Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Статья из опыта работы воспитателя детского сада на тему: Ритмопластика

Обобщение педагогического опыта для педагогов на тему:
«Ритмопластика как – средство социально-коммуникативного развития детей»
Автор: Чалова Татьяна Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко», высшая квалификационная категория, пгт. Каменск, Республика Бурятия.
Описание: Предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы на тему: «Ритмопластика как – средство социально-коммуникативного развития детей» данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям, воспитателям.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.

ФГОС дошкольного образования ставит задачу развития социального и эмоционального интеллекта детей, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, сохранения и поддержание индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка, формирование общей культуры.
Одним из средств, социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, является Ритмопластика.
Ритмопластика – система физических, танцевальных и подражательных движений для всестороннего гармонического развития тела.

Актуальность занятия ритмопластикой с детьми очевидна. Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Ритмопластика развивает у ребят, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества.
Благодаря ей формируется правильная осанка, развивается сила, выносливость, увеличивается подвижность в суставах, улучшается координация движений, устраняются такие физические недостатки как сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.
Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Гармоничное соединение движения, музыки, игры, формирует атмосферу положительных эмоций, делают его поведение естественным и красивым.

Музыкально двигательная деятельность, на занятиях ритмопластики как никакая другая, помогает общению детей ни только с музыкой, но и друг с другом. Она учит детей видеть движения других, оценивать их в соответствии с восприятием музыкально двигательных образов. При этом у детей воспитывается способность не только содействовать, но и сопереживать действиям друг друга, коллективному действию.

Что бы увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка мною разработана программа дополнительного образования «Ритмопластика» для детей от трех до пяти лет.

Цель программы: обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмопластики.
Задачи программы:
– учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
– развивать основы музыкальной культуры; музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство темпа-ритма);
– развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений;
– формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям.
По данной программе ведется кружок физкультурно-оздоровительной направленности «Непоседы» для детей 3х - 5 лет.
Курс «Ритмопластика» состоит из поэтапного формирования творческих способностей и развития индивидуальных качеств ребенка средствами музыки и ритмических движений.

Для каждого года обучения составлен тематический план, рассчитанный на 72 часа. Организованная - образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю по 15 минут во второй младшей группе, по 20 минут в средней группе.
Занятия по ритмопластике проводятся в игровой форме. Игровой метод придает воспитательно - образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий.
Опыт проведения ритмопластики показал её привлекательность и доступность. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.
Содержание программы по ритмопластике определяются следующими разделами.

Игроритмика. Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Игрогимнастика. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, укрепление осанки.
Игротанец. Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

Сюжетно-образные танцы Сюжетно-образные танцы направлены на развитие выразительности движений, чувства ритма, артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом песен.
Коммуникативные игры-танцы Особенность коммуникативных танцев-игр заключается в несложных движениях, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. В этих играх-танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что облегчает их запоминание.
Нетрадиционные виды упражнений

Игропластика. Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки.
Игровой самомассаж. Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.
Пальчиковая гимнастика. Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащая внутренний мир ребенка, но и оказывая положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивая фантазию.
Музыкально подвижные игры. Все дети любят играть, поэтому в программе используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве.
Креативная гимнастика. Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.
Обучение по программе проходит в три этапа
Этапы обучения
1-й этап обучения – это подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ» помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. Показ должен быть «опережающим», т.е. на доли секунды движение должно опережать музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успевали «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Еще одна особенность такого показа – он должен быть в «зеркальном» отражении, поскольку все движения дети повторяют автоматически. В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения.

Следующий, 2-й этап – это развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений. На этом этапе необходимо время от времени прекращать показ в процессе совместного исполнения и предлагать детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми жестами). Однако не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти.
На этом этапе используются следующие приемы:
- показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога – по очереди или по желанию)
- показ упражнения условными жестами, мимикой.
- словесные указания

На основе развития пластических возможностей детей, расширения двигательного опыта происходит переход к 3-му этапу – творческому самовыражению в движении под музыку. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена «вопросно-ответная» форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент – проигрыш, припев и т.д. Такие небольшие включения тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений.

Работа над пластикой проводится под классическую музыку; над синхронностью – под современную ритмическую; артистизм совершенствуется при помощи детского песенного репертуара и сюжетных эстрадных песен. Музыкальные произведения, сопровождающие занятия, кроме эмоционального действия, оказывают на ребёнка организующее и дисциплинирующее воздействие благодаря присутствию в них ритма.
Таким образом, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, дети овладевают разнообразными двигательными и коммуникативными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по ритмопластике для детей средней группы детского сада Работа над словом на уроках русского языка в начальной школе Ритмопластика в детском саду Обобщение опыта музыкального руководителя детского сада
Участник №81 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: ЗОЖ | Из опыта работы воспитателя детского сада. Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольников
Опубликовано: 1392 дня назад (25 ноября 2017)
Просмотров: 2194
+1
Голосов: 1
Гульнара Асхатовна Рахматуллина # 2 декабря 2017 в 23:00 0
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна. Тема вашей публикации мне очень близка. Ваша работа - занятия ритмопластикой, создаёт условия не только для двигательного и музыкального развития детей, но и является средством социально-коммуникативного развития дошкольников, а это одна из задач педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Надеюсь вы будите продолжать эту работу. Голос!