Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Лепка из соленого теста. Игрушки - зверушки своими руками

Конспект занятия по лепке для детей 8 лет

Лепку из соленого теста часто называют биокерамикой, и это название говорит само за себя: живой, безопасный, в большинстве случаев не аллергенный материал - соленое тесто позволяет создавать изделия, напоминающие глиняные.
Детям очень нравится лепить именно из теста, особенно, неокрашенного. Мне кажется, это связано с приятными ассоциациями: уютной кухней, теплыми мамиными руками, предвкушением угощения. И если поделка из пластилина часто воспринимается как нечто временное, недолговечное, то твердое раскрашенное изделие из соленого теста – это уже художественное произведение, возможный подарок, памятный сувенир. Ради этого стоит потрудиться и немало: во-первых, фигурки из теста плохо держат форму – требуются твердая основа и, иногда, подпорки, во-вторых, неправильная сушка может привести к растрескиванию или деформации поделки, в-третьих, очень трудно слепить маленькие тонкие элементы, нужны опыт и навыки.
Мне хотелось бы поделиться опытом по обучению лепке из соленого теста школьников 7 – 9 лет на занятиях детского объединения «Азбука творчества». Название этого занятия придумали мои воспитанники – «Игрушки - зверушки», я же называю «Фантазия на заданную форму».
Разработка занятия детского объединения «Азбука творчества»
"Лепка из соленого теста. Игрушки - зверушки"
Тема раздела: Лепляндия (лепка из пластилина, соленого теста, глины)

Тема подраздела: Лепка из соленого теста

Тема занятия: Лепка фигурки конструктивным методом на основе объемной формы (1 час)

Тип занятия: занятие комплексного использования знаний.

Обучающиеся: группа второго года обучения , 8 лет.

Цели занятия:
-по содержанию: продолжить знакомство с таким видом декоративно-прикладного творчества, как лепка из соленого теста, его историей, особенностями приемов работы;
-по способу работы: закрепить навыки лепки из соленого теста, научиться лепить объемную фигурку конструктивным методом.

Целевые ориентации:
Дидактические:
- развитие интереса к декоративно-прикладному творчеству через приобщение к народному промыслу, знакомство с его традициями,
- создание условий для развития духовных, эстетических и творческих способностей учащихся;
- расширение кругозора, познавательная деятельность;
- применение ЗУН в практической деятельности.

Воспитывающие:
- воспитание общительности, умения работать в коллективе, сотрудничества, дружеских отношений с членами детского объединения;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, умения организовать своё рабочее место;
- способствование развитию чувства эмпатии – сопереживания, желания нести радость людям.

Развивающие:
- развитие внимания, памяти, самостоятельного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- развитие мелкой моторики, координации и тактильных ощущений рук;
- развитие фантазии, воображения, самостоятельного мышления, творческого подхода к поставленным задачам.

Образовательные:
- закрепление ранее полученных знаний о лепке из пластилина;
- продолжение знакомства с новым видом прикладного творчества, его историей, особенностями лепки из соленого теста;
- освоение навыков работы с соленым тестом.

Методы обучения: вербальный, наглядный, практический.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная.

Задачи занятия:
- продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном
творчестве;
- обеспечить освоение приемов работы с соленым тестом;
- развивать навыки и умения лепки из различных материалов;
- развивать навыки безопасного труда при работе с режущим и колющим инструментом;
- развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Методы мотивации и эмоционального стимулирования:
доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех.

Методы организации познавательной деятельности:
беседа, проблемные вопросы, связь с жизнью, самостоятельная работа.

Методы организации практической деятельности:
рекомендации педагога, самостоятельная работа.

Методы контроля и коррекции:
наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.

Результаты обучения:
Личностные:
- повысить значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной творческой деятельности;
- развивать фантазию, воображение, способность к созданию художественного произведения;
- учиться давать эстетическую оценку своим работам и работам других людей.
Метапредметные:
- учиться планировать свою практическую деятельность (последовательность, время, результаты);
- развивать навыки самостоятельного труда;
- учиться высказывать и отстаивать свое мнение;
- учиться правильно оценивать и анализировать результат собственной творческой деятельности;
- развивать внимание, глазомер, цветовые ощущения, мелкую моторику, координацию и тактильные ощущения рук, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные:
- продолжить знакомство с различными видами декоративно-прикладного творчества;
- продолжить знакомство с историей лепки из соленого теста, особенностями этого вида творчества;
- развивать владение приемами лепки;
- научиться приемам лепки из соленого теста конструктивным способом.

Наглядный и дидактический материалы:
Индивидуальный: объемные формы из соленого теста.
Общеклассный: презентация «Лепка из соленого теста», памятки и слайды «Правила безопасной работы со стекой», «Гигиенические требования при работе с пластилином, соленым тестом, глиной и полимерной массой», образцы изделий из соленого теста и пластилина.
Литературный ряд: Хананова И.Н. Солёное тесто [Текст] / И. Н. Хананова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Музыкальный ряд: спокойные инструментальные мелодии.
ИКТ-оборудование:
Общеклассное: компьютер, проектор, экран.

Материалы для практической работы: соленое тесто, стеки, клеенки, влажные губки, кисточки.
Ход занятия
1.Организационный этап (2-3 мин)
Проверка отсутствующих.
Проверка готовности к занятию.
Проверка готовности и организации рабочего места.
Приветствие обучающихся.
Вступительное слово педагога:
Здравствуйте, ребята!
Мы с вами продолжаем путешествие по Волшебной Планете Творчества! И сегодня мы будем лепить, но не из пластилина, а совершенно из другого материала. Угадайте, что у меня в руках! Тесто!

Деятельность обучающегося: Проверить готовность рабочего места.
Приветствовать педагога.
Результаты этапа: Демонстрация готовности к занятию, правильно организованное рабочее место, проверка наличия всех материалов.
2. Подготовительный этап (1-2 мин) Актуализация и мотивация знаний
2.1. Актуализация знаний, введение в тему урока.
Сегодня мы продолжим знакомиться с таким видом декоративно-прикладного творчества как лепка из соленого теста.
2.2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока.
На этом занятии вы научитесь лепить объемную фигурку конструктивным способом. Что это значит?
2.3. Демонстрация образцов изделий из соленого теста
Эти фигурки вылеплены из соленого теста и пластилина, потрогайте их, рассмотрите. Чем они отличаются?
Деятельность обучающегося: Вспомнить, что такое лепка конструктивным способом (лепка отдельных элементов с последующей сборкой изделия).
Рассмотреть представленные образцы фигурок, ответить, чем они отличаются.
Результаты этапа: знакомство с представленными образцами фигурок, описание свойств поделок из соленого теста, сравнение с поделками из пластилина.
3. Основной этап
3.1. Знакомство с новым учебным материалом (8-10 мин)
Демонстрация презентации «Лепка из соленого теста»
Контрольные вопросы:
Из чего изготавливается соленое тесто?
Какие особенности лепки из теста вы запомнили?
Как можно высушить фигурку из соленого теста?

Демонстрация этапов лепки фигурки
Внимательно следите за последовательностью лепки фигурки, запоминайте и спрашивайте, если что-то непонятно.
Деятельность обучающегося: Посмотреть презентацию, выслушать комментарии педагога, запомнить новый материал, ответить на вопросы педагога. Внимательно наблюдать за показом последовательности лепки фигурки, запомнить, задавать вопросы.
Результаты этапа: Знакомство с новым учебным материалом, правильные ответы на вопросы педагога, запоминание последовательности лепки фигурки.
3.2. Практическая работа
Повторение правил безопасной работы со стекой и гигиенических правил во время лепки (2 - 3 мин).
О каких правилах техники безопасности мы должны помнить, выполняя эту работу? Какие правила гигиены соблюдаются во время лепки? Посмотрите на плакаты на доске и ответьте.
Можете приступать к работе.
Чтобы вам было приятнее работать, я включу музыку.

3.3. Изготовление фигурки (25 -27 мин)
Педагог следит за работой учащихся, дает рекомендации, помогает.

4. «Панда - зарядка» (физкультминутка через 20 минут после начала занятия)

Деятельность обучающегося: Вспомнить правила техники безопасности при работе со стекой, гигиенические правила во время лепки. Лепить фигурку конструктивным способом. Выполнить упражнения зарядки.
Результаты этапа: Знание правил безопасности при работе со стекой и гигиенических правил во время лепки. Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, достижение хорошего качества фигурки, аккуратности. Проявление фантазии, воображения. Выполнение упражнений зарядки, отдых.

5. Контрольный этап (3-5 мин)
Определение уровня и качества приобретенных знаний и навыков, устранение недостатков (в случае необходимости).
Проверка изготовленных фигурок, обсуждение, рекомендации по устранению недостатков.
Педагог вместе с воспитанниками рассматривает фигурки, дети обсуждают, дают оценку работе каждого учащегося.
Деятельность обучающегося: Проверить правильность и аккуратность, качество работы, соответствие задуманному образу.
Оценить свою работу, проанализировать, что получилось, а что нет.
Наметить действия по устранению недостатков.
Оценить работы других учеников, проявляя такт и дружелюбие.
Результаты этапа: Оценка своей работы, выявление недостатков, определение путей их исправления. Высказывание своего мнения о качестве работы учащихся детского объединения, проявление такта и дружелюбия.

6. Итоговый этап (2-3 мин)
Анализ эффективности занятия
Рефлексия
Итог урока. Общая оценка и обсуждение работы группы
Чему вы научились?
Что получилось, а что нет?
Что вызвало трудности?
Понравилось занятие?
Что понравилось?

Задание для подготовки к следующему занятию.
На следующем занятии мы будем раскрашивать фигурки. Для этого понадобятся: краски, кисточка, банка с водой, салфетки, клеенка.
Уборка рабочих мест.
Заключительное слово педагога.
Дорогие ребята, спасибо за занятие! Вы прекрасно справились с практическим заданием, проявили творческие способности, дружелюбие, взаимовыручку и тактичность! Все – молодцы!
Деятельность обучающегося: Оценить занятие, сделать выводы, подвести итоги. Запомнить, что будет необходимо для следующего занятия. Навести порядок на рабочем месте.
Результаты этапа: Оценка знаний, умений и навыков, полученных в результате занятия. Знакомство с материалами и инструментами для следующего занятия. Уборка рабочего места.
Мастер-класс «Фигурка из соленого теста»
1. Рецепт соленого теста:
Мука – 1 стакан, соль «Экстра» - 1 стакан, клей ПВА – 1 столовая ложка, масло подсолнечное или детское «Джонсон Бэби» - 1 чайная ложка, вода – количество произвольное, зависит от качества муки (добавлять понемногу, пока тесто не станет эластичным как пластилин).

Тесто хранить в холодильнике плотно завернутым в пищевую пленку не более двух дней!
2. В качестве основания можно использовать пластиковый стаканчик, предварительно срезав край.

3. Тесто раскатать толщиной 0,5 см.

4. Обернуть стаканчик тестом, тщательно заравнивая стыки и складки. Сушить форму не менее пяти суток при комнатной температуре.

5. Лепить детали фигурки и приклеивать на форму, используя клей ПВА. Стекой и другими подходящими предметами придать фактуру поверхности элементов фигурки.



6. После полного высыхания (5 -7 суток) фигурку раскрасить гуашью: сначала кисточкой в основной цвет, затем более светлым тоном при помощи губки, подчеркивая рельеф.

Вот такие фигурки слепили мои ученики для новогодней композиции.

Желаю всем успехов!

Рекомендуем посмотреть:

Аппликация из солёного теста. Зима в деревне План-конспект обобщающего занятия по тестопластике в начальной школе Конспект занятия по тестопластике: Изготовление клоуна Чебурашка из соленого теста своими руками для детей. Мастер-класс с фото

Похожие статьи:

Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе

Развитие творческих способностей детей в игре
Опубликовано: 3606 дней назад (7 января 2015)
Просмотров: 20391
+13
Голосов: 13
Александр Семенович Жбанов # 7 января 2015 в 20:00 +2
Светлана Валентиновна, здравствуйте! Второй раз заглядываю к Вам. В первый раз быстро убежал, было все черное, непонятное. На обратном пути захожу- любо дело глядеть! Все разложено по полочкам! Замечательная разработка занятия. Практическую часть показываете в виде мастер-класса, который крупным планом подробно излагает всю суть работы. Пожалуй ,впервые встречаю подобную разработку, выполненную по новому ФГОС. С Вас нужно брать пример! Желаю удачи!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 7 января 2015 в 20:12 +3
Светлана Валентиновна, примите и мой голос!
Действительно разработка достойна высокой оценки, здесь мы видим две части наряду с теоретической какая замечательная практическая часть. Мастер-класс сопровождается лаконичным информационным материалом, всё последовательно, а какие игрушки-зверушки получились у ваших воспитанников, целая дружная компания лесных жителей. Ведь затем вместе с детьми можно устраивать мини-спектакли, где главные герои будут весёлые зверушки. Мне очень понравилась публикация, примите голос! С Рождеством Христовым!
С уважением, Т.Н.
Светлана Валентиновна Котенева # 9 января 2015 в 16:37 0
Спасибо за оценку моей работы, Татьяна Николаевна! Мы действительно с ребятами устраиваем импровизированные кукольные спектакли с игрушками-зверушками или другими поделками. Детская фантазия восхитительна и непредсказуема! И хотя часто съемка спектакля прерывается от неудержимого хохота, я считаю, что хорошее настроение в детском объединении не менее важно, чем учебное занятие. Успехов!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 7 января 2015 в 20:48 +3
Здравствуйте, Светлана Валентиновна! Познакомилась с вашим занятием и работами ваших воспитанников лепка из соленого теста. Игрушки-зверушки. Замечательная идея и готовые зверушки прекрасны. Да Татьяна Николаевна права с такими лесными жителями можно играть целые мини- спектакли. Мне очень все понравилось, примите мой голос.
Светлана Николаевна Ефименко # 7 января 2015 в 20:52 +3
Здравствуйте, Светлана Валентиновна. Симпатичные игрушки - зверушки привлекли моё внимание на главной страничке портала. Ваша разработка занятия детского объединения «Азбука творчества» на тему "Лепка из соленого теста. Игрушки - зверушки" несёт очень богатый информационный и творческий материал. Такое методически грамотное изложение материала заслуживает пристального изучения. Голосую за Вашу разработку!
Светлана Валентиновна, пока есть время на редактирование, добавьте в публикацию своё авторство.
С уважением к Вам,Светлана Николаевна
Инна Александровна Егорова # 7 января 2015 в 21:30 0
Светлана Валентиновна, здравствуйте. Понравилась Ваша публикация своей структурой. Всё понятно, как проводится работа,с какими целями, какими средствами и приемами получаются замечательные результаты. Удачи Вам и Вашим ученикам.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 7 января 2015 в 21:52 0
Светлана Валентиновна, браво! Достойная разработка с полным методическим сопровождением! А какие прелестные игрушки получились у Ваших воспитанников. Какой полёт фантазии и творчества! Очень понравилось, что в работе с солёным тестом вы используете различные формы для лепки! Голосую за творчество и профессионализм! С Вашего позволения, беру в закладки!!!
Валентина Николаевна Мельникова # 8 января 2015 в 01:12 0
Светлана! Присоединяюсь к комментариям коллег!! Замечательная разработка с полным методическим сопровождением! А игрушки - прелесть, особенно ежик!!!+1!!!
Светлана Владимировна Марковская # 8 января 2015 в 16:04 0
Здравствуйте, Светлана Валентиновна! С интересом посмотрела вашу разработку, т.к. сама занимаюсь лепкой из теста. Скажу, в чем наши с вами технологии отличаются. Мы тоже лепим на каркасе, но используем чаще упаковки от киндер-сюрпризов, т.к. такая пластмасса жестче и работать с ней удобнее. При обертывании в тесто стаканчиков мы столкнулись с проблемой, что тесто после высыхания трескается. Чтобы избежать это, пластмассовые заготовки мы обертываем пищевой фольгой. Текстура чуть смятой фольги позволяет хорошо на ней удерживаться тесту. Попробуйте!
Светлана Валентиновна Котенева # 9 января 2015 в 16:56 0
Спасибо за совет, Светлана Владимировна! Обязательно учту и попробую Вашу технологию. Если нужна более сложная форма заготовки, я тоже использую смятую фольгу. Но так как дети маленькие (1 - 2 класс), конусы и коробочки из картона и пластика годятся в качестве основы. Сушим фигурки обычно в несколько этапов при комнатной температуре, поэтому растрескивания обычно не случается. Спасибо за интерес к моей публикации! С уважением С. В.
Татьяна Валерьевна Заводчикова # 4 июля 2015 в 17:24 0
Светлана Валентиновна, Спасибо за ваш мастер-класс. Как бы мал ни был человек, в нём спит великан. Творчество пробуждает этого великана. И задача учителя понять, какой потенциал скрыт в ребёнке, какая способность хочет в нём расцвести, и позволить ему двигаться в этом направлении, бережно и деликатно направляя его. Спасибо Вам за ваше мастерство педагога. Интересные игрушки получились у Ваших воспитанников.Мы тоже с моими воспитанниками работаем с солёным тестом. Обязательно учту и попробую Вашу технологию. Голосую за творчество и профессионализм!
Елена Евгеньевна Грудинина # 16 декабря 2015 в 18:11 0
Здравствуйте, Светлана Валентиновна! Посмотрела Ваш мастер-класс. Просто чудесные работы получились у ваших детей. Само занятие разложено по полочкам. Присоединяюсь к комментариям коллег. Голосую.
Раиса Николаевна Габдрахманова # 30 апреля 2017 в 14:11 0
Замечательный мастер класс! Спасибо Вам, примите мой голос!