Межпредметный долгосрочный проект в 3 классе. Встречаем жаворонков!
Автор: Захарова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 184 "Новая школа" города Екатеринбурга
Цель. Приобщение обучающихся начальной школы к русским традициям, создание условий для развития творческих способностей, навыков практической деятельности.
Описание проекта
Предлагаемый проект был реализован в этом году с обучающимися 3 класса. Идея предлагаемого проекта возникла ещё до Новогодних праздников при планировании работы в 3 четверти. Уже не первый раз мы обращались к народным традициям, фольклору. Вспомнили старинный славянский праздник "Жаворонки", который празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Решили, что будем встречать птиц.Смастерим скворечники. распишем их и развесим на деревьях в школьном дворе. Купили скворечники в разобранном виде (конструктор "Сделай сам"). Начиная с января стали собирать всю информацию об этом весеннем празднике, на уроках литературного чтения читали песенки-заклички, рассказы, в которых упоминался этот праздник.
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Занимались творчеством и сочиняли свои заклички:
1. Птички летите!
Ждём вас с весною!
Вьюге и снегу
дорогу закроем!
2. Домики готовятся!
Все дружки волнуются!
Прилетайте пташечки!
Разгоняйте тучки все!
На уроках музыки слушали народные песни, связанные с обрядом встречи перелётных птиц, музыку.
Ближе к весне мальчики с папами собрали скворечники. Получилось четыре домика для птиц!
Далее началась интересная, но достаточно трудоёмкая работа. Нужно было для начала сделать эскизы росписи домиков. Все ребята разделились на четыре группы по 5-6 человек. На уроках ИЗО школьники познакомились с особенностями создания росписи, техникой, цветовыми решениями и сделали эскизы своих скворечников. Все работы получились особенные, совершенно разные.
Далее - грунтовка скворечников. Подготовительные работы. И роспись... Процесс продолжался более месяца. Безусловно, это невозможно было делать только в рамках уроков. Поэтому ребята приходили на переменках, после уроков, во время дополнительных занятий по ИЗО. Так создавались замечательные скворечники. Ребята чувствовали ответственность за выполняемую работу, они работали в командах, старались поддержать друг друга, помочь. Нужно было сделать достаточно большой объём - 4 стенки и две половинки крыши. Работы хватало всем!
Скворечники готовы. Следующий этап проекта - подготовка к празднику. Начали с оформления. Сделали птичек из картона, расписали их. Это задание оказалось очень простым после росписи скворечников.
Далее подбирали костюмы или элементы костюмов. Но самое интересное событие было ещё впереди. По традиции рано утром хозяйки пекли из теста птичек, птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали «закликать» жаворонков, а с ними и весну. После печёных птичек обычно съедали, а головки их скармливали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». Следуя этим традициям, мы замесили тесто и во время урока технологии пошли в столовую печь птичек. Сколько было восторга! Ребята накрутили птиц и для себя, и для мамы, и для папы, и для братиков-сестричек. Глазки - изюминки. Три больших противня получилось у нас! По отзывам ребят, это был самый "крутой" урок за всё время учёбы!
К вечеру собрались родители, пришли знатоки народных традиций, и началось веселье. Играли в народные игры, пели песни, водили хороводы, кушали птичек, а головки отдавали мамам.
Кульминацией нашего праздника было развешивание скворечников на деревьях в школьном дворе. Родители и дети вместе крепили домики для птиц.
На деревьях висят скворечники и ждут своих жильцов. Каждый день ребята с надеждой смотрят на творение своих рук. А в одном домике уже поселились птички.
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская работа (проект), 3 класс с презентацией
Исследовательская работа, 3 класс. Почему сову называют мудрой птицей?
Проект для 3 класса на тему: Фразеологизмы
Проект в 3 классе на тему: Ласточка
Похожие статьи:
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир
Мероприятие в школе на формирование ответственности и гражданственности
Сценарий весеннего праздника в 3-4 классе