Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей в школе
Программа «Салют пионерам!» лагеря с дневным пребыванием «Уральская мозаика»
Пояснительная записка
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Уральская мозаика» при МАОУ СОШ № 184 «Новая школа» существует 16 лет. В 2022 году в лагере получат возможность отдохнуть 125 детей в возрасте от 6,5 до 18 лет.
Разработка программы организации летней занятости обучающихся в оздоровительном лагере вызвана:
• повышением спроса родителей (и законных представителей) и обучающихся на организованный летний отдых в условиях мегаполиса;
• актуальностью работы по укреплению здоровья обучающихся и формированию у них потребности в здоровом образе жизни, активном отдыхе;
• запросом государства на патриотическое воспитание детей в связи с особенностями политической ситуации;
• 100-летним юбилеем пионерской организации, как одной из страниц истории нашего государства. Это является основой для содержательной стороны программы.
Ежегодно при составлении программы учитывается необходимость приобщения обучающихся к разнообразному социальному опыту, к проектно-исследовательской деятельности, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участию обучающихся в управлении детским оздоровительным лагерем через систему творческих поручений, работу межвозрастного Совета. В программе представлен проект тематической смены «Салют пионерам!». Вся программа построена по аналогии с организацией работы пионерской дружины, объединяющей детей разного возраста на основе идеи, воплощающей представление о первооткрывателе — идущем вперед, прокладывающем новые пути человеку.
Слово «пионер» символизировало стремление активно участвовать в общественной жизни страны, помогать взрослым в решении задач, готовиться стать достойной сменой старших поколений.
Целью нашей работы является организация отдыха детей в летний период через знакомство с историей детского движения в стране, привлечение их к общественной, физкультурно-оздоровительной, творческой, культурно-эстетической деятельности в рамках программы «Салют пионерам!»
На основе этого планируются и все мероприятия, и совместная коллективная деятельность. Выезды (экскурсии, игры, квесты, проекты, мастер-классы, посещения театра и кино) вплетены в канву пионерского движения и являются звеньями общей системы. Воспитатели через внутреннюю информационную сеть получают методическое сопровождение в течение всей смены. Творческие мастерские позволяют воспитанникам не только проявить свои способности, но и научиться чему-то новому.
В программе учитываются основные тренды года: год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России (планируется проведение разнообразных мастер-классов, познавательных встреч); 100-летие пионерской организации (знакомство с развитием детского движения в стране, в частности со структурой пионерской организации, атрибутикой, клятвой пионера и т.д.)
Основной состав воспитанников лагеря – это обучающиеся МАОУ СОШ № 184 «Новая школа» и ребята из других школ, ранее посещавших лагерь. Многим нравится в оздоровительном лагере «Уральская мозаика», и ребята приходят к нам вновь и вновь. Поэтому коллектив воспитанников и воспитателей – это дружная семья, один большой дом. Все воспитанники находятся в лагере полный рабочий день: с 8.00 до 18.00 часов.
Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встреч с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры (ежедневная зарядка на улице под бодрое музыкальное сопровождение) призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию волевых качеств личности каждого ребёнка.
Организация досуга построена так, чтобы стать сферой активного самовоспитания, предоставить обучающимся возможность роста и самосовершенствования, через включение школьников в управление делами на уровне микрогрупп, отряда и предусматривает развитие и воспитание в коллективе. Использование массовых форм проведения досуга, таких как интерактивные игры, конкурсы, концертно-игровые программы, спортивные игры и соревнования, мастер-классы, карнавал и фестивали, посещение театров, кинотеатров и музеев, работа творческих мастерских и секций способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.
Программа направлена на развитие лидерских и коммуникативных качеств, на раскрытие творческого потенциала участников, где гармонично сочетается здоровье, творчество и спорт.
Гражданско-патриотическая направленность программы в том, что акцентируется внимание на значимости истории нашей страны. Запланированы мероприятия, посвященные важным датам: 12 июня – День России, День Верх-Исетского района, 22 июня - дню Памяти и скорби (81-летие начала ВОВ), которые позволят вспомнить и страницы истории большой страны, и узнать историю своего района. Кроме того, исторический экскурс в историю пионерской организации позволит ребятам оказаться в позиции помощника взрослых, требуя от него активного участия в жизни своей организации, в коллективных делах своего отряда и дружины.
При составлении программы учитывались особенности материально-технической базы МАОУ СОШ № 184 «Новая школа»: наличие спортивного зала, актового зала, большого оснащенного стадиона и корта на пришкольной территории; площадок для прогулок и игр; библиотеки; игровых комнат для каждого отряда; спален для организации дневного сна младших отрядов; медицинского кабинета; большой столовой.
Программа рассчитана на обучающихся с 6, 5 до 18 лет в количестве 125 человек на 15 рабочих дней. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Для работы с детьми задействованы педагогические работники, педагоги дополнительного образования и непедагогические (прачка, повара, уборщик помещений) работники МАОУ СОШ № 184 «Новая школа».
Цель программы: Организация отдыха детей в летний период через привлечение их к общественной, физкультурно-оздоровительной, творческой, культурно-эстетической деятельности в рамках программы «Салют пионерам!»
Задачи: Оздоровительные:
1. Создать условия, способствующие формированию навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья, здоровьесбережению.
2. Вовлечь детей в активную общественную, спортивно-оздоровительную деятельность.
3. Обеспечить длительное пребывание на воздухе. Воспитательные:
1. Создать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого ребёнка.
2. Воспитывать культуру общения, взаимоуважения и толерантности.
3. Приобщить обучающихся к патриотическим идеалам. Развивающие:
1. Формировать художественно-эстетические навыки обучающихся в ходе практической деятельности.
2. Развивать творческие способности.
3. Пробудить интерес детей к самоуправлению, планированию активного отдыха.
Сроки реализации программы: 01.06.2022 -22.06.2022 Количество и возраст участников: 125 человек в возрасте от 6,5 до 18 лет
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- знакомство с историей детского движения в России;
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта в ходе знакомства с историей и культурой России;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга; внимательного отношения к своим друзьям по команде;
- повышение статуса общественной работы, возникновение интереса к самоуправлению;
- раскрытие творческого и интеллектуального потенциала воспитанников;
Модель программы «Салют пионерам!» - название смены
Надолго в памяти людей останутся яркие пионерские традиции и ритуалы: пионерские костры, торжественные линейки, операции по сбору макулатуры, металлолома, лекарственных трав. Пионеры наяву ощущали себя частью общества, верили, что своим трудом приносят пользу Родине.
Постепенно у наших детей утрачиваются такие качества как товарищество, взаимопомощь, милосердие. Сегодня не каждый ребенок пойдет оказывать тимуровскую помощь, не увидишь помощи старших младшим. Дети, да и многие взрослые плохо знают историю пионерии, детского движения. Многие забыли или не знают о вкладе пионеров в дело Победы Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Наша смена представляет собой путешествие назад в советское время, во времена пионеров. Через атмосферу того времени, дети будут не только узнавать историю пионерских организаций, но и сами превратятся в пионеров, и будут следовать законам пионеров, давать Торжественное обещание пионеров, станут участниками Тимуровского движения, будут петь песни, которые пели их родители-пионеры, читать книги того времени, и самое главное знакомиться с подвигами пионеров во время ВОВ.
Кроме того, в тематике разных мероприятий прослеживаются такие тренды года, как год науки и технологий в России (планируется проведение разнообразных мастер-классов, познавательных встреч); год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Обязательное отражение получат профилактические мероприятия: «Кругосветка со Светофориком», «Безопасное колесо».
Содержание программы реализуется через следующие направления:
- Спортивно-оздоровительное
- Трудовое
- Интеллектуальное
- Художественно - творческое
- Досуговое
Спортивно – оздоровительная работа осуществляется через:
• Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
• Выработку и укрепление гигиенических навыков;
• Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации: утренняя гимнастика (зарядка);спортивные игры на стадионе, спортивной площадке; подвижные игры на свежем воздухе; эстафеты; туристические походы.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 20-30 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности: изобразительная деятельность (оформление отрядного уголка, конкурс рисунков на асфальте); конкурсные программы; творческие конкурсы; игровые творческие программы к тематическим дням; концерты, праздники.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы: бытовой самообслуживающий труд; тимуровское движение (трудовые акции, десанты, рейды по благоустройству территории школы, помощь детскому саду и др.)
Интеллектуальное направление
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Основные формы работы: викторины, интеллектуальные марафоны.Кроме того предложена такая деятельность, как английский язык с носителем. Занятия проходят онлайн в малых группах.
Кружковая деятельность
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, для функционирования которой имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Структура лагеря Руководство лагеря - Начальник лагеря, методист и старшая пионервожатая, человек, который проектирует процесс пребывания в лагере. Она координирует работу других пионервожатых (воспитателей). Они являются теми, кто лучше других имеет понимание того, какой будет смена.
Все отряды лагеря объединяются в одну пионерскую дружину.
Каждый отряд делится на звенья, которые отвечают за то или иное направление работы всей пионерской дружины (спортивно-оздоровительное, трудовое, интеллектуальное, художественно – творческое, досуговое).
Командиры звеньев объединяются в Совет отряда. Выбирается командир – Председатель Совета отряда. От каждого отряда выбирается представитель в Совет Дружины. Из числа всех представителей Совета дружины выбирается Председатель Совета Дружины. Данная работа направлена на активизацию и развитие самостоятельности детей путем создания необходимых условий для развития творческого потенциала, лидерских качеств детей.
В первый день всех ребят знакомят с историей пионерского движения, предлагают на «Машине времени» окунуться в прошлое и стать пионерами. Во второй день Старшая пионерская вожатая всех принимает в пионеры, дети дают клятву, повязывают галстуки. На пионерских сборах (собраниях отрядов) принимаются законы пионеров.
Далее каждое звено работает в направлении своей деятельности, организует соответствующие мероприятия в отряде, инициирует участие в общедружинных мероприятиях. Работа ведется согласно Плану-сетке, которую утверждают на Совете дружины.
Ежедневно утром проходит заседание Совета дружины, где каждый отряд рапортует, что и в каком направлении было сделано в предыдущий день. Отрядам выдаются сигнальные флажки: зеленый - спортивно-оздоровительное, синий - трудовое, красный - интеллектуальное, желтый -художественно – творческое, оранжевый – досуговое направление. Флажки крепятся в отрядном уголке и на общий стенд. В итоге выбирается самый спортивный, трудолюбивый, интеллектуальный, творческий, досуговый отряд.
В план включены различные мероприятия творческого, научно-познавательного, художественного направления, будут работать мастер-классы, планируются выезды в театры, спектакли приезжих театров на нашей сцене, просмотры мультфильмов с дальнейшим обсуждением мастер-классы, соответствующие теме года - год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
В ходе смены предлагаются следующие мероприятия: квест «Что нас ждёт в лагере?» (ребята отгадывают тематику смены), Спортивные соревнования, «У моей России…» (конкурс рисунков, фотовыставка ко дню России), аукцион кричалок и девизов, книга рекордов Пионерской страны, ежедневные конкурсы, шоу «Голос-дети», Большая экономическая игра, Комический футбол, волонтерские экскурсии по интереснейшим уголкам школы, трудовые десанты. Спланированы поездки в ЦК ВИЗ, Детскую филармонию и др. выезды.
В лагерь приглашены несколько коллективов с познавательными программами («Гамаюн», Реал-IT) , лаборатории с мастер-классами. Работа творческих мастерских построена таким образом, что каждый воспитанник имеет возможность поучаствовать в той мастерской, которая ему интересна. Выбрать можно не одну, а несколько мастерских из предложенных: ИЗО, волейбол, футбол, «Безопасное колесо», мастер-классы по различным направлениям ( кулинария, бумагопластика, валяние и т.д.).