Тематические недели как средство организации образовательного пространства в начальной школе
Пояснительная записка
Главной целью воспитательной работы в классе я считаю создание дружного коллектива, творческое развитие каждого ребенка, создание в классе такой атмосферы, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу, получал положительные эмоции. Получая положительный заряд, организм открывается добру и красоте. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому детям необходимы праздники и развлечения. Дошкольники с огромной радостью идут в школу. Для них поступление в школу – необыкновенный праздник. Они ждут от школы встреч с интересными людьми, веселых праздников, каких – то чудесных событий. И мы, учителя, не должны их разочаровать в этом. Наиболее ярким, незабываемым праздником является тот, в котором принимает участие вся семья. Такой праздник объединяет родителей и детей, дарит любовь, радость общения с самыми дорогими людьми. При подготовке к такому празднику каждому найдется дело по душе. Глаза ребенка светятся радостью, он гордится, что рядом с ним принимают участие в празднике его родители.
В своей практике я использую проведение таких семейных праздников. Были проведены праздники: , «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – творческая семья», «Папа, мама, я – музыкальная семья», «Папа, мама, я – сочинская семья», «Папа, мама, я – читающая семья», «Папа, мама, я – рыбацкая семья». Эти праздники являются кульминацией тематических недель.
Почему основой воспитательной работы в классе я выбрала именно тематические недели?
Проведение тематических недель мне кажется очень удачной формой организации воспитательного процесса в начальной школе. В ее основе лежит методика коллективных творческих дел, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Тематические недели помогают более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу.
Уже традицией стало проведение в школах предметных недель по математике, русскому языку и литературе, окружающеиу миру, кубановедению. Кроме учебных предметных недель, проведение других недель не практикуется. В целом воспитательная работа построена на определенных мероприятиях, не связанных между собою, поэтому одним из достоинств тематической недели я считаю использование широкого спектра мероприятий, посвященных какой – то одной теме. В подготовке тематических недель принимает участие каждый ученик и его родители. Умело продумать, тщательно организовать, наполнить необходимым содержанием тематическую неделю – задача учителя и родителей.
Тематические недели
Цели тематической недели: активизация познавательной деятельности учащихся, расширение знаний, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ученика, нацеливание детей на результативную работу.
За несколько дней в классном уголке вывешивается объявление о предстоящей тематической неделе, указывается план ее проведения. Каждый ученик может выбрать себе мероприятие, в котором он примет участие, подготовиться к нему, сходить в библиотеку и найти необходимый материал в книгах, энциклопедиях, справочниках, воспользоваться материалами Интернет. Кто – то захочет участвовать в одном мероприятии, кто – то в двух, а кто – то не пропустит ни одного мероприятия .Кроме того, к мероприятиям можно готовиться индивидуально, а можно и группами. Совместная работа сплачивает коллектив, дети лучше узнают друг друга, они радуются успехам товарищей, огорчаются из – за неудач, стараются вовремя прийти на помощь друг другу.. Ребенок пробует свои силы в различных областях деятельности.
Готовясь к тематической неделе, учитель продумывает разнообразные формы, методы, средства ее проведения, использование технических средств: компьютера, интерактивной доски, телевизора и т.д. Широко применяются олимпиады, викторины, КВНы, турниры, конкурсы, экскурсии, выставки, выпуски газет, праздники и т.д. Очень интересно прошли следующие тематические недели: Неделя Черного моря, Неделя вежливости, Неделя любимой игры и игрушки, Спортивная неделя, Музыкальная неделя, Неделя творчества, Цветочная неделя, Интеллектуальная неделя, Почемучкина неделя, Неделя профориентации.
В последний день тематической недели подводятся итоги. Дети рассказывают, о чем они узнали, чему научились, где побывали. Учитель и родители готовят сюрпризы для каждого ребенка.
Оценивая эффективность проведения тематических недель, отмечаем следующее:
- повысился уровень нравственной воспитанности детей (отношение к своим одноклассникам, окружающей природе, животным)
-у учащихся появилась уверенность в своих силах и возможностях, они активнее стали участвовать в разных мероприятиях,
- расширился кругозор младших школьников по учебному материалу.
Большинство родителей удовлетворены результатами обучения и воспитания своих детей, их положением в классном коллективе.
Предлагаю планы проведения тематических недель.
1 класс
Сентябрь «Будем знакомы».
Цель: знакомство со школой, с одноклассниками, родителями.
Понедельник Классный час «Давайте познакомимся». Архивные
раскопки «Что обозначает мое имя?»
Вторник Знакомство со школой (экскурсия)
Среда Выставка творческих работ «Мои увлечения»
Четверг Конкурс рисунков «Я и моя семья»
Пятница Праздник «Мы школьниками стали». Подведение итогов
недели.
Октябрь «Ребята! Давайте жить дружно!»
Цель: сплочение детского коллектива
Понедельник Тестирование «Хороший ли я друг?»
Вторник Игры на свежем воздухе «Возьмемся за руки, друзья!»
Среда Конкурс шуточных вопросов «Жить без улыбки – просто
ошибка».
Четверг Беседа «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
Пятница Праздник «День осенних именинников». Подведение
итогов недели.
Ноябрь «Неделя дорожного движения»
Цель: привлечь учащихся к изучению правил дорожного движения, осуществлять профилактику детского дорожно – транспортного травматизма.
Понедельник Встреча с инспектором ГАИ
Вторник Экскурсия по городу «Улица, где я живу»
Среда Конкурс рисунков «Правила дорожные знать каждому
положено». Ролевая игра «Мы – пассажиры».
Четверг Викторина «В стране дорожных знаков».
Пятница Родительское собрание «Это должен знать каждый»
Декабрь «Трудовая неделя»
Цель: воспитание трудолюбия, желание приносить людям пользу своим трудом.
Понедельник Открытие мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай,
пробуй!»
Вторник Конкурс новогодних игрушек и карнавальных масок.
Среда Беседа «Празднование Нового года в разных странах»
Четверг Изготовление подарков для близких «Наши руки не
знают скуки».
Пятница Карнавал «Здравствуй, Новый год!» Подведение итогов
недели.
Январь «В мире животных»
Цель: привитие любви к животным
Понедельник Выступления детей с рассказами о домашних животных
«Животные нашего дома».
Вторник Викторина «Наши друзья – птицы».
Среда Конкурс рисунков «Братья наши меньшие».
Четверг КВН «Чудесный мир насекомых»
Пятница Просмотр слайдов и видеофильмов «Животные из
Красной книги». Животные – рекордсмены. Подведение
итогов недели.
Февраль «В мире растений»
Цель: познакомить с разнообразным миром растений, воспитывать бережное отношение к природе.
Понедельник Выставка «Наши комнатные растения»
Вторник Беседа «Хлеб на столе , благополучие в семье».
Среда Лекарственные растения. Выступление школьного
учителя биологии.
Четверг «Растения рекордсмены». Сообщения учащихся.
Пятница Просмотр видеороликов «Растения из Красной книги».
Подведение итогов недели.
Март «С любовью к женщине»
Цель: воспитывать любовь к близким
Понедельник Беседа «Весна – время пробуждения»
Вторник Операция «Сувенир». Мастерская по изготовлению
сувениров
Среда Конкурс среди девочек «Мисс Бантик»
Четверг Выступление библиотекаря «Сто великих женщин»
Пятница Праздник «Моя мама – самая лучшая на свете».
Подведение итогов недели.
Апрель «Неделя здоровья»
Цель: приучать учащихся к физической культуре, здоровому образу жизни.
Понедельник Беседа «Богатырские потешки». История игр
славянских народов.
Вторник Прогулка в весенний лес «По ладоням весны».
Среда Викторина «Спорт, спорт, спорт»
Четверг Азбука закаливания «Народные средства для здорового
детства». Выступление школьного врача.
Пятница Спортивные соревнования «Папа, мама, я- спортивная
семья». Подведение итогов недели.
Май «Неделя Всезнайки»
Цель: расширить интеллектуальный кругозор учащихся
Понедельник Беседа «Книги – наши лучшие друзья».
Вторник Игра «Самый умный»
Среда устный журнал «Хочу все знать».
Четверг Конкурс на лучшее знание литературных произведений
Пятница Викторина «По дорогам сказки». Подведение итогов
недели.
2 класс
Сентябрь «Осенний лист – краса природы»
Цель: воспитывать любовь к окружающему миру
Понедельник Конкурс сочинений «Мои каникулы»
Вторник Конкурс рисунков, поделок из природного материала
«Дары осени».
Среда Викторина по природоведению «В гостях у Старичка –
лесовичка».
Четверг Устный журнал «Приметы осени».
Пятница Праздник «Золотая осень». Подведение итогов недели.
Октябрь «Неделя игры»
Цель: развивать познавательную активность детей
Понедельник Выставка любимых игрушек. Рассказы детей о своих
любимых игрушках.
Вторник Разучивание подвижных игр разных народов
Среда Беседа об истории русской матрешки
Четверг Соревнования по настольным играм
Пятница Праздник любимой игрушки. Подведение итогов
недели.
Ноябрь «Почемучкина неделя»
Цель: развивать интеллектуальный уровень учащихся
Понедельник Просмотр видеофильма «Существует ли жизнь во
Вселенной?»
Вторник Час вопросов и ответов
Среда Устный журнал «Это интересно знать»
Четверг Беседа по выставке книг «Почему вымерли
динозавры?»
Пятница Конкурс «Всезнайкины загадки». Подведение итогов
недели.
Декабрь «Неделя птиц»
Цель: расширить знания учащихся о птицах
Понедельник Беседа «О совушке хищной замолвите слово»
Вторник Викторина «В мире птиц»
Среда Конкурс рисунков «Птицы – наши друзья»
Четверг Изготовление кормушек «Наши добрые дела городу»
Пятница Экскурсия в парк «Слушаем голоса птиц».
Подведение итогов недели.
Январь «Неделя вежливости»
Цель: Воспитывать уважение к взрослым, чувство ответственности за свои поступки
Понедельник Беседа «Вежливые слова и их применение»
Вторник Доброта в стихах и сказках. Инсценирование
отрывков из стихотворений и сказок
Среда Операция «Добрые дела для моего дома»
Четверг Деловая игра «Как вести себя в общественных
местах»
Пятница Праздник вежливых ребят «Чтобы радость людям
дарить, нужно добрым и вежливым быть».Подведение
итогов недели.
Февраль «Спортивная неделя»
Цель: прививать любовь к спорту
Понедельник Сообщения учащихся «Спортивные достижения из
книги рекордов Гиннеса»
Вторник Конкурс скакалок
Среда «Веселые старты»
Четверг Викторина «В мире спорта»
Пятница Малые Олимпийские игры.Подведение итогов недели.
Март «Неделя сказки»
Цель: прививать любовь к сказкам
Понедельник Викторина «Сказка в гости к нам пришла»
Вторник Аукцион «Кто здесь был и что забыл?»
Среда Конкурс рисунков «Мои любимые сказки
Четверг Посещение кукольного театра
Пятница Праздник «У волшебного окошка». Подведение
итогов недели.
Апрель «Экологическая неделя»
Цель: приучать учащихся бережно относиться к окружающей природе
Понедельник Устный журнал «Экология и мы»
Вторник Городской марш парков
Среда КТД «Тропы природы». Изготовление поделок из
бросового материала
Четверг Интеллектуальная игра «Звездный час»
Пятница Праздник «Берегите планету». Подведение итогов
недели.
Май «Русские народные промыслы»
Цель :познакомить учащихся с русскими народными промыслами: хохломой, дымковской игрушкой, городецкой росписью; воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа
Понедельник Знакомство с Хохломой
Вторник Роспись дымковской игрушки
Среда Городецкая роспись
Четверг Ярмарка изделий народных промыслов
Пятница Праздник русской матрешки. Подведение итогов
недели.
3 класс
Сентябрь «Цветочная неделя»
Цель: расширить знания учащихся о цветах
Понедельник Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы»
Вторник Конкурс осенних букетов
Среда Экскурсия в природу «На цветочной поляне»
Четверг Викторина «Цветочная почемучка»
Пятница Праздник «Чудесный мир цветов». Подведение
итогов недели.
Октябрь «Пушкинская неделя»
Цель: расширить знания детей о поэте, воспитывать любовь к его творчеству
Понедельник Беседа о Пушкине. Выставка произведений Пушкина
Вторник Конкурс рисунков по произведениям Пушкина
Среда Конкурс чтецов «Созвучье слов живых»
Четверг Викторина по произведениям А.С.Пушкина
Пятница Праздник «У лукоморья». Подведение итогов недели.
Ноябрь «Неделя национальных культур»
Цель: воспитывать уважение к людям разных национальностей
Понедельник Беседа «Люди каких национальностей проживают в
нашем крае»
Вторник Обычаи народов Кавказа
Среда Национальные костюмы. Выставка.
Четверг Конкурс национальных блюд
Пятница Фестиваль национальных культур. Подведение
итогов
Декабрь «Неделя Черного моря»
Цель: расширить знания учеников о флоре и фауне Черного моря
Понедельник Акция «Чистый берег»
Вторник Конкурс рисунков «Мое Черное море»
Среда Викторина «Знатоки моря»
Четверг Интеллектуально – творческая игра «Юнга»
Пятница Посещение аквариума. Подведение итогов
Январь «Неделя профориентации»
Цель: воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий
Понедельник Выпуск газеты «Все работы хороши, выбирай на
вкус»
Вторник КТД «Кем быть»
Среда Встреча с родителями. Рассказы родителей о своих
профессиях
Четверг Классный час «Все профессии нужны, все
профессии важны»
Пятница Экскурсия на вокзал. Знакомство с профессиями
работающих там людей. Подведение итогов недели.
Февраль «Масленичная неделя»
Цель: познакомить с традициями русского народа
Понедельник Беседа о Масленице
Вторник Конкурс на лучший блинный рецепт
Среда Чаепитие с блинами
Четверг Игры на свежем воздухе
Пятница Праздник «Масленица». Подведение итогов недели
Март «Книжкина неделя»
Цель: расширять и активизировать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к книге
Понедельник Беседа «Откуда пришла книга. Книжкин день
рождения».
Вторник Посещение городской библиотеки
Среда Конкурс чтецов
Четверг Конкурс сочинений о прочитанных книгах
Пятница Праздник «Папа, мама, я – читающая
семья». Подведение итогов недели
Апрель «Неделя космонавтики»
Цель:расширить знания о космосе и космонавтах
Понедельник Устный журнал «Летчики – космонавты»
Вторник Конкурс рисунков «Вселенная глазами детей»
Среда Игра «Поле чудес»
Четверг Космический КВН
Пятница Посещение обсерватории. Подведение итогов
недели.
Май «Патриотическая неделя»
Цель: воспитывать любовь к Родине, формировать активную жизненную позицию, воспитывать чувство патриотизма
Понедельник Беседа о Дне Победы
Вторник Сообщения учащихся «Пионеры – герои»
Среда Встреча с ветераном Великой Отечественной
войны
Четверг Возложение цветов к памятнику погибших воинов
Пятница Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто».
Подведение итогов недели.
4 класс
Сентябрь «Музыкальная неделя»
Цель: прививать любовь к музыке
Понедельник Беседа «Великие композиторы»
Вторник Музыкальная викторина «Наполним музыкой
сердца»
Среда Конкурс песен под караоке «Раз - словечко, два –
словечко – будет песенка»
Четверг Музыкальные превращения (использование в быту
разнообразных предметов в роли музыкальных
инструментов)
Пятница Праздник «Папа, мама, я – музыкальная семья».
Подведение итогов недели.
Октябрь «Неделя краеведения»
Цель: расширить знания детей о своем крае
Понедельник Беседа «Символы нашего края»
Вторник Просмотр фильма «Сочи – столица зимних
Олимпийских игр»
Среда Страницы истории «Наши великие земляки»
Четверг Аукцион народных мудростей (на знание кубанских
пословиц и поговорок)
Пятница Праздник «Папа, мама, я- сочинская семья» .
Подведение итогов недели.
Ноябрь «Родительская неделя»
Цель: укреплять взаимосвязь школы и родителей
Понедельник Встреча с родителями разных профессий
Вторник День открытых дверей. Открытые уроки для
родителей.
Среда Совместное посещение театра
Четверг Музыкальная гостиная «Счастливая семья. Какая
она?»
Пятница Праздник «Чай для мамы» (ко Дню Матери).
Подведение итогов недели.
Декабрь «Неделя заочных путешествий»
Цель: расширить географические познания школьников
Понедельник Путешествуем по России
Вторник Путешествуем по миру
Среда Просмотр видеороликов «7 чудес света»
Четверг Викторина «Знаешь ли ты страны мира»
Пятница Конкурс на лучшего путешественника. Подведение
итогов недели.
Январь «Шефская неделя»
Цель: воспитывать добро и милосердие
Понедельник Беседа «Забота о ближних»
Вторник Ролевая игра «Приходите в гости»
Среда Операция «Радость малышам»
Четверг Разведка добрых дел «Кому нужна моя помощь?»
Пятница Операция «Красный крест».(Оказание помощи
престарелым и больным людям) . Подведение итогов
недели.
Февраль «Неделя «Искусство общения»
Цель: научить детей избегать конфликтных ситуаций
Понедельник Беседа «Психология общения»
Вторник Конкурс на самого терпеливого (создание ситуации)
Среда Анализ конфликтной ситуации.
Четверг Сцены из школьной жизни
Пятница Тренинг на стрессоустойчивость. Встреча с
психологом. Подведение итогов недели.
Март «Великие люди России»
Цель: познакомить с выдающимися людьми России
Понедельник Великие художники. Просмотр видеороликов
Вторник Знаменитые писатели и поэты. Литературная
викторина
Среда Великие композиторы. Прослушивание
музыкальных произведений
Четверг Сообщения учащихся «Герои России»
Пятница Живая газета «Россия – одна из великих держав».
Подведение итогов недели.
Апрель «Юмористическая неделя»
Цель: развивать чувство юмора
Понедельник История дня юмора и смеха
Вторник Конкурс на лучшего рассказчика
Среда День художественного свиста
Четверг Сладкая ярмарка
Пятница Юмористическая эстафета.Подведение итогов недели.
Май «Интеллектуальная неделя»
Цель: развивать интеллект младших школьников
Понедельник Игра «Звездный час»
Вторник КВН «Мир вокруг нас»
Среда Диспут «Легко ли быть умным?»
Четверг Брейн – ринг «Все на свете интересно»
Пятница Олимпиада по учебным предметам «Самый умный».
Подведение итогов недели.
Мы хотим видеть своих учеников умными, добрыми, воспитанными, культурными, умеющими любить, понимать своих родных, друзей, учителей. Ребенку надо помочь стать таким, каким мы хотим его видеть. А этому и могут помочь тематические недели. И тогда школа может стать для детей тем домом, о котором говорится в стихотворении
Е.Кулинко.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Это не стулья за столом, это не дом.
Дом это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, это твой дом.
Литература:
1.Журнал «Начальная школа»
2.Газета «Первое сентября»
3.Газета «Пед Совет»
Рекомендуем посмотреть:
Программа внеурочной деятельности - 2 класс
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС