Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Урок русского языка во 2 классе

Автор: Кожина Эржена Намсараевна, учитель начальных классов МОУ «Сужинская СОШ» с. Сужа , Иволгинского района Республики Бурятия

Данный урок  проводится во втором классе, по УМК «Школа России». Повторение изученного материала по темам: «Имя существительное, имя прилагательное и глагол»

Предмет Русский язык

Класс 2

Тема: Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.

Тип урока: повторение изученного.

Задачи занятия:

1.     Отрабатывать навык определения частей речи;

2.     Пополнять активный словарный запас;

3.     развивать мышление, коммуникативные навыки;

Учебно-методическое обеспечение Т. Г. Рамзаева, учебник русского языка, 2 класс, 2 часть.

Время реализации занятия 45 мин.

Ход занятия.

I. Оргмомент (1 мин)

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я от вас, друзья, не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишите число: 6 мая. Классная работа.

- Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок.

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

II.  Развитие мышления

- Почему сову называют мудрой?

- Да. Сова очень долго живет и поэтому ее называют мудрой. Мудрая Сова прилетела к нам не с пустыми руками, она принесла нам много интересных заданий. 1 задание. Распределите слова на 3 столбика и объясните, почему так распределили.

Машина, большой, добрый, мальчик, бежит, растет, карандаш, синий, летит.

(Магнитные карточки прикрепляются на доску; пара ребят распределяет карточки на группы у доски, остальные пары обсуждают на рабочих местах)

(Последовательность вопросов и повторение частей речи зависит от того, как распределили слова дети).

- На какой вопрос отвечают слова в первом столбике?

- На какие вопросы отвечают слова во втором столбике?

- На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться?

(Будем говорить о глаголах, именах существительных и именах прилагательных, будем учиться задавать вопросы к словам).

III.  Работа по теме урока.

1. Тема нашего урока «Части речи».

- На уроке мы будем учиться определять части речи, вспомним, на какие вопросы отвечают изученные нами части речи, будем находить главные и второстепенные члены в предложении, повторим написание  некоторых словарных слов, поработаем в группах. Все эти задания нам принесла Мудрая Сова. Запишите тему урока.

2. Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.

- Какие части речи мы с вами знаем?

(Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- Вспомним, что мы знаем об этих частях речи и приведем примеры.

- Что называют именем существительным?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и называет предметы).

- Что называют именем прилагательным?

(Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и называет признаки предметов).

- Что называют глаголом?

(Глагол  - это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и называет действия предметов)

3. Работа с именами существительными и именами прилагательными

(Слова на магнитных карточках на доске)

- Что общего у всех этих слов?

(Это имена прилагательные).

- К словам, называющим признаки предметов, подобрать имена существительные из сказки. Угадайте, какая это сказка и вспомните, кто ее написал. Вам помогут рисунки, которые принесла Мудрая Сова 

Золотая – … .

Синее – … .

Высокий – … .

Разбитое – … .

Сварливая – … .

Усердные – … .

Грозная - … .

(Это «Сказка о рыбаке и рыбке». Её написал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин)

1.  Распознавание глаголов.

- Мудрая Сова очень рада, что вы так хорошо справились с заданием, вы хорошо разбираетесь в именах прилагательных и именах существительных. Наша гостья хочет проверить, умеете ли вы распознавать глаголы

- Составьте предложение с одним из глаголов.

(Удачное предложение записывается на доске и в тетради.)

2.  Массаж пальчиков. (Аппликатор Кузнецова)

3.  Минутка чистописания

(На уроке учащиеся работают в тетради в узкую линейку. На минутке чистописания используется тетрадь в широкую линейку. Идет подготовка для перехода к работе в широкую линейку).

- Прочитайте чистоговорку, и попробуйте определить, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания.

Паучок.

Чок-чок – это паучок.

Чок-чок-чок – за печуркой паучок.

Чок-чок-чок – ткёт паутину паучок.

Чок-чок-чок – ждёт добычу паучок.

(Это буква Пе)

- Какие звуки она обозначает? Дайте характеристику звукам.

(Буква Пе может обозначать звук [п] – он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, твердый; звук [п,] –  он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, мягкий.)

- Откройте тетради для чистописания и пропишите буквы.

П ппп П ппп

(Показы в тетрадях выполнены учителем точечным рисунком до середины строки. Дети обводят показы и дописывают по образцу до конца строки. Показ предложения также выполнен точечным рисунком)

У пенька опять пять опят.

- Что это за предложение?

(Это скороговорка).

- Для чего служит скороговорка?

(Она учит правильно, четко  и быстро говорить).

- Запишите скороговорку в тетрадь, а дома выучите ее наизусть.

Физкультминутка.

Лиса зарядку делает.

Прыгает и бегает.

Потянулась во весь рост

И расправила свой хвост.

IV.   Закрепление изученного.

1.   Работа со словарными словами. Кроссворд

- Мудрая Сова желает проверить как вы знаете написание словарных слов и приготовила для нас кроссворд. Отгадайте кроссворд и прочитайте слово, полученное в выделенных клетках.

- Передайте свои работы по цепочке, проверьте и оцените работу товарища.

- Какое слово мы получили в выделенных клетках? (Это слово ОГОРОД)

- Этимология этого слова такова: общеславянское слово, исходное значение – «огороженное чем-либо место».

 - Запишите это слово в свои словарики, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

2.  Работа в группах.

- У кого на парте красные яблоки – в 1 группу, зеленые яблоки – во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.

(На каждом рабочем месте группы компьютер. Для работы детей можно загрузит не всю презентацию, а только слайды 12-16. В зависимости от уровня группы даются задания: если группы равносильны, то темы можно распределить по жребию; если группы организованы по уровню усвоения материала, то самой сильной группе дается задание подобрать имена прилагательные, т.к. эта часть речи чаще всего и вызывает затруднения, самой слабой группе предлагается определить имена существительные (материал детьми усваивается легче), третьей группе надо подобрать глаголы.)

- Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрацию и подберите нужную часть речи. На работу вам отводится 4 минуты. Свои работы вы можете оформить на альбомных листах или на доске. Затем каждая группа представит свою работу.

3.  Письмо по памяти.

- Прочитайте предложения:

Ласточка лепит гнездо под крышей.

Грачи вьют гнезда на деревьях.

- Почему о ласточках говорят, что они лепят гнездо, а о грачах – вьют?

(Ласточки с помощью слюны лепят из глины гнезда, а грачи вьют свои гнезда на деревьях из прутиков.)

- Запомните предложения и запишите их по памяти.

(Один ученик на закрытой части доски пишет предложения по памяти, остальные работают в тетради.)

- Подчеркните в предложении главные члены.

V. Итог урока.

·  О каких частях речи мы сегодня говорили?

·  Что мы знаем об имени существительном?

·  Что мы знаем об имени прилагательном?

·  Что мы можем сказать о глаголе?

VI.  Домашнее задание

VII. По выбору:

1. стр. 86   упр. 373

2. Составить и записать 3 предложения  о весне. Определить части речи.

3. Выписать из словаря названия птиц и подобрать к ним имена прилагательные.

Рефлексия.

«Карточки - настроения»

Дети прикрепляют карточки на экран и аргументируют свой выбор.

Список литературы:

1. Сборник загадок «Растительный и животный мир», М. ЭКЗАМЕН,2008

2. А. Ф. Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей», Волгоград, УЧИТЕЛЬ, 2003.

3. Л. П. Николаева, И. В. Иванова «Работа со словарными словами 2 класс», М., ЭКЗАМЕН, 2008

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 2 класс

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса

Ирина Рудакова # 22 июля 2013 в 20:01 +1
Урок интересный. Подготовила разработку урока на аналогичную тему: "Обобщение знаний о частях речи" по учебнику Рамзаевой Т.Г. 2 класс. Было интересно сравнить своё представление об уроке с данной разработкой.
Гульсум Бакиевна Садыкова # 16 апреля 2015 в 17:56 0
Здравствуйте! Ознакомилась с конспектом Вашего урока.Урок интересный,содержательный. Но можно было бы больше включить творческие,развивающие задания,работу в группах,в паре. А так хороший урок. Успехов ВАМ!
Ольга Михайловна Завалишина # 15 октября 2015 в 20:31 0
Мне очень понравился орг. момент.За всю свою деятельность еще не встречала подобного четверостишия, хочу позаимствовать.Спасибо, за интересный материал.
Надежда Владимировна Богданова # 9 ноября 2015 в 20:40 0
Урок интересный, рабочий. Много развивающих заданий.Из-за использования компьютеров, думаю,что урок оставил положительные впечатления у детей.Положительный момент - рефлексия. Детей надо учить оценивать свою работу. Дифференцированное дом. задание тоже плюс. Хотелось бы немного переставить местами некоторые этапы урока.
Ольга Викторовна Яворская # 14 ноября 2015 в 12:24 0
Урок полностью соответствует требованиям ФГОС, поставленным целям и задачам. Урок интересен, содержателен, познавателен. На уроке использовался наглядный материал, ИКТ.
Думаю, что детям на уроке скучать было некогда. Спасибо!
Людмила Анатольевна Козлова # 22 июня 2016 в 08:59 0
Большое спасибо за урок! Точечные образцы по чистописанию - трудоёмкое дело. Я использую образцы на кальке, в 1 классе такая закладка в каждой тетради, в последующих - индивидуальное задание по каллиграфии. Очень удобно. Ещё я бы доработала урок в части целеполагания, оценивания и рефлексии. Успехов!
Лейсан Ильгизовна Ханипова # 11 августа 2016 в 15:24 0
Здравствуйте!Урок очень интересный.Особенно понравилось рефлексия!Успехов Вам!Голос
Надежда Сергеевна Франко # 10 октября 2016 в 11:24 0
Урок замечательный! Построен грамотно, соответствует требованиям ФГОС. Спасибо.
Кирьян Екатерина Николаевна # 3 ноября 2016 в 17:50 0
Здравствуйте!Ваш урок интересный, познавательный. Полностью соответствует поставленным целям и задачам. Дети слаженно работают в группах, умеют понимать и принимать позицию другого. Хорошие приемы мыслительной деятельности.Каждый этап урока был направлен на достижение определенного результата. Спасибо за урок!
Алёна Петровна Барышева # 2 июля 2017 в 09:20 0
Урок хороший, но если бы в уроке были использованы методы парной и групповой работы он был бы интереснее! В целом урок очень интересный.