Конспект урока по ИЗО "Осенний натюрморт, пора собирать урожай"
«Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок»
Альбер Камю
Тема: «Осенний натюрморт, пора собирать урожай».
Тип урока: коррекция знаний, умений и навыков учащихся.
Цель урока: Эстетическое развитие детей, рисование овощей, фруктов, осенних листьев.
Задачи урока:
Образовательные:
- учить детей рисовать натюрморт с листьями, фруктами и овощами, дикорастущими плодами;
- анализировать изображение на картине;
- закрепить понятия тёплые цвета, светотень;
- научить видеть разницу в форме, размере овощей, фруктов, дикорастущих плодов и ягод.
Развивающие:
- развивать творческие способности, навыки рисования простых по форме предметов с передачей светотени,
- развивать умение смешивать краски и получать разные оттенки теплых цветов;
- мелкую моторику рук.
- развивать монологическую речь на темы: «Листопад», «Пора собирать урожай», «Теплые цвета в живописи», «Дикорастущие и культурные растения».
Воспитательные:
- воспитывать любовь к красоте родного края;
- воспитывать бережное отношение к природе, интерес к искусству.
Методы урока: словесный (беседа, рассказ), наглядный (цветовой круг, таблица светотень на шаре, яблоко, образец осеннего натюрморта
https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-evgenevna-sopina/listopad-pora-sobirat-urozhai.html), осенние листья, вырезанные из цветной бумаги листья тех же растений(например: кленовые листья), практический (рисование).
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- Что такое натюрморт.
Теплые цвета и оттенки, светотень.
- Правила рисования светотени на осенних плодах и овощах.
Учащиеся должны уметь:
- Рисовать осенние плоды и овощи.
- Использовать тёплые цвета и оттенки, уметь показывать светотень, описывать свой натюрморт и основное отличие его от других жанров изобразительного искусства.
Ход занятия
1. Организационный момент (2 минут)
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Объявление темы и цели урока.
2. Актуализация знаний (5 минут)
Беседа об осени, её приметах
Осень — это время года, когда природа готовится к зимнему сну. Листья на деревьях начинают менять свой цвет с зелёного на жёлтый, оранжевый и красный. Это явление называется осенним листопадом. В природе преобладают тёплые цвета и оттенки. В это время года созревает урожай в саду, поле, степи, лесу.
Дети и взрослые любят наблюдать за осенним листопадом, собирать красивые листья и делать из них букеты. Взрослые собирают урожай, а дети помогают родителям убирать овощи и фрукты с грядок. В степи и лесу собирают орехи, дикорастущие плоды и ягоды.
Осенью можно приготовить много вкусных блюд из овощей и фруктов. Например, из тыквы получается вкусный пирог, из яблок с шиповником и тёрном — полезный компот.
Вопросы для проверки знаний:
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Что такое листопад? Какие цвета преобладают в природе?
- Какие овощи и фрукты собирают осенью? Что такое дикорастущие растения?
3. Изучение нового материала (10 минут)
Рассказ о жанре «натюрморт»
Натюрморт - это жанр живописи, в котором главную роль играют неодушевлённые предметы природного происхождения: фрукты, овощи, листья, цветы, еда, посуда, инструменты, иногда бабочки, птички. Натюрморт иначе называют «застывшая жизнь». Натюрморт, как особый жанр изобразительного искусства, зародился в нидерландской живописи 16-17 веков. Ранние натюрморты, до 18 века, часто содержали религиозную и аллегорическую символику, относящуюся к изображенным предметам.
Повторение понятия «тёплые цвета» (доске Цветовой круг)
Тёплые цвета — это оттенки красного, оранжевого и жёлтого, которые ассоциируются с теплотой, огнём и солнечным светом. Самый теплый цвет — оранжевый, и он не бывает более или менее холодным, он только теплый. Более или менее теплым может быть красный, если в нем преобладают синие нотки
(малиновый, фиолетовый), или зеленый - это составной цвет
(желтый +синий), поэтому он может быть более теплым , или более холодным. Теплые цвета вызывают чувство счастья, радости, оптимизма, энергии, хорошего настроения.
Демонстрация осеннего натюрморта
Анализ изображения
Что изображено на натюрморте, перечислите овощи, фрукты, дикорастущие растения.
Какие цвета на изображении?
Как показаны листья, фрукты, что ближе, что дальше
(перегораживание ближележащими предметами дальних).
Рисование и раскрашивание начинаем с тех листьев, что дальше. Надо учесть момент, что при раскрашивании всегда надо начинать с более светлых цветов.
Светотень на плодах и овощах
Рассматриваем светотень на шаре
(таблица). Демонстрируем натуральное яблоко, или муляж.
Спрашиваем у детей, почему необходима светотень, как её правильно показать на яблоке, груше. Можно продемонстрировать на доске. Чтобы фрукты и овощи были похожи на то что, мы наблюдаем в реальной жизни надо показывать cветотень.
Светотень - это распределение светлых и тёмных зон на форме предмета, плодов и овощей
(освещение), позволяющее зрительно воспринимать объём так , чтобы предмет не казался плоским как вырезанным из бумаги.
Смешивание цветов
Демонстрация настоящих осенних листьев и вырезанных из цветной бумаги. Рассмотреть и пояснить, что в природе, очень редко встречаются однотонные листья, если мы внимательно будем их рассматривать, то всегда увидим огромное многообразие оттенков одного цвета.
4. Физкультминутка (2 минуты).
Дети встают, учитель просит детей показать деревья, представить себя листьями на ветру, показать кружащиеся листочки.
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый.
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
(В. Берестов)
5. Практическая работа (21 минута)
Самостоятельное выполнение учащимися задания по рисованию осеннего натюрморта с листьями и плодами.
6. Анализ работ учащихся (6 минут)
Проверить композицию, светотень, оттенки теплых цветов, форму плодов. Аккуратность выполнения работы, оригинальность +1 балл. Выявление ошибок и их исправление.
7. Итоги урока (4 минут)
Выставка работ учащихся на доске. Оценка работ. Попросить детей выбрать наиболее удачные натюрморты с их точки зрения.
Второй вариант, чтобы дети показали свои работы друг другу и выбрать по одной работе с каждого ряда, повесить эти работы на доску.
Самоанализ. Каждый самостоятельно оценивает свою работу, рассказывает, что удалось, что нет.
8. Рефлексия
Оценить по пятибалльной системе сложность задания.
9. Домашнее задание
Написать на доске:
- репродукции осенних натюрмортов разных художников;
- выполнить цветовую растяжку от жёлтого к красному, от малинового к синему;
- нарисовать осенний натюрморт с дикорастущими растениями.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса
Конспект урока по изобразительному искусству в 8 классе
Рисование "Архитектура городов России" поэтапно с фото для школьников