Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проектно-исследовательская работа с презентацией, 3 класс. Лирика Есенина

Проектно-исследовательская работа «Образ дерева в лирике С.А.Есенина». Литературное чтение в 3 классе
Выполнила: Абдрафикова Арина, ученица 3 класса «Б»
Ассистенты:
Балашова Юлия
Матвеев Максим
Прохоров Савелий
Сафонова Любовь
Тугучев Данила
Руководитель: Санина Е.О., учитель начальных классов

Аннотация.
Для исследования нами была выбрана тема «Образ дерева в поэзии С.А.Есенина». На внеклассном мероприятии по творчеству поэта, при чтении «Белая береза» и «Черемуха душистая» у учащихся возник вопрос: «Есенин писал только о деревьях?» Это и послужило началом большой работы, которую провела группа учащихся. Несколькими ребятами была проведена поисковая часть работы: прочитан сборник стихов поэта с целью поиска строк, в которых сказано непосредственно о дереве. Сама же автор проекта уже анализировала и систематизировала полученный материал.
Цели данного проекта: изучить, проанализировать и систематизировать образ наиболее часто встречающихся деревьев в творчестве С.А.Есенина.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1.Проанализировать лирику С.А.Есенина
2.Выбрать часто употребляемые поэтом образы деревьев
3.Определить средства художественного изображения, используемые поэтом
4.Провести сравнительный анализ образов деревьев
5.Выяснить, какую роль играют данные образы деревьев в судьбе лирического героя
При чтении нескольких стихотворений были выбраны следующие объекты для анализа: береза, клен, ива, тополь, черемуха, яблоня, рябина, сосна и ель.
В результате исследования сделаны выводы:
1.Дерево у С.А.Есенина – живой, очеловеченный образ, нередко главный герой лирического произведения.
2.Через образы деревьев поэт передает нам свои мысли и душевные переживания.
3.Дерево – это образ либо самого лирического героя, либо его друга, собеседника.
4.В поздней лирике образ дерева передает тоску поэта по Родине, отождествляется с образом России.
На мой взгляд, работа над проектом была для учащихся успешной. Кропотливые поиски необходимого материала, глубокое прочтение каждой строфы стихотворений С.А.Есенина помогло ребятам научиться лучше анализировать лирическое произведение, понимать его скрытый смысл, определять его тему и оценивать значимость для самого поэта и нас, читателей.

Содержание
1.Введение…………….…………………………………………………….
2.«Белая береза…»………………………………………………………...
3.«Клен ты мой…»………………………………………………………...
4.«Шепчут тополя…»……………………………………………………..
5.«Ивы – кроткие монашки»……….……………………………………
6.«Между сосен, между елок»…………………………………...………..
7.«Костер рябины красной…»………………..…………………………
8.«Сыпь ты, черемуха, снегом…»………………………………………
9.«Как с белых яблонь дым…»………………………………………….
10.Заключение………………………………………………………………
11.Список литературы……………………………………………………..

1.Введение.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова…

Природа — одна из главных тем творчества поэта. Он часто обращается к природе, когда хочет сказать что-то о себе, своем прошлом, о том, что его печалит. Природа у Есенина похожа на человека - она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.
Сам С.А.Есенин напишет: «Все от древа — вот религия мысли нашего народа… Древо — жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень-добродетель».
Вспомним, что у славян дерево считалось своеобразным символом мира, жизни. Есенин, чье творчество пронизано близостью к народу и народной поэзии, также делает образ дерева центральным во многих своих стихотворениях.

Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.

Дерево у Есенина очеловечено, обрастает портретными подробностями: у березы и ивы — «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена — «нога, голова, кудри» и тд.

Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив…

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы…

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге…

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся образы деревьев в стихотворениях С.А.Есенина.

2.«Белая береза…»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…
Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны.
Есенин при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворении "Троицыно утро…" (1914 г.)

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон...

Мы видим, что поэт при описании дерева часто использует прием олицетворения. И береза у Есенина обычно похожа на девушку, женщину.

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Так и хочется к телу прижать
Обнаженные груди берез…

В юбчонке белой
Стоит береза над прудом…

Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол…

Сама по себе береза для Есенина – символ России, Родины. Часто он вспоминает ее, находясь далеко от родных мест.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать…

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…

Не раз поэт сравнивает березу со свечой – тоже как своеобразный символ христианской России.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки...

На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, мое сердечко,
Слушать песни гусляра...

Следующий прием, используемый поэтом – сравнение белизны березы с молоком, как символом деревни, своего деревенского детства.

Взбрезжи, полночь, луны кувшин
Зачерпнуть молока берез!
Словно хочет кого придушить
Руками крестов погост!

Пойду в скуфье смиренным иноком
Иль белобрысым босяком -
Туда, где льется по равнинам
Березовое молоко.

В стихотворении "Отговорила роща золотая…" (1924 г.) лирический герой размышляет о прожитой жизни, о молодости:
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…

Иногда поэт сравнивает березу со своей возлюбленной:
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном…

Ты, моя ходячая березка,
Создана для многих и меня…

3.«Клен ты мой…»
Другое любимое дерево Есенина как поэта – клен. Клен — это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Есенин видит в нем портретное сходство с собой:

Оттого что тот старый клен
Головой на меня похож…

Самое знаменитое стихотворение о клене - «Клен ты мой опавший…» (1925 г.) Здесь лирический герой подобен клену своей разудалостью, хулиганством, он проводит параллель между собой и кленом:

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки…
Даже не всегда понятно о ком идет речь в этом стихотворении - о человеке или дереве.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом…

Клен у Есенина оттуда же, из детства:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет…

Поэт часто сравнивает себя с кленом, иногда и полностью отождествляет себя с ним. Вот и грусть об ушедшей молодости Есенин передает через образ клена:
Нынче юность моя отшумела,
Как подгнивший под окнами клен…

Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный –
На нем бы вешать
Иль отдать на слом…

4. «Шепчут тополя…»
Если клен у поэта – хулиган, то похожий на него своей «беззаботно - кудрявой головой» тополь наоборот аристократически «строен и прям». Эта стройность, устремленность ввысь является отличительной чертой тополя. Ему поэт также уделяет много внимания в своем творчестве. Тополь здесь как сопровождающий героя-скитальца, странника:
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя…

Светят зелено в сутемы
Под росою тополя.
Я - пастух; мои хоромы -
В мягкой зелени поля…

В произведениях Есенина тополя тоже знак Родины, как и береза. Прощаясь с домом, уезжая в чужие края, герой грустит о том, что
Да! Теперь решено. Без возврата
Я покинул родные поля.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя…

Образ тополя всегда окутан поэтом тишиной, покоем:
В чарах звездного напева
Обомлели тополя…

Бреду дубравною сторонкой
Под тихий шелест тополей…

5. «Ивы – кроткие монашки»
Другое любимое дерево С.А.Есенина – это ива. Грустное дерево, не зря ведь его называют плакучим. Эта грусть по прошедшей юности, по утере любимого человека, от расставания с родиной. Например, в стихотворении «Нощь и поле, и крик петухов...» (1917 г.)
Здесь все так же, как было тогда,
Те же реки и те же стада.
Только ивы над красным бугром
Обветшалым трясут подолом…

Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь…

«Обветшалый подол ив» - прошлое, старое время, то, что очень дорого, но то, что больше никогда не вернется.

В других стихотворениях ива, как и береза, является героиней, девушкой.

И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки…

Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив…

Наклонивши лик свой кроткий,
Дремлет ряд плакучих ив…

Лирический герой, вспоминая свою юность, грустя о ней, также обращается к образу ивы.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый…

Сентябрь - это осень, а осень жизни это скорый приход зимы - старости. Этот «возраст осени» герой встречает спокойно, хотя и с небольшой грустью об «озорной и непокорной отваге», потому что к этому времени он приобрел жизненный опыт и на окружающий его мир смотрит уже с высоты прожитых лет.
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалось!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась…

6. «Между сосен, между елок»
Особое место в творчестве поэта занимают хвойные – ель и сосна. Они вносят в жизнь лирического героя покой, тишину:

Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.

Хорошо весною
Думать под сосною,
Улыбаясь в дреме,
О родимом доме…
Их образ окутан сказочностью:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Даже ритм и построение строки напоминает русскую сказку:
Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые…
И в то же время, поэт использует образ хвойного леса как темную силу, зло:
У лесной поляны – в свяслах копны хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо…

Роща грозится еловыми пиками,
Прячутся совы с пугливыми криками…

Пляшет колдунья под звон сосняка,
С черною дрожью плывут облака…

7.«Костер рябины красной…»
На фоне темного мира хвойного леса особо яркими кажутся строки поэта о рябине:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины…

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…
В этих строках поэт грустит о далекой Родине, вспоминает ее разноцветность и красочность.

Любопытно, что гроздья рябины не раз еще будут упоминаться Есениным в сравнении с огнем или кровью:
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу…

Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина…

Отгорела ли наша рябина,
Осыпаясь под белым окном?

8. «Сыпь ты, черемуха, снегом…»
Как видим, деревья в творчестве Есенина часто олицетворяют самого лирического героя, передают нам острее и точнее его чувства, переживания, радости и восторги.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Поэтому самыми теплыми, весенними и пахучими являются описания поэтом яблони и черемухи – как своеобразного символа юности и молодости героя:
Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь…
Буйство молодости и цвета черемухи особо ярко описана в строках:
Кто видал, как в ночи кипит
Кипяченных черемух рать?
А ее скоротечность и невозвратность
Пейте, пойте в юности, бейте в жизнь без промаха –
Все равно любимая отцветет черемухой…

Интересно, что цветы черемухи поэтом сравниваются исключительно со снегом:
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе...

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом…

Образ черемухи также связан Есениным с родиной, о которой он говорит издалека, вспоминает:
Я помню праздник,
Звонкий праздник мая.
Цвела черемуха, цвела сирень…

9. «Как с белых яблонь дым…»
Цветы яблони также передают мимолетность юности, ее чистоту, яркость, но в тоже время скоротечность
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать…
Самые знаменитые строки Есенина об этом:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым…

И еще острее эта жалость об убегающем времени чувствуется в строках:
Довольно скорбеть! Довольно!
И время тебе подсмотреть,
Что яблоне тоже больно
Терять своих листьев медь…

При этом поэт говорит не только о своей молодости, а обо всех, кто ее уже утратил:
Все мы – яблони и вишни
Голубого сада…

Цветы яблони, как и цветы черемухи, сравниваются Есениным со снегом. Вероятно, эта связь основана на том, что снег имеет особенность таять – как и цветы опадать:
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил…

10. Заключение.
Итак, проанализировав все прочитанные стихотворения С.А.Есенина, в которых упоминаются деревья, можно сделать следующие выводы.
Образ дерева помогает поэту точнее и предметнее, красочней передать его состояние души, переживания и мысли.
Зачастую поэт полностью отождествляет себя с описываемым деревом:
Я хотел бы стоять, как дерево,
При дороге на одной ноге…

Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет…
Или же обращается к нему, как собеседнику, другу:
Привет тебе,
Мой бедный клен!
Прости, что я тебя обидел…
Образ дерева – это и образ Родины для Есенина, особо значимый и волнующий в разлуке.
Таким образом, мы видим, что стихи С.А. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Он часто прибегает к художественному приему олицетворения. Природа у него - это не просто фон для развития каких-то событий, а чаще всего и главный герой их.

11.Список литературы.
1.С.А. Есенин Сочинения. // Художественная литература 1988 г.
2.А.Л. Казаков. Как жил Есенин. // 1991 г.
3.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М.,1990.
4.М.Максимова. С.Есенин из энциклопедии для детей
5.Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М., 1972.
6.«Русская литература» т.9 ч. 2, М. Аванта, 2001
7.Э. Хлыстаков. Неизвестный С. Есенин. // Москва 1990 г.
Презентация на тему: Образ дерева в лирике С.А.Есенина

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс "Школа России" Исследовательская работа (проект), 3 класс с презентацией Долгосрочный проект в 3 классе на весеннюю тематику Исследовательская работа, 3 класс. Почему сову называют мудрой птицей?

Похожие статьи:

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Работа над словом на уроках русского языка в начальной школе | Обучение толерантности на современном уроке в начальной школе
Опубликовано: 1773 дня назад (14 июля 2017)
Просмотров: 2604
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Светлана Геннадиевна Фахрутдинова # 2 августа 2017 в 00:26 0
Данный материал можно использовать при подготовке к урокам и в среднем звене. Особенно интересно, я думаю, учащимся будет поработать с образами деревьев. На вашем материале можно построить хороший урок, используя проблемный или исследовательский метод. Грамотная и интересная работа.