Гуси шею выгибают, га-га-га.
Звонко квакают лягушки, ква-ква-ква».
(руки в стороны, вниз, сгибая ноги, руки  вперед и назад, руки в стороны, вытянуть голову вперед, встать прямо прыжки как лягушата)
- А теперь отправляемся снова в путь, полетели! (дети делают руками плавные движения, имитируя взмахи крыльев)
Страна  «Абвгд-
ка»

-Какие же задания ждут нас в этой стране?
- А здесь мы должны вспомнить правило «Деление слов на слоги».
-Повторяем правило (наглядность).
- Вспоминаем, какие у нас в алфавите буквы называются гласными звуками,
   их (наглядность).
- А теперь ребята, мы опять обратимся за помощью к нашим птичкам помощникам для того, чтобы выполнить задание. А задание такое, вы сейчас должны будете показать, как вы умеете делить слова на слоги. Каждый из вас посадит свою птичку на дерево. Но деревья не простые, посмотрите.
На доске наглядность-  четыре дерева, на одном дереве один листочек, на втором- два, на третьем- три, на четвёртом- четыре. На первое дерево нужно посадить птичку, в название которой один слог, на второе, птичку, в название которой два слога, на третье, в название которой три слога и на четвёртое дерево нужно посадить птичку, в название которой четыре слога. Дети, пользуясь правилом, делят названия своих птичек на слоги и размещают их на нужное дерево. Выходя к доске, ребята четко проговаривают слово по слогам и дают полный ответ: сколько в слове гласных и слогов.
- Молодцы, и здесь со всеми заданиями вы справились.
                                                      Физминутка.  
«Скоком-боком, боком- скоком (руки на пояс, подскок вправо, подскок влево 2 р.)
Ходит галка мимо окон (ходьба по кругу, руки вверх, вниз).
Ветром вся взъерошена  (по три хлопка под правой и левой ногой)
Снегом запорошена» (встать в исходное положение спина прямая, руки на поясе)
- Ну вот, отдохнули, теперь можно опять отправляться в путь.
- Полетели! (дети делают руками плавные движения, имитируя взмахи крыльев)
Страна «Читалия»
- Ребята, как вы думаете. Что делают в стране «Читалии»?
- Правильно, читают. Вот и мы сейчас с вами будем читать.
- Но сначала нужно подготовить наши язычки, чтобы нам читалось легко, мы могли чётко и ясно проговаривать все слова:
                           Скороговорка: «Проворонила ворона воронёнка»
Задания:
2 кл. и 4 кл. читают дополнительную литературу.
3 кл. по цепочке, по три предложения читают рассказ «Хрюк»
После прочтения, ребята отвечают на вопросы к тексту, отвечают на них. Затем мы вместе определяем, о чем этот рассказ, какова главная мысль.
                                              Физминутка для глаз
На указку воспитателя прилетел воробушек, чтобы сделать ребятам гимнастику для глаз (на кончике указки приклеена картинка с изображением птицы).
- Ребята, сейчас вы глазками, не поворачивая головы, будете следить за движениями воробушка:
- птичка полетела влево;
- птичка полетела вправо;
- вверх;
- вниз;
- вверх, описала круг;
- полетела  в центр школьной доски, описала восьмёрку
(повторить 2 раза)
-дети должны зажмурить глаза и досчитав до десяти открыть, в это время воспитатель убирает птичку. Открыв глаза ребята видят, что птичка улетела.
                                               Заключительная часть
Страна «Весенняя»
- Ребята, какие вы молодцы, вы долетели до страны «Весенней», выполнив все задания в чужеземных странах на пятёрки!
- Вам понравилось ваше путешествие из далёких стран на родную землю?
- Вспомните, какое задание вы выполняли в стране «Математике»? (ответы детей)
- А что приключилось с вами в стране «Абвгд-ке»?  (ответы детей)
- А в страну «Читалию» вы можете прилетать по чаще, она находится совсем недалеко от вашей «Весенней». Вам всегда будут там рады!
Ну вот, проделав такой путь, теперь можно отдыхать, чистить свои пёрышки.
Самоподготовка окончена.
                                              Список литературы
1. Аксёнова, А.К., Якубовская, Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах.-М.,Просвещение,1991.
2. Волина, В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей: Книга для учителей и родителей.-М., Знание, 1993.
3. Дитрих,А.К., Юрмин, Г.А., Кошурникова, Р.В. Почемучка.-М., Педагогика Пресс,1993.
4. Кузнецова, Э.Г. Игры, викторины, занимательные уроки в школе.- М.,1998.
5. Кульневич, С.В., Лакоцепина, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.(Выпуск I- математика, природоведение):Практическое пособие для учителей начальных классов.- Ростов-на Дону, ТЦ «Учитель», 2002.

Рекомендуем посмотреть:

Театрализованное представление для учащихся начальных классов Что надо знать родителям учащихся начальных классов о ведении дневников и тетрадей школьников Внедрение автоматизированных систем обработки тестовых заданий Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Похожие статьи:

Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению

Двигательная активность в начальной школе

Художественные произведения о природе для младших школьников

Профессиональные умения учителя начальных классов

Работа с родителями будущих первоклассников

Опубликовано: 3782 дня назад (10 декабря 2013)
Просмотров: 7554
+2
Голосов: 2
Татьяна Дудина # 17 декабря 2013 в 22:56 0
Оксана Николаевна, большое спасибо за интересную идею проведения самоподготовки, обязательно воспользуюсь вашей идеей. Я тоже работаю в детском доме. Буду рада видеть вас в моем блоге. smile