Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игра как средство организации познавательно-исследовательской деятельности обучающихся

Игра как средство организации познавательно-исследовательской деятельности обучающихся
Автор: Захарова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 184 "Новая школа"
Данный семинар был проведён в МАОУ СОШ № 184 «Новая школа» в рамках Муниципальной модели работы с молодыми педагогами в феврале 2016 года.
Цель: познакомить молодых педагогов города с опытом школы по применению игровых технологий; дать возможность поучаствовать в практической деятельности: обучиться играм, освоить алгоритм работы с Лего «Построй свою историю», овладеть техникой проведения командообразующих игр.

Игра – ключевая образовательная технология. Особое внимание этой технологии уделяют педагоги дошкольного образования, поскольку игра – ведущий вид деятельности ребёнка 3-7 лет. Однако все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс. Поэтому игровые технологии – важнейший инструмент любого педагога независимо от преподаваемого предмета или возраста обучающихся.
Следует отметить, что в последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. 1 февраля 2013 г. ООН объявила о принятии Комментария к ст. 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру. Инициатором принятия Комментария стала Международная ассоциация игры (IPA –International Play Association). В этих комментариях содержится призыв противостоять тревожным тенденциям современного детства, которые подвергают опасности детское развитие, и принять меры по осуществлению долгосрочных программ, обеспечивающих право ребенка на игру: «Игра должна занять достойное место в образовательных учреждениях».
Игровые образовательные технологии – это целый мир. Планируемый результат семинара можно представить тремя вопросами:
Зачем играть? Участники научатся: Определять, как игровые технологии могут работать на различные образовательные результаты – личностные, предметные и метапредметные.
Участники получат возможность научиться:В различных играх видеть, какие универсальные учебные действия формируются. Проектировать игры, направленные на формирование определённых УУД.
Во что играть?Участники научатся:Узнают различные современные игровые технологии.
Участники получат возможность научиться:Применять на практике различные современные игровые технологии.
Как играть?Участники научатся:Организовать и проводить игры в образовательном процессе.
Участники получат возможность научиться:Создавать свои игры, в соответствии с поставленными целями деятельности
Пассивные методы обучения с игровыми технологиями практически не совместимы. Игра по своей сути активна. Однако наиболее эффективны интерактивные методы, при которых ключевое взаимодействие – «Ученик – Ученик», а не только «Учитель – Ученик».
Предлагаемый семинар можно разделить на три части, в которых представлены различные по целям, планируемым результатам виды игровой деятельности. В первой части играем в интерактивные игры. Серия игр, которые можно использовать как в урочной, так и во внеурочной, а так же внеклассной деятельности. Все игры можно предлагать детям различного возраста. На экране можно увидеть цель предлагаемой игры. А так же выделены те базовые национальные ценности (сформулированные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России), к которым прикасается ребёнок в процессе игры. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Во второй части предлагаем Лего конструктор. Он для обучающихся начальной школы является игрой. LEGO® Education StoryStarter "Развитие речи 2.0" – это практико-ориентированный образовательный инструмент, предназначенный для развития языковых навыков обучающихся в начальной школе, а также в подготовительной группе детского сада. Набор, разработанный при поддержки педагогов начальных классов, может быть использован практически на любом гуманитарном предмете в начальной школе, превращая ваших учеников в уверенных в себе рассказчиков.
Третья часть посвящена игровым технологиям, нацеленным на командообразование, взаимодействие. Задачи игрового взаимодействия: научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения; научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми; научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.
Ход семинара:
1. Ведущий предлагает познакомиться с серией интерактивных игр К. Фопеля и Н. Щурковой: «Кружка», «Я тебя понял», «Терем-теремок», «Таинственный незнакомец», «Последствия» и др.
На презентации предлагает цель игры, объясняются правила, организуется игровая деятельность. Следует отметить, что предлагаемые игры имеют интерактивный характер, однако не направлены на коллективную деятельность. В конце каждой игры проводится рефлексия, которая так же прописана на слайде. Участники включаются в игру. Являются непосредственными участниками событий. Определяют цель игры, какие УУД формируются, участвуют в рефлексивной деятельности. Предлагают свои варианты модификации каждой игры (если есть в этом целесообразность)
2. Ведущий знакомит участников с наборами Лего «Построй свою историю». Данная технология направлена на организацию работы на уроках литературного чтения с целью развития речи. Предлагает вниманию участников видеоролики о работе с Лего наборами и побуждает их к сочинению и построению из конструктора своей истории. На данном этапе участники групп уже знакомы, могут построить эффективное общение. Участники знакомятся с наборами. Сочиняют свою историю по заданной теме. Строят свою историю. Снимают её на камеру и работают с программой StoryVisualizer, установленной на компьютерах в аудитории. Презентуют свой продукт для других участников.
3. Ведущий предлагает участникам ещё один блок игр: игры командные. Знакомит с различными видами таких игр. И предлагает проиграть в одну игру «Постройте замок», объяснив правила игры. Это одна из больших игр, в которые мы в школе играем в рамках Фестиваля наук – большого интеллектуального праздника в нашей школе, который проводится в начале года и представляет из себя серию различных игровых технологий. Участники знакомятся с видами командообразующих игр. Играют в «Замок»: каждый игрок получает листок с критериями. Вся команда должна в итоге нарисовать замок по заданным критериям. При этом никто в команде не может разговаривать и сообщать, какое у него задание.
4. Ведущий проводит рефлексию в игровой форме «Да – нет - может быть»
Предлагает заполнить анкету участника. Участники отвечают на вопросы ведущего.
Заполняют и сдают анкету.
В заключении семинара всем участникам предлагались буклеты, в которых перечислена литература, даны ссылки на сайты, которые можно использовать в своей работе.
Участников семинара было более 40 человек. При анализе анкет, предложенных участникам, увидели, что практически всем материал, предлагаемый на семинаре полезен и актуален. Семинар получился очень информационно насыщенным, практико-ориентированным. Для меня, как для организатора и ведущего данного мероприятия появилась возможность пополнить свой багаж различными играми, ещё раз убедиться в эффективности и продуктивности игровых технологий. Мероприятие получило самую высокую оценку участников.

Приложение.
Интерактивные игры.
«Кружка» (Н. Е. Щуркова)
Цель: показать, что любое явление мира, как и весь мир в целом, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения и измеренными различными мерками; многомерность мира.
Я приглашаю двух желающих. Сейчас я вам предложу предмет. Вам нужно будет на него посмотреть и описать только то, что вы увидите. (Играющие описывают кружку)
- Вы смотрели и описывали один предмет?
-Почему же ваши описания отличаются?
-Как наши наблюдения мы можем связать с жизнью? Чему нас учит эта игра?
Двое играющих занимают разное положение по отношению к предмету, установленному на столе (пусть это будет кружка). Глядя на неё, играющие поочерёдно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описания явно не совпадают. (возможно введение в игру третьего игрока, который не видит, но слышит высказывания двух игроков. Предложить ему ответить на вопрос: на один предмет смотрят его товарищи или на разные?) Далее ведущий убирает предмет и побеседовать игрокам друг с другом о том, что за предмет стоял на столе. В ходе беседы приходят к выводу, что их различность описаний одного и того же предмета зависит от ракурса восприятия.
На этапе рефлексии полезно акцентировать внимание на то, как часто люди ссорятся, обижают друг друга, приписывают человеку низкую оценку только потому, что не хотят увидеть тот ракурс, с которого этот человек воспринимает предмет. Важно, чтобы играющие не пришли к выводу, что «надо уважать мнение каждого». Дело не столько в уважении мнения другого, сколько в объективно существующих разномерных характеристиках одного и того же предмета.
Игру можно использовать на различных уроках, когда на одну проблему нужно взглянуть с разных сторон.
И на все далее предлагаемые игры можно взглянуть с разных сторон.

«Я тебя понял…» (Н. Е. Щуркова)
Цель: организация содержательного общения детей, развитие способности восприятия другого человека, приобщение к ценностному восприятию произведений искусства. Игра ориентирует детей на взаимное понимание и развивает умение понимать другого.
Сейчас вам будет предложена для просмотра картина современного американского художника Моргана Вестлинга. Посмотрите внимательно. А после продолжите высказывание: «Я понял тебя, Вестлинг(художник), ты хотел….тебя волнует….»
Все смотрят на картину. Далее предлагается продолжить высказывание 3-4 человекам. Обращаю внимание на обращение к художнику. Дополнительно задам вопрос: «Что вы видите на картине, чтобы так понять художника?»
Итак, вы слышали, сколько различных мнений прзвучало. Во время рефлексии ребятам предлагается ответить на такие вопросы:
-Что вы узнали о своих одноклассниках?
-Был ли кто-то в группе, кто понял художника так же, как ты?
-Что ты чувствовал, если кто-то понимал художника иначе?
Перед детьми произведение искусства: песня, музыкальный фрагмент, живописное полотно, танец, кинофрагмент и пр. Создаются условия для восприятия произведения: тишина, удобство каждого участника, красота интерьера. По окончании восприятия предлагается сказать фразу: «Я понял тебя… ты хотел…. Ты сказал мне… тебя волнует…»
Чтобы облегчить детям духовную работу, педагог может написать на доске первичные фразы, с опорой на них дети будут выстраивать свой разговор с художником.
(Пример, который можно привести впервые играющей группе. Педагог читает стихи Уитмена: «Первый встречный, почему бы тебе не улыбнуться мне?! И почему бы мне не ответить тебе?!» Прочитав эти строки, педагог говорит: «Знаешь, Уитмен! Я понял, ты мечтаешь, чтобы все люди на земле относились друг к другу, как к близким братьям, и доверяли друг другу…»)
Игру можно проводить на предметном материале на всех уроках гуманитарного цикла (литература, МХК, ИЗО, музыка, хореография, история…)

«Терем-теремок» (Н. Е. Щуркова)
Обратимся к одной из самых простых игр, столь любимых детьми. Она называется «Терем-теремок».
Цель: оснащение детей разным жизненно важным опытом: общения, уважения индивидуальности, принятия человека как данности, сочувствия, гуманной аргументации, защиты слабого, а также группового содружества и коллективного сопереживания. Её можно использовать для диагностирования нравственных отношений, для формирования поведенческих привычек детей.
Фабула игры заимствована из известной сказки, разворачивается в слегка измененном варианте: мышка-норушка не пускает к себе в дом зверей, а зрители просят за каждого из них, говоря: «Уважаемая мышка-норушка, пусти его к себе в терем-теремок, ведь он...»
Итак, кто будет Мышкой? Выбираем лягушку, зайку, лисичку… Предлагаю поиграть сидящим в зале.
Соль игры в том, чтобы найти убедительные аргументы для лягушки, ежа, медведя, волка... Если удается убедить главную героиню и в ее домике разместятся все звери, то в заключение ставится финальный вопрос: «Кто поселился в твоем доме - друзья или полезные тебе существа?»...
Затем все участники размышляют о том, что они извлекли из игры, что было главным в игре.
Далее предлагаю варианты «трансформации» различных сказок в подобные «деловые» игры: «Репка» - некто решил дать премию за Репку. Кто более всех героев достоин этой премии: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка или мышка? Почему? и т.д.

«Таинственный незнакомец» (К. Фопель)
Цели: помогает развитию у детей чувства собственного достоинства; позитивного отношения к товарищу; умению понимать буквенные и графические подсказки учителя.
Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вам, как детективам, надо будет догадаться, о ком идет речь. Я буду постепенно давать вам все больше подсказок о загадочном Таинственном незнакомце (Таинственной незнакомке), которого я выберу из вас. Если вам покажется, что вы знаете, кого я загадала, пожалуйста, не разглашайте эту тайну, а просто начинайте улыбаться...
На экране заголовок "Таинственный незнакомец". Загадайте какого-нибудь ребенка и предложите первую подсказку, например: "У меня голубые глаза". Чтобы облегчить процесс чтения, вы можете добавлять в текст подходящие графические элементы, например, можете написать слово "голубые" голубым мелком или пририсовать рядом пару голубых детских глаз. Затем предложите детям прочитать подсказку.
Напишите следующую подсказку: "У меня светлые волосы". Снова добавьте ту или иную графическую иллюстрацию и попросите детей прочитать написанное, самостоятельно или по группам.
Продолжайте в том же духе и добавляйте все новые и новые подсказки о Таинственном незнакомце: есть ли у него домашние животные, какая у него семья, какие игры он любит, его личные достоинства и т.д.
Напомните детям, что если они думают, что уже знают ответ, им надо улыбаться. Внизу под списком подсказок напишите вопрос: "Кто я?"
Затем прочитайте еще раз все подсказки и попросите Таинственного незнакомца встать. Подсказки должны быть очень четкими и однозначными. Предлагая незнакомцу встать, смотрите прямо в глаза загаданному ребенку. В заключение этот ребенок может нарисовать на листе свой портрет и потом унести этот лист домой.
Рефлексия:
- После какой подсказки ты догадался, кто был загадан?
- Трудно ли было держать ответ в тайне?
- Хотел бы ты сам быть Таинственным незнакомцем?
Предлагаются варианты использования данной игры на различных уроках. Таинственным незнакомцем может быть орфограмма, литературный герой, математический закон и т. д.
Презентация на тему: Игра как средство организации познавательно-исследовательской деятельности обучающихся

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра на уроках английского языка, 3 класс Развитие творческих способностей детей в игре Игровые технологии в детском саду Игровые технологии в ДОУ
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности | Долгосрочный проект в 3 классе на весеннюю тематику
Опубликовано: 3118 дней назад (9 мая 2016)
Просмотров: 3540
Рубрика: Методическая
+4
Голосов: 6
Анжелика Эдуардовна Вальц # 9 мая 2016 в 22:18 +1
Статья понравилась, много доступных игр. Оказывается, что много сказок можно, для сплочения класса и раскрытия способностей. Желаю профессиональных успехов
Ирина Николаевна Захарова # 11 мая 2016 в 07:55 0
Анжелика Эдуардовна, спасибо за отзыв. И Вам профессиональных успехов!
Галина Васильевна Егорова # 10 мая 2016 в 04:25 +1
С интересом прочитала ваш материал. Он полезный для многих учителей и воспитателей. Варианты игр помогут раскрыть творческие способности детей, поддержат любознательность и желание развиваться через игру. Посоветую вам цель писать одну в существительном, а вот в глаголах задачи добавляйте. Примите первый голос за важный материал.
Ирина Николаевна Захарова # 11 мая 2016 в 07:56 0
Галина Васильевна, спасибо за комментарий. Обязательно учту Ваши пожелания. Удачи!
Мадина Темиржановна Джегутанова # 10 мая 2016 в 12:39 +1
Ваша статья очень заинтересовала меня.В процессе игры ребёнок проигрывает жизненные ситуации,которые он видит в окружающей его действительности.В процессе формирования его личности ребёнка,его характера целесообразно применение разных видов игр.Обязательно воспользуюсь вашими играми в работе с малышами.
Ирина Николаевна Захарова # 11 мая 2016 в 08:05 0
Уважаемая Мадина Темиржановна, благодарю за отклик. Действительно, роль игры нельзя переоценить ни в процессе обучения, ни в процессе воспитания. Если Вас действительно заинтересовал материал, рекомендую обратить внимание на литературу, список которой прилагается в конце презентации. Уверена, что Вы найдёте ещё много интересных и полезных игр! Успехов!
Татьяна Александровна Толстикова # 10 мая 2016 в 22:59 +1
Ирина Николаевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение, с большим интересом познакомилась с Вашей публикацией. Игровые технологии, действительно, очень широко применяются в педагогической деятельности, а Вы предложили очень интересный материал по внедрению этой технологии в воспитательный процесс. Материал будет интересен не только молодым педагогам, новые идеи найдут для себя и педагоги со стажем. С удовольствием посылаю свой голос. Успехов Вам!
Ирина Николаевна Захарова # 11 мая 2016 в 08:07 0
Татьяна Александровна, благодарю за голос! Всегда рада читать Ваши содержательные отзывы. Спасибо и удачи!
Ирина Николаевна Ступченко # 11 мая 2016 в 08:19 0
Данные игры удачно вписываются в учебный процесс. Столько интересных идей. Такой материал пригодится в работе. Спасибо за пуюликацию. Голос!
Оксана Николаевна Мандалак # 11 мая 2016 в 09:09 +1
Спасибо за приглашение, Ирина Николаевна. Статья содержательная и нужная. Голосую за вашу работу! Удачи!
Ирина Николаевна Захарова # 14 мая 2016 в 07:02 0
Оксана Николаевна, спасибо большое за поддержку!
Елена Николаевна Иванова # 14 мая 2016 в 00:00 0
Здравствуйте, Ирина Николаевна! С большим интересом прочла Вашу публикацию, почерпнула для себя несколько интересных, на мой взгляд, игр. Ведь игра – ведущий вид деятельности ребёнка с 3 до 7 лет. И я также считаю, что игры должны широко применяться в педагогической деятельности. Поэтому Ваша работа актуальна и многим педагогам интересна)
Ирина Николаевна Захарова # 14 мая 2016 в 07:01 0
Елена Николаевна, благодарю Вас за комментарий. Действительно, нельзя переоценить роль игры в образовательном процессе. Желаю Вам дальнейших находок!
Валентина Сергеевна Вешкина # 14 мая 2016 в 07:37 +1
Уважаемая Ирина Николаевна! Спасибо за приглашение. Ваша публикация будет ценной для многих педагогов возможностью погрузиться в специфику игровых технологий (многие учителя не оценивают важность игры в детском возрасте), пополнить свою копилку новыми групповыми играми, а также опытом организации семинара для молодых учителей.
Примите голос! Свою копилку я тоже пополнила Вашей разработкой!