Литературная викторина с ответами "В гости к фразеологизмам, которые живут в сказках" для учащихся 2- 3 классов.
Автор: Брайт Людмила Николаевна, учитель начальных классов
Место работы: МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа № 1» с. Михайловское, Михайловский район, Алтайский край
Цель: развитие творческих и познавательных интересов учащихся; знакомство с фразеологизмами, которые встречаются в сказках.
Задачи: развивать логическое и аналитическое мышление, навыки внимательного чтения художественной литературы; умение сосредоточиться на вопросе; прививать учащимся чувство прекрасного через художественное слово.
Технологические особенности: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация к викторине.
Организация работы: оргмомент, целеполагание, работа над основным материалом: беседа, викторина, рефлексия.
Количество часов на мероприятие – 45 мин.
Описание: материал будет полезен учителям начальных классов.
Викторину можно провести как соревнование между командами. Учитель предлагает командам по очереди вытягивать жетон с номером, зачитывает вопрос, команды совещаются и отвечают.
Ход проведения викторины.
Ведущий.
Сказка ложь,
да в ней намек —
добрым молодцам — урок.
Пусть намеков в сказке много,
Не судите ее строго.
Сказка учит всех людей
Быть мудрее и добрей.
Сказка - не обман, а тайна,
Не напутайте случайно.
Сказка – кладезь, ясный свет,
На любой вопрос ответ.
Добрый молодец, давай,
Книгу сказок открывай!
Ты получишь наслажденье
За волшебным этим чтением!
1. Из какой сказки эти строки: «И я там был, мёд пиво пил».(Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»).
2. Как можно сказать используя фразеологизм об очень худом человеке? (Кощей бессмертный).
3. Как говорят используя слова из русской народной сказки "Лиса и волк" о хитрости и лукавстве? ( Битый не битого везёт).
4. Уходим без ожидаемого результата, как журавль в русской народной сказке "Лиса и журавль", то какой фразеологизм используем? ( Несолоно хлебавши).
5. Как можем используя фразеологизм назвать дурака, в какой сказке так назван человек и кто автор? (Пушкин А.С. «Сказка о попе и работнике его Балде», толоконный лоб).
6. Как будем говорить о лукавом, хитром, пронырливом человеке используя фразеологизм? ( Лиса Патрикеевна).
7. Автор и название сказки, где говорится об изнеженной девушке. (Андерсен Х.К. «Принцесса на горошине»).
8.Назовите выражение, употребляемое в значении: очень давно, в незапамятную старину, "когда царь Горох с грибами воевал".(При царе Горохе).
9. Как мы говорим словами из сказок о чём-нибудь необычном, чудесном? (Ни в сказке сказать, ни пером описать).
10.В сказке быстро делать только на словах, а на деле — гораздо медленнее. ( Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается).
11. В старину деревянные домики в топких, сырых местах ставили на пеньки с обрубленными корнями, богатый, просторный дом на такие ножки не поставишь. Вот и стало это выражение синонимом веткой, кривобокой избушки, в которой жить может разве что Баба Яга. (Избушка на курьих ножках).
12. И велел Андрею царь сходить далеко и что-то принести, а помогала ему Марья- царевна ,вспомни как называется русская народная сказка? (Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что).
13. Закончите фразеологизм из сказки: скоро сказка сказывается...? (Да не скоро дело делается).
По окончании викторины подводятся итоги, награждаются победители. Рефлексия.
Рекомендуем посмотреть:
Сказка на основе фразеологизмов для младших школьников
Конспект урока русского языка в 6 классе. Фразеологизмы
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Фразеологизмы
Сказка с использованием фразеологизмов для 2-3 класса Язык, Зубы и Нос