Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие творческих способностей детей в игре

Игра как средство развития творческих способностей детей

Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Сухомлинский В. А.

Об использовании игровых технологий для лучшего запоминания нового материала, повторения, закрепления, проверки полученных на уроках знаний написано достаточно, многие выдающиеся педагоги посвятили свои труды игровым ситуациям в учебном процессе. Но мне хотелось обратить ваше внимание на игру как средство развития творческих способностей детей в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества.
Как педагогу дополнительного образования и руководителю детского объединения «Азбука творчества», как воспитателю 18 непосед и почемучек из 1 Б класса мне пришлось постараться преодолеть немало трудностей при организации учебного процесса.
Первоклассники, пришедшие ко мне на занятия в начале учебного года, не просто не умели читать и писать, они не умели слушать учителя, следить хотя бы несколько минут за демонстрацией приемов выполнения работы и уж тем более повторить действия. Приходилось «дробить» всю последовательность изготовления поделки на краткие операции, что делало занятие малоэффективным.
Многие педагоги сталкиваются и с такой проблемой, как творческая пассивность у современных детей. Нежелание придумывать, фантазировать, изобретать все чаще проявляется на занятиях. Стоит только дать самостоятельное задание, появляется боязнь неудачи, неуверенность, и дети выбирают простой путь – выполняют работу по образцу, ничего не меняя и не утруждая себя.
Вот здесь на помощь педагогу и приходит игра. Именно при помощи использования игровых технологий возможно разбудить творческое начало ребенка.
Под игровой технологией понимают продуманную «во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведению учебного процесса для достижения поставленных учебно-воспитательных целей посредством игры» (Вадим Макариевич Монахов).
Основаниями для использования игровых технологий на занятиях, как мне кажется, являются: психоэмоциональные особенности детей младшего школьного возраста (повышенная эмоциональность, утомляемость, неустойчивость внимания, чрезмерная подвижность и др.); необходимость социализации ребенка в новом коллективе; необходимость творческого развития ребенка в процессе обучения.
Использование игр на занятиях позволяет: узнать и оценить индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний, умений и навыков ребенка; активизировать познавательный интерес детей; способствовать формированию деятельностного отношения учащихся к учебному процессу; снизить уровень эмоциональных и физических перегрузок детей.
Программа «Азбука творчества», по которой я работаю, построена в виде путешествия по чудесной Планете творчества – разделы называются Страна мастеров (основы декоративно-прикладного творчества), Город творцов (Основы творческого проектирования), Дизайнаврия (основы дизайна), подразделы: Послушный комочек, Волшебные ножницы, Разноцветные клубки и др. Названия специально придуманы веселые и понятные для ребенка. Каждый раз, начиная новую тему, мы с ребятами отмечаем на импровизированной карте места нашего путешествия.
Игровая деятельность применяется мною практически на каждом занятии: или для объяснения нового материала, или в качестве подвижной разминки, или для повторения и закрепления полученных знаний.
Мне хотелось привести несколько примеров игр, которые я использую на занятиях в детском объединении.
Игра «Снегопад» (подвижная игра-разминка)
Вырезанными на занятии снежинками из бумаги дети изображают снегопад, снежную бурю, пургу или медленное кружение снега в безветренную погоду. После кропотливой и сложной работы есть возможность подвигаться, отдохнуть, повеселиться.

Интеллектуальная (умственная) игра-викторина «Загадки Волшебных ножниц»
Игра напоминает лото: на карточках задания с рисунками-загадками, выполняя которые команды зарабатывают баллы. Эта игра используется мною для закрепления и повторения пройденного материала.
Трудовая игра «Мастерская Деда Мороза»
Все мастерят новогодние открытки. Выбираются помощники Деда Мороза, которые помогают и подсказывают остальным «гномам», как лучше выполнить работу. Игра учит работе в коллективе, самоконтролю, взаимовыручке.

Социально-педагогическая игра «Добрые слова»
Дети садятся в круг, передавая мячик или какую-нибудь мягкую игрушку, говорят «доброе слово» своему соседу или соседке, например: «Ты – такая красивая!» или «Ты – такой веселый!» и др. Игра предназначена для сплочения, адаптации и сохранению хороших отношений в детском коллективе. Часто использую эту игру после возникновения ссор между воспитанниками.
Игры различаются по характеру игровой методики.
Предметная игра «Ножницы – машинка»
Дети учатся резать ножницами по прямой, волнистой и зигзагообразной линиям. При этом нужно представить, что ножницы – это маленькая машинка, которая едет по дорожкам. «Ехать» нужно медленно и точно по линии. Некоторые ребята так увлекаются, что начинают изображать звук мотора.
Сюжетная игра «Птица счастья»
Во время лепки из пластилина предлагаю учащимся придумать сюжет сказки о птице, которая приносит в дом счастье на волшебных узорчатых крыльях. При помощи различных предметов: стеки, ручки, колпачков от фломастеров, брелоков и даже ключей, наносится рельефный рисунок на крылья и туловище птицы. И рождается сказка со счастливым концом: «Прекрасных птиц стало много, и в каждом доме поселилось СЧАСТЬЕ».

Ролевая (деловая) игра «Я – учитель»
С большим удовольствием школьники изображают учителя – объясняют, помогают, проверяют выполненную работу. В классе всегда очередь на роль учителя. Поверьте, очень полезно порою посмотреть на себя со стороны. Бывает, я что-то меняю в своем поведении или манере разговора после такого «спектакля».
Имитационная игра (игра-драматизация) «День рождения бабочки»
Новый материал о понятии «симметрия» достаточно сложен для первоклассников, практическое задание нарисовать и раскрасить бабочку требует от малышей немало усилий. Игра позволяет снять напряжение, продемонстрировать знание окружающего мира, природы и проявить артистические способности. Задание: изобразить, как бабочка появляется из куколки. На фото: некоторые «бабочки» уже полетели, а одна - спит и, по словам маленькой артистки, видит грустные сны.

По дидактическим задачам урока коллективные игры разделяются на
обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающая игра - игра, в которой учащиеся приобретают новые знания. Тематическое занятие - кукольный спектакль «Правила дорожные знать каждому положено!». Герои сказок о Лунтике объясняли правила дорожного движения, загадывали загадки, провели викторину.

Контролирующая игра – игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Игра «Лепим автопортрет»
Необходимо самостоятельно подобрать цвета, определить форму каждого элемента фигуры человека, придумать сюжет и выполнить задание. Оценивает результат весь класс - похож или не похож человечек на автора?

Обобщающие игры – игры, требующие интеграции знаний, способствующие установлению межпредметных связей, направленные на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Игра «Бумажное сердце»
Задание: сложить фигуру-оригами, запомнить последовательность, повторить в нескольких размерах, придумать слова, характеризующие сердце (храброе, доброе, ледяное, заячье и т.п.), написать на сердце имя того, кому оно будет подарено.

Я привела примеры только некоторых игр, используемых мною на занятиях, игры корректируются или заменяются другими в зависимости от особенностей поведения и уровня обученности детского коллектива.
Роль педагога в проведении игр на занятиях - это активная позиция в игре (роль ведущего, члена жюри, помощника), поддержка инициативы и творческого подхода к игре учащихся; влияние на взаимоотношения в игровой группе, распределение ролей; определение психоэмоционального состояния, как всей группы, так и отдельного ученика; корректирование правил, целей игры в зависимости от психоэмоционального состояния группы, индивидуальных особенностей учащихся; поддержка тех из детей, у которых что-то не получается.
В результате использования игровых технологий на занятиях можно достичь: роста интереса и усиления мотивации к познавательной учебной деятельности; постепенного увеличения объема работы на занятии вследствие повышения внимания и хорошей работоспособности; изменения в поведении детей: приобретение способности управлять своим поведением (способность легче переносить запреты, более «приличное» выражение гнева, недовольства, преодоление страха неудачи); улучшение коммуникативных способностей (способность работать в команде, большая гибкость в общении, вступление в сотрудничество, сочувствие, взаимопомощь), улучшение эмоционального настроя на занятиях, а главное - устойчивого стремления к творчеству, проявления творческой инициативы.
В заключении хочется отметить, что использование игровых технологий на занятиях дополнительного образования детей положительно влияет на качество образовательного процесса и развитие творческих способностей, позволяет снизить эмоциональные и физические нагрузки на ребенка, воспитывает, формирует личность, способную к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
1. Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. - М.: Новая школа, 1996. - 112 с.
2. Шмаков С. А. Учимся, играя…--М.: ЦГЛ, 2004, 128 стр.
3. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3.C. 44-53.
4. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов.- Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2001.
5. Степанова, Ольга Алексеевна Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. пособие/ О.А. Степанова.- М. : Сфера, 2003.
6. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с.
7. Современные педагогические технологии как объективная потребность
8. Валентина Павловна Красногорова. Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования
9. Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая характеристика, алгоритм реализации.
10. Мылова Ирина Борисовна. Современные образовательные технологии как условие развития дополнительного образования детей (электронный ресурс)
11. В. М. Монахов. Педагогическая технология как фактор развития мыслительных умений школьников

Рекомендуем посмотреть:

Современные информационные технологии обучения для развития творческих способностей учащихся Занятие - игра в начальной школе "Радужные Феи волшебницы" Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках ИЗО Развитие творческих способностей у школьников средствами устного народного творчества на уроках биол

Похожие статьи:

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках английского языка

Виды игр и их классификация в педагогике

Использование дидактических игры для формирования социальной активности детей дошкольного возраста

Структура дидактических игр для дошкольников

Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ

Картина из шерсти Волчок. Мастер-класс | Лепка из соленого теста. Игрушки - зверушки своими руками
Опубликовано: 3701 день назад (4 октября 2014)
Просмотров: 8727
+8
Голосов: 8
Татьяна Фёдоровна # 4 октября 2014 в 20:45 +1
Вы молодец! Ваш материал похож на творческий отчёт. Вашим воспитанникам повезло, что у них творческий педагог!!!+1 вам от меня
Терентьева Наталья Сергеевна # 5 октября 2014 в 06:52 +1
Спасибо за то, что поделились своим опытом и педагогическими находками.С вашего позволения возьму себе на вооружение сюжетно-ролевую игру "Я- учитель". Дети во всем стараются подрожать взрослым и у нас появиться возможность увидеть себя со стороны и оценить.
Елена Николаевна Анненкова # 5 октября 2014 в 13:05 0
Светлана Валентиновна, добрый день! Внимательно и с удовольствием познакомилась с Вашим материалом. Мне очень близко всё о чём Вы говорите в своей статье. Работая в первом классе, тоже широко использую игровые технологии. Направленная игровая деятельность на уроке в этом возрасте способна творить чудеса: если детям интересно то, чем они заняты, то их способности проявляются ярче. Качественные фотографии, которые Вы представили, только усиливают положительные эмоции от знакомства с элементами Вашей методики преподавания. Искренне желаю вам успехов в творчестве! Голосую!
Елена Григорьевна # 8 октября 2014 в 12:10 0
Уважаемая Светлана Валентиновна! Спасибо, что поделились своими педагогическими наработками по использованию игровых технологий в процессе изучения декоративно-прикладного творчества. Мне очень понравились применяемые Вами игры, они действительно направлены на развитие творческого начала ребенка. Игра "Птица счастья" развивает не только фантазию ребенка, но и речь, обогащает словарный запас, думаю, что дети так увлекаются и сказкой, и лепкой, что результат занятия гораздо больше, чем при простом обучении приемам работы с пластилином. Мне также понравилось, что вы объясняете, в каких случаях применяются те или иные игры. с Вашего позволения я обязательно возьму на вооружение эту методику. Желаю успехов и поздравляю с прошедшим профессиональным праздником!
Светлана Валентиновна Котенева # 17 октября 2014 в 19:11 0
Спасибо, Елена Григорьевна! Я рада, что Вам пригодился мой опыт использования игр на занятиях. С удовольствием познакомилась бы с Вашими разработками. Приглашаю Вас присоединиться к нашему обществу педагогов на сайте "Учебно-методический кабинет". Успехов!
Елена Николаевна # 10 октября 2014 в 12:01 0
Добрый день! Очень интересная статья, действительно, об апробированных методах применения игр на занятиях. Примеры используемых игровых ситуаций настолько жизнеспособны,реальны, а, главное, направлены на развитие творческих способностей не только в декоративно-прикладном творчестве, но и в учебно-познавательной деятельности. Понравились фотографии Ваших воспитанников - в глазах столько неподдельного интереса, радости! Хотелось бы обсудить возможные варианты использования игр для преодоления творческой пассивности детей на занятиях, буду ждать материалов о работе в младших классах, с примерами игр и разработками занятий. С уважением, учитель начальных классов Сазонова Е. Н.
Светлана Валентиновна Котенева # 19 октября 2014 в 20:38 0
Уважаемая Елена Николаевна, спасибо за оценку моей деятельности. Приглашаю Вас присоединиться к нашему обществу педагогов на сайте "Учебно-методический кабинет". Не хотелось бы упускать возможность обменяться опытом. Творческих Вам успехов!
Пастухова Ирина Вениаминовна # 10 октября 2014 в 13:50 0
Здравствуйте, Светлана Валентиновна, в своей статье Вы затронули актуальную и значимую в современном дополнительном образовании проблему - проблему преодоления так называемого пассивного накапливания знаний учащимися. В своей работе Вы решаете такую важную задачу как построение процесса обучения таким образом, чтобы на занятиях декоративно-прикладного творчества каждый ребенок работал и руками, и головой. Игры, приведенные Вами в качестве примера, способствуют развитию у детей познавательной активности, поддерживают интерес к изучаемому материалу, делают процесс обучения занимательным, позволяют достичь эмоциональной разрядки. Спасибо, что разместили фото детского коллектива – столько радости и восторга от занятия. Предлагаю обменяться практическими и методическими находками по развитию творческих способностей, а также по методам стимуляции самоутверждения и самореализации личности ребенка в процессе учебной игры.
Светлана Валентиновна Котенева # 17 октября 2014 в 19:20 0
Уважаемая Ирина Вениаминовна! Спасибо за столь лестную оценку моей работы, особенно приятно получить оценку от знающего педагога. Мне тоже хотелось бы обменяться мнениями и наработками по затронутому вопросу.Приглашаю Вас присоединиться к нашему обществу педагогов на сайте "Учебно-методический кабинет". С удовольствием заглянула бы "на огонек" в Ваш блог. Еще раз благодарю, желаю творческих успехов!
Мария Юрьевна # 10 октября 2014 в 19:55 0
Добрый день, Светлана Валентиновна! С огромным интересом прочитала Вашу статью! Как преподаватель, работающий с детьми младшего школьного возраста, не понаслышке знаю как сложно бывает заинтересовать непосед, захватить их внимание. По увлеченным лицам Ваших учеников отлично видно, что Вы отлично справляетесь с этими проблемами благодаря игровой методике преподавания. Творчество детей существенно отличается от творчества взрослых, ведь поведению ребенка свойственна спонтанность, непринужденность, непосредственность. Но когда творчество протекает как игра, дети преодолевают неуверенность, стеснительность, они никогда не переделывают свои рисунки и поделки. Ребенок не стремится к результату, а получает удовольствие от самого процесса игры! Вместе с тем в игре ребенка, как в фокусе, собраны все творческие потенции личности, часть из которых разовьется в дальнейшем. Игра как никакой другой вид деятельности развивает творческие способности, она, как и творчество, основана на интересе, т.е. всегда эмоциональна. Для ребенка необходим эмоциональный отклик на переполняющие его впечатления жизни, и в работе воображения он находит им выражение. Особенно важны для детей коллективные игры-импровизации, в которых одни дети становятся лидерами, а другие дети играют второстепенные роли. Они развивают творческую активность, способность переключения внимания, воображение, сопереживание. Игры, которые Вы используете на своих занятиях - настоящая находка для преподавателя! С Вашего разрешения буду использовать данные игры на своих занятиях. По фотографиям видно насколько дети заинтересованы и увлечены творческим процессом, ведь ребенка нельзя заставить играть. К тому же огромная Ваша заслуга - это отсутствие психологического барьера, возникающего при общении педагог-учащийся. Вашим ученикам несказанно повезло с преподавателем! Творческих Вам успехов, Светлана Валентиновна и побольше таких преданных своему делу учителей!
Светлана Валентиновна Котенева # 19 октября 2014 в 20:45 0
Уважаемая Мария Юрьевна, спасибо за то, что Вы поделились своими мыслями об использовании игровых технологий на занятиях. Видно, что эта тема Вас интересует, что накоплен достаточный опыт работы с детьми младшего школьного возраста. Приглашаю Вас присоединиться к нашему обществу педагогов на сайте "Учебно-методический кабинет". Общение со столь заинтересованным человеком было бы очень продуктивным. Успехов Вам и новых педагогических находок!
Луиза Астиковна Гусова # 10 октября 2014 в 20:56 +1
Уважаемая Светлана Валентиновна! Спасибо, за предоставленный материал. Много интересных и развивающих игр. Каждый из нас знает, в игре дети усваивают материал лучше, а эффективность таких занятий максимально высок.Но готовясь к занятию иногда не придаем этому должного значения. Вы нам еще раз доказали что это необходимо и при этом так просто и интересно. Ведь так приятно когда дети сидят на занятии раскрыв рот. И еще интересный момент, дети создают поделки и тут-же их обыгрывают, то есть они знают применение тому что сделали. А значит следующий раз приступят к работе с большим рвением.
Татьяна Юрьевна Борисова # 19 октября 2014 в 20:54 0
Спасибо за идею, Светлана Валентиновна. С большим удовольствием беру в закладки и буду реализовать.+1
Светлана Ивановна Рыженкова # 30 октября 2014 в 17:40 0
Спасибо за материал. Очень содержательный, интересный. Обязательно возьму его на заметку.
Татьяна Валерьевна Заводчикова # 4 июля 2015 в 17:29 0
Уважаемая Светлана Валентиновна!
Творчество и игра - понятия близкие, тождественные: именно в процессе творчества и в процессе игры мы становимся свободными, «становимся как дети». О существенной роли игры писал ещё известный датский философ и теоретик культуры Йохана Хейзинга, говоря, что «игра - дело не только увлекательное, но и серьёзное». Играючи мы занимаемся серьёзным делом – учимся.
В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности и интересы – познание, движение, самоутверждение, общение и радость. Ведь в игре не мало важную роль играет слово «радость», причём радость эта как бы сквозная: ребёнок её ожидает, испытывает и вспоминает потом о ней. Ожидание радости в процессе творчества – это надежда на то, «что всё случится, как ты хочешь, или даже лучше, ярче, удивительнее, веселее».
Спасибо за то, что поделились своим опытом и педагогическими находками.