Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятие по математике в подготовительной группе. Решение задач. Работа со счетными палочками

Конспект занятия по математике в подготовительной группе детского сада.
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель подготовительной группы ГБОУ г. Москвы «Школа №285 имени В.А. Молодцова», структурное подразделение №11 (детский сад №1867).
Тема: Решение задач. Работа со счетными палочками.
Назначение: Данный конспект адресован воспитателям подготовительных к школе групп и родителям будущих первоклассников.
Цель: Знакомство с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек.
Задачи:
- Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10.
- Познакомить детей со структурой задачи.
- Учить аккуратно записывать решение задачи в тетради.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы.
- Развивать внимание, память и мышление.
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность в работе.
Материал: счетные палочки (на каждого ребенка по 20 счетных палочек разных по цвету – 10 зеленых, 5 розовых и 5 оранжевых); простой карандаш, тетрадь в крупную клетку – у детей; для воспитателя: набор цифр от 1 до 10 и мяч для игры.
Методы и приемы: объяснение, уточнение, показ, вопросы к детям, помощь, оценка, похвала.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня мы с Вами будем учиться составлять и решать задачи. Возьмите счетные палочки зеленого цвета, и выложите перед собой 6 счетных палочек. Посчитайте, сколько у Вас получилось палочек?
- Правильно, 6 зеленых счетных палочек.
- Теперь возьмите одну палочку оранжевого или розового цвета и положите ее рядом с зелеными.
- Сколько перед Вами лежит счетных палочек?
- Правильно 7 счетных палочек.

- Давайте с Вами придумаем задачу о том, что мы только что сделали.
- Перед Вами лежало 6 палочек. Вы положили еще 1 палочку. Сколько стало счетных палочек теперь? Вот такая у нас с Вами получилась задача.
- Ребята, в задаче всегда есть условие и вопрос.
- Условие нашей задачи такое: у нас было 6 счетных палочек. Мы добавили еще 1 палочку.
- Кто из Вас сможет повторить условие задачи?
- Молодцы, справились ребята.
- Условие - это маленький рассказ. В условии всегда есть числа. Назовите числа в этой задачи?
- Правильно числа 6 и 1.
- Еще в задаче есть вопрос. Какой вопрос в этой задаче?
- Сколько стало счетных палочек?
- Ребята, всем понятно, что такое условие и вопрос в задаче?
- Давайте, еще раз все повторим условие и вопрос нашей задачи.
- Условие задачи: было 6 палочек, добавили еще 1 палочку.
- Вопрос задачи: Сколько стало палочек?
- Давайте с Вами запишем нашу задачу в тетради.
(воспитатель на доске выкладывает или записывает цифры).
6 + 1 =

- Еще в задаче есть ответ.
- Какой ответ у этой задачи?
- Правильно, 7. Запишите решение задачи.
6 + 1 = 7

- Решим с Вами еще одну задачу.
- Выложите перед собой 9 счетных палочек.

- Теперь 4 палочки уберите.
- Сколько счетных палочек у Вас осталось?
- Давайте с Вами повторим условие задачи.
- Условие задачи: Мы выложили 9 счетных палочек. Затем 4 палочки мы убрали.
- Какой у задачи вопрос?
- Вопрос: Сколько осталось счетных палочек?
- Ребята, давайте с Вами запишем задачу в тетради.
9 – 4 =

- Какой ответ у этой задачи?
- Правильно, 5. Запишите решение задачи.
9 – 4 = 5

- Решим с Вами еще одну задачу.
- Выложите перед собой 7 счетных палочек зеленого цвета.
- Добавьте еще 3 палочки другого цвета.

- Ребята, это условие задачи.
- Кто из Вас может сказать вопрос данной задачи?
- Вопрос: Сколько счетных палочек у Вас получилось?
- Запишите задачу в тетради.
7 + 3 =

- Какой ответ у задачи?
- Правильно, 10. Запишите.
7 + 3 = 10

- Давайте с Вами решим последнюю задачу на сегодня.
- Выложите перед собой 8 счетных палочек.

- Теперь 5 палочек уберите.
- Это условие нашей задачи.
- Какой вопрос у этой задачи?
- Вопрос: Сколько счетных палочек осталось?
- Запишите задачу в тетради.
8 – 5 =

- Назовите ответ этой задачи?
- Правильно, 3. Запишите решение задачи.
8 – 5 = 3

- Как Вы решили эту задачу?
- Правильно, Вы от 8 отняли 5 палочек.
- Какой ответ Вы получили?
- Осталось 3 палочки.
- Теперь давайте с Вами немного поиграем.
Проводится игра «Какой цифры не стало».

Воспитатель выкладывает на доске цифровой ряд от 1 до 10. Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает какую нибудь цифру. Дети поднимают руку и называют какой цифры не стало. Можно игру усложнить и убирать по 2 цифры.
- А теперь давайте с Вами поиграем еще в одну игру. Дети переходят на ковер.
Проводится игра с мячом «Назови соседей».
Дети становятся в круг. Воспитатель (ребенок) по очереди бросает детям мяч, и называет число. Ребенок, поймавший мяч, должен назвать предыдущее и последующее число. Например, назвать соседей числа 7. Это числа 6 и 8.
- Ребята, что мы с Вами сегодня делали на занятии.
- Правильно, решали задачи, выкладывали счетные палочки, играли в игры, находили недостающую цифру и называли соседей числа.
- Вам понравилось решать задачи?
- В каждой задачи обязательно есть условие и вопрос.
- Мне понравилось, как Вы сегодня занимались.
После занятия можно провести с детьми игру с использованием счетных палочек «Выложи фигуру».

Это могут быть геометрические фигуры, дома, или просто снежинки.
В конце игры хвалю всех детей и отмечаю самые красивые, аккуратно выложенные фигуры.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Методическое пособие по математике своими руками для детского сада. Старшая-подготовительная группа Конспект занятия по математике в подготовительной группе Конспект занятия по математике в подготовительной группе с презентацией
Коллективная работа в подготовительной группе на тему: Новый год | Аппликация «Открытка для мамы» к 8 марта с детьми старшей группы ДОУ
Опубликовано: 3618 дней назад (1 февраля 2015)
Просмотров: 39066
+10
Голосов: 10
Ольга Александровна Бура # 1 февраля 2015 в 14:33 +1
Здравствуйте! Мне очень понравилось ваше занятие по математике. Я считаю, что очень интересное интегрированное занятие. Дети не только решают задачи, но и на ковре играют с мячом. Вы молодец! Цель и задачи соответствуют возрасту! Оставляю голос!
Татьяна Геннадьевна Бородина # 1 февраля 2015 в 14:40 +1
Спасибо Вам большое, Ольга Александровна, за первый комментарий.
Лариса Вячеславовна Даутова # 1 февраля 2015 в 16:16 +1
Здравствуйте!У вас интересное решение в преподаваниии, особенно мне понравилась игра "Назови соседа". Думаю, педагог-психолог вашего ДОУ приятно удивляется высокими результатами деток при диагностики.
Татьяна Геннадьевна Бородина # 1 февраля 2015 в 16:48 +1
Благодарю Вас, Лариса Вячеславовна, за отзыв к моей работе. Рада, что Вам понравилась игра "Назови соседа". Удачи Вам в работе!
Ирина Вячеславовна Гарькина # 1 февраля 2015 в 16:38 +1
Здравствуйте, Татьяна Геннадьевна. Ознакомилась с Вашим материалом. Работа над задачей - один из трудоемких видов работы в математике для начальных классов. К сожалению, решение задач - остается для определенной группы детей очень сложной работой. Поэтому, очень важно подготовить ребенка с дошкольного периода к решению задач. У меня тоже подрастает сын - ему 5 лет, и для наглядности у нас идут самые разнообразные предметы. Но понятия "условие" и "вопрос" задачи мы еще не использовали. Спасибо за материал.
Татьяна Геннадьевна Бородина # 1 февраля 2015 в 16:50 +1
Спасибо Вам, Ирина Вячеславовна, за Ваш комментарий. Буду рада, если мой материал Вам пригодится в работе. Удачи Вам и успехов.
Гульназ Талгатовна Гильманова # 1 февраля 2015 в 21:07 +1
Татьяна Геннадьевна, на самом деле материал хороший и познавательный. Главное в работе с дошкольниками нужный. Спасибо! v
Татьяна Геннадьевна Бородина # 1 февраля 2015 в 21:31 +1
Благодарю Вас, Гульназ Талгатовна,за оценку моего материала.
Марина Михайловна Платнова # 10 февраля 2015 в 19:12 +1
Татьяна Геннадьевна, мне понравился Ваш материал. С удовольствием голосую!
Наталья Александровна Подковырина # 11 февраля 2015 в 23:06 +1
Здравствуйте Татьяна Геннадьевна! Познакомилась с вашим материалом и хочу сказать спасибо за идею с играми "Какой цифры не стало" и "Назови соседей", так как преподаю английский язык в детском саду и подобные игры как нельзя кстати!Голос!
Венера Раисовна Торпачева # 20 февраля 2015 в 00:52 +1
Очень оригинальное занятие. Мне понравилось. Обязательно проведу с детьми.
Мила Кузьмина # 1 марта 2015 в 23:28 +1
Голосую за знакомство с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек.
Умело учите детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10. Здорово, что у детей уже есть представление о структуре задачи. Удачи вам!
Татьяна Геннадьевна Бородина # 1 марта 2015 в 23:40 0
Большое Вам спасибо, Мила Владимировна, за подробный отзыв. Желаю и Вам удачи!
Юлия Васильевна Иванова # 15 марта 2015 в 23:50 0
Хороший материал. Думаю и занятие в такой форме детям нравится. У меня предложение. Можно палочки превратить в пряники или конфеты. Тогда и задачи будут полноценными, а у вас больше похоже на примеры. Ведь намного интереснее считать сколько конфет осталось или сколько пряников стало. Голосую!
Валентина Сергеевна Вешкина # 6 апреля 2015 в 13:08 0
Здравствуйте, Татьяна Геннадьевна! Ваш материал урока по математике меня заинтересовал объемом и сложностью. Для детей подготовительной группы -это очень высокий уровень сложности (если это традиционная программа. У Вас нет ссылки на образовательную программу). Мои аргументы: условность задач (все на палочках), параллельно использование цифр и примеров (возможно было бы проще оставить палочки и использовать их вместо цифр, а при формировании задачи использовать цветочки, елочки, грибочки или слоников). Математика трудна именно условностью образов, поэтому лучше (на мой взгляд) образы предлагать подготовишкам из реального мира. Хочу пожелать Вам успехов, примите мои рассуждения не как критику, а предложения для новых занятий с детьми и материалов на сайте "педкопилка" v