Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Обобщение опыта работы учителя начальной школы по теме: «Работа над словом на уроках русского языка»
Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ с УИОП № 15 г.Электросталь Санина Екатерина Олеговна

Аннотация.
В данной работе представлен мой опыт как учителя начальной школы по двум направлениям:
1.работа над фонетическим строем языка на разных этапах его изучения;
2.работа по развитию речи на примере подготовки к написанию сочинения по картине.

Целями сообщения являются:
1.выявить проблемы, возникающие у учащихся при изучении указанных направлений;
2.на основе сделанных выводов предложить систему упражнений, которые помогут улучшить усвоение материала ребенком.

Актуальность первого раздела работы определяется прямой зависимостью орфографической зоркости и навыков правописания от первоначального усвоения раздела фонетики и понимания ребенком особенностей характеристики звуков.
Второй же вопрос связан с социальной значимостью проблематики, обусловливающей важность повышения речевой грамотности и речевой культуры учащихся начальных классов.
Приведенные в данной работе упражнения обеспечивают речевую активность детей на уроке, вооружают их языковыми умениями и навыками в определенной речевой ситуации.

Содержание
1.Введение ……………………………………………………………………………4
2.Учим звуки и буквы. Работа с зеркалом при изучении гласных и согласных звуков………………………………………………………………………………..5
3.Думаем и сочиняем. Методика работы над сочинением по картине...……….....7
4.Заключение…………………………………………………………………………10
5.Список литературы………………………………….……………………………..11

1.Введение.
Речь человека – это показатель его уровня развития и культуры. Поэтому развитие речи ребенка – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения.
Правильная речь – это не только отсутствие каких-то дефектов (невыговаривание звуков, заикание, повтор окончаний слов или фразы и др.). Это еще и связная, грамотно построенная, обогащенная дополнительными художественными средствами речь. Развивать речь детей – это значит постоянно работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, правильному выбору подходящего слова, грамотному оформлению мыслей. Заниматься этим нужно на каждом уроке, так как успехи учащихся в связной речи обеспечивают и его успех в усвоении материала по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Игры, различные творческие задания, здоровьесберегающие технологии помогают создать на уроке такие условия, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания. Различные формы работы помогают не только развивать речь детей на уроках, но и активизировать познавательную деятельность каждого ученика. Система работы по развитию речи позволяет развить умение анализировать, обобщать, грамотно строить и высказывать собственные мнения и представления, позволяет развивать критическое мышление.
Во время отраженных в работе заданий и упражнений у ребенка формируются следующие УУД: личностные, регулятивные, познавательные и комуникативные.
В данном опыте основное внимание уделяется развитию речи учащихся в условиях реализации ФГОС Система заданий с применением современных образовательных технологий, описанная в опыте, позволяет развить умение анализировать, обобщать, грамотно строить и высказывать собственные мнения и представления, позволяет развивать критическое мышление.
Обобщая свой опыт, я учитывала теоретические и методические сведения о формировании и функционировании коммуникативно-речевых умений и навыков и развитии речи учащихся начальных классов.

2.Учим звуки и буквы.
Работа с зеркалом при изучении гласных и согласных звуков.
Педагоги знают, какую сложность представляет для детей изучение раздела фонетики. А между тем, пробелы в изучении звуков и их характеристики напрямую ведут к орфографическим ошибкам и проблемам правописания. Я не раз сталкивалась с тем, что ученикам 1 класса сложно объяснить понятия «гласный» и «согласный» звук. Поэтому на этапе звуко-буквенного периода изучения русского языка я предлагаю ребятам поработать с зеркалом. Мы знаем, что дети любят «покривляться». И на уроках мы произносим звуки, наблюдая за тем, что происходит с ротиком, в зеркало: как меняется положение губ, что делает язычок и т.д. Ребятам интересен данный вид работы и, на своем опыте я убедилась, что он улучшает степень овладения детьми знаний о звуках. Главное здесь то, что им не нужно просто заучивать изучаемый материал, а они сами приходят к выводам, а значит, и лучше понимают его, вернее используют его в дальнейшем.
Кроме того, при изучении каждого согласного звука (гласные, как правило, не вызывают особых сложностей при изучении), для лучшего выявления его характеристик (твердый или мягкий, звонкий или глухой он), мы используем чистоговорки и скороговорки.
Например: Сидел соловей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
На примере данного упражнения можно говорить и о мягкости/твердости звука на основе разного произношения слов «сидел» и «соловей» (также при помощи зеркала и приема работы в парах: один произносит слово с четко проговариваемым изучаемым звуком, а сосед слушает, как этот звук произносится – твердо или мягко, затем ребята в паре меняются и делают общий вывод).
Следующее упражнение, помимо логопедической нагрузки, помогает отрабатывать навык построения слогов и избежать в дальнейшем ошибку при чтении, когда ребенок меняет местами буквы в слоге:
са-са-еа — у Сани коса
са-са-са — в саду оса
сы-сы-сы — у Сани бусы
сы-сы-сы — у осы усы
су-су-су — Соня видит осу
ac-ac-ac — у нас дома квас
ас-ас-ас — у нас ананас
ос-ос-ос — в саду много ос
ус-ус-ус — у Сони кактус
ус-ус-ус — у Сани новый автобус

Ша - ша - ша - как погода хороша!
Шу -шу - шу - никуда я не спешу.
Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!
Шэ - шэ - ше - как приятно на душе!

Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.
Особо полезны такие упражнения при изучении непарных звуков: ж, ш, ч, ц, щ.
На звуко-буквенном этапе изучения языка удобно говорить о таком художественном приеме, как аллитерация – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность, например:

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чём они шепчут? О чём говорят?..
(К. Бальмонт «Камыши» )
Ребятам указывается на то, что повторение шипящих звуков в данном стихотворении помогает нам «услышать» звуки камыша, особенно отчетливые при дуновении ветра в вечерней тишине.
В следующем отрывке сонорные звуки «л» и «р» передают звук падающих капель и журчание бегущей воды:
Снова я слышу
Весёлые трели.
Это капели,
Как птицы, запели.

Это повсюду,
Не зная печали,
Разноголосо
Ручьи зажурчали...(С. Питиримов «Апрель»)
У М.Ю.Лермонтова прием аллитерации использован для передачи наката волны на берег:
«Волна на волну набегала,
Волна погоняла волну...»

Для усиления эффекта при данном упражнении возможно включить звуковое сопровождение из серии «Звуки природы». Таким образом мы продолжаем развивать фонетические навыки ребенка и вводим его в мир поэзии, знакомим со способами создания лирического произведения. Подобный материал очень интересен учащимся, они с любопытством и жадностью начинают вчитываться в строки изучаемых произведений, пытаются угадывать тайны написания стихотворения. Кроме того, подобные задания заставляют ребенка фантазировать, развивают умения анализировать, видеть и слышать окружающие предметы и явления, а значит и правильно описывать его различными приемами в речи. А для ребят с небольшими дефектами в речи это еще и дополнительная разминка.

3. Думаем и сочиняем.
Методика работы над сочинением по картине.
С большими трудностями педагог часто встречается на творческих уроках, в частности при написании сочинения. Не секрет, что устная речь младшего школьника не развита, скудна и запутанна. Кроме того, ребенок еще не умеет пользоваться эмоциональными средствами языка. А письменно выразить свои выдумки и фантазии ему сложнее вдвойне.
Программа по русскому языку в 3-4 классах насыщена разными видами творческих работ и более всего написанием сочинения по картине. В данной работе я, на примере работы над одним сочинением, постараюсь показать ход подготовки учащихся к написанию работы, приведу примеры заданий, которые включаю в уроки на протяжении недели перед уроком творчества и развития речи.
Предлагаю систему упражнений по подготовке к написанию сочинения по картине В.Д.Поленова «Золотая осень». Ежедневно в работу на уроке включается 1-2 упражнения, при этом ученик не знает, что он готовится к написанию сочинения – для него это просто обычное задание во время урока или домашнее задание.
Задание 1. Расскажи о времени года, опираясь на вопрос «какая»? Например: Какая бывает осень?
(Пахучая, зеленая, молодая, золотая, зрелая, пестрая, красивая, богатая, унылая, скучная, серая, ветреная, холодная).
Задание 2. Придумай и запиши необычные сравнения. Например: Звезды – это гвоздики, на которые прибито небо.
Солнце – это…
Облако – это…
Лист – это…
Задание 3. Продолжи мысль и запиши.
Наступила сень и…
Пришла зима и…
Вступила в свои права весна и…
Настало лето…
Задание 4. Продолжи логическую цепочку.
Зима – снег, мороз,…
Весна – капель, солнце,…
Осень – дожди, лужи,…
Лето – речка, фрукты,…
Задание 5. Какое слово употреблено в предложении точнее?
1) Солнечные лучи ярко греют/освещают землю.
2) Молодые березки накрыты/покрыты золотистой листвой.
3) Розовые облака плавают/плывут по нежно-голубому небу.
Задание 6. Запиши, что ты представляешь, когда слышишь данное слово.
Например: Мед – пчела, цветок, солнце, медведь.
Лес –
Небо –
Солнце –
Задание 7. Какие чувства (настроения, представления, картины, цвет) вызывают у тебя данные словосочетания? Например, весеннее солнце – светлый день, веселые птицы, длинные дни, счастливые дети, красивые цветы, голубое небо.
Осенняя поляна - …
Снежный лес - …
Бушующее море - …
Задание 8. Запиши, чем и как, по-твоему, пахнет:
Дерево –
Трава –
Яблоко –
Солнечный день –
Задание 9. Продолжи ряд, подбери к словам синонимы, сравнения, художественные определения. Составь с данными словами и словосочетаниями предложения так, чтобы получился текст об осени.
Осень –
Ветер –
Бабье лето –
Речка –
Горизонт –
Лес –
Небо –
Россия –
Для развития у детей умения выстраивать ассоциативные ряды, более художественно описывать предмет или явление, мы на уроках проводим небольшие речевые разминки. Например, такую. Задание: подбери соответствующие слова. «Зеленые» слова – елка, арбуз, листья, огурец и т.д.
Примеры учеников: «круглые» слова – мяч, яблоко, луна; «веселые» слова – клоун, анекдот, детство, праздник; «добрые» слова – бабушка, сказка, мама; «солнечные» слова – лето, одуванчик, капель; «быстрые» слова – поезд, заяц, стрела и т.д.
Или такое задание. Продолжи мысль, составив и записав небольшой рассказ.
Например, «Если это мышонок, то…»
«…то он маленький. Туловище у него слегка вытянуто, лапки с небольшими коготками. Тело покрыто мягкой шерсткой. Ушки остренькие».
«Если это солнце, то…»
«Если это ветер, то…»
Еще одна проблема, с которой сталкивается педагог на творческих занятиях, связана с бедным синтаксическим построением речи учащихся. Как правило, это простые нераспространенные предложения, иногда с одним главным членом: Небо синее или Идет дождь. Для развития способности использовать в речи разнообразные средства выразительности и обогащенности синтаксического построения предложения, я с ребятами прорабатываю следующие типы упражнений:
Задание 1. Закончи предложение:
1) Дедушка положил очки…
2) Мама купила конфеты…
3) Папа приехал…
4) Сестра включила свет…
5) Бабушка пошла на рынок…
Задание 2. Допиши предложение, вставив подходящее по смыслу слово.
Копал (кто?)…
Папа копал (что?)…
Папа копал огород (чем?)…
Папа копал огород лопатой (когда?)…
Вчера папа копал огород лопатой (как?)
Задание 3. Распространи предложение.
Снег выпал (какой? когда?)…
Я родился (где? когда?)…
Миша пришел (куда? с кем?)
Груша упала (какая? где? с чего?)

Все предложенные виды заданий занимают не более 5-7 минут на выполнение. Поэтому, включая ежедневно в урок по одному-два упражнения, учитель не теряет особо много времени от урока и изучения нового материала, а ребенок при этом развивает и совершенствует свою речь – устную и письменную, и готовится к написанию большой серьезной работы – сочинения по картине.
Кроме выполнения тренировочных упражнений на развитие речи, на одном из занятий по внеурочной деятельности ребята знакомятся с несколькими лирическими произведениями об осени. Мы читаем стихи, разбираемся, что в них общего, какие чувства у поэтов пробуждает осень.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца. (И.А.Бунин)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса… (А.С.Пушкин)
Посмотри, как день прекрасен,
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клен.
И кружится над поляной,
Как жар-птица, лист багряный.
И багряны, как рубины,
Рдеют ягоды рябины… (И.Мазнин)
Выходя на прогулку, мы говорим о том, что видим сейчас вокруг мы, что чувствуем, какие эмоции и запахи летают в осеннем воздухе.
И последний этап подготовки – это прослушивание музыкального произведения на близкую тему. В нашем случае это А.Вивальди, цикл «Времена года», «Осень». Ребятам название произведения заранее не сообщается. Им предлагается с закрытыми глазками прослушать музыку. Затем ученики рассказывают, что они представляли, слушая музыку – называя вначале только односложный предмет или явление, а затем, описывая то, что представляли, называют только имена прилагательные. В завершении ребята закрашивают альбомный лист теми цветами, которые они «услышали» в музыке.
После такой объемной предварительной работы ребята готовы к написанию сочинения. Безусловно, им помогает коллективное обсуждение картины «Золотая осень», составленный план и опорные слова. Но сам процесс создания творческой работы уже упрощен и не так пугает ученика.
После применения данной методики работы над написанием сочинений в моих классах процент качества работ и число положительных отметок учащихся значительно вырос.

4. Заключение.
Практическая задача развития речи младших школьников в моём педагогическом опыте реализовалась через использование и систематизацию различных приемов на уроках русского языка.
На основе анализа и обобщения моего педагогического опыта и изучения психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы:
1. В процессе работы над развитием речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических основ ее формирования.
2. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи (очень нравится детям работа в форме игры, соревновательные моменты, ребусы и загадки, рифмовки и чистоговорки).
3. Литературные тексты помогают детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение.
4. Красивое и правильное высказывание рождает у учащихся веру в себя, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию.
5. Именно на уроках, где дети учатся планировать высказывание и говорить правильно, через методы и приемы, нравящиеся детям, создается атмосфера, способствующая творческому подъему, вызывающая в них духовную окрыленность.

5.Список литературы.
1.Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка. / Сост. И.Ф. Протченко, JI.A. Ходякова М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
2.Климова, С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка / С.А. Климова // Начальная школа, 2012, № 7.
3.Ладыженская. Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. М. - Педагогика, 2011. - 255 с.
4.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 2009. — 431 с.
5.Речь. Речь. Речь. Книга для учителя / под ред. Т. А. Ладыженской. — М. : Педагогика, 1990. — 220 с.
6.Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. М.: Флинта, 2012, - С. 37
7.Шаповалова О.А. Русский язык. Тетрадь для творческих работ. – Саратов: Лицей, 2009. – 64 с.

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Урок математики в 4 классе Школьная олимпиада по математике 4 класс Самоуправление в начальной школе

Похожие статьи:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Проектно-исследовательская работа с презентацией, 3 класс. Лирика Есенина
Опубликовано: 2718 дней назад (14 июля 2017)
Просмотров: 11827
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!