Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие на зимнюю тему: Народный календарь зимы, 5 класс

Конспект внеклассного мероприятия в 5 классе «Народный календарь зимы»
Цель: развитие познавательной деятельности пятиклассников.
Задачи:
1. Познакомить школьников с традициями русского народа, с осенним циклом праздников.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Воспитывать интерес к русскому фольклору, к народным обычаям.
Ход мероприятия.
Ведущий.
Чтобы понять, о каком времени года пойдёт речь на сегодняшнем мероприятии, попробуйте отгадать загадки.
Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает —
Ковром устилает. (Снег)
Одеяло белое
Не руками сделано —
Не ткалось
И не кроилось,
С неба на землю свалилось! (Снег)
Без рук, без топорища
Построен мостище. (Лёд)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)

Конечно же, речь на сегодняшнем занятии пойдёт о зиме. Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. Зима в воображении наших далеких предков представала как большуха, то есть дородная, видная, сильная женщина, настоящая хозяйка, знающая толк в своем деле. И одежда у нее была соответствующей: теплый медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху и нарядный головной убор – кика. Зима повелевала снегами и сугробами, метелями и вьюгами, ветрами и суровыми морозами, она представлялась как суровая повелительница. Интересен в представлении русского народа и образ мороза. В народном фольклоре упоминается Морозко, Мороз-Трескун и Студеней, обладающий таинственной могущественной силой. Говорили даже: «Мороз и железо рвет, и птицу на лету бьет». Зато любимые зимние забавы – катания на санях – приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет на веселую прогулку! Предки наши позитив находили во всем, что окружает. Помимо всего прочего, зима на Руси была излюбленной порой свадеб. «От Крещения до Масленицы – время свадеб», – сказано в поговорке. Наполнены народной мудростью старые названия зимних месяцев: декабрь – «стужайло», «снежень», «хмурень», «ветрозвон», «лютовей», «ворота зимы», январь – «просинец», «студенец», «перезимье», «перелом зимы», февраль – «сечень», «снежень», «бокогрей», «лютень». По этим старинным названиям видно, насколько внимательно народ следил за малейшими изменениями природы и погоды. Чуть ли не каждый день в народном календаре что-то означал. По снегу, льду, ветру, инею, солнцу, звездам, поведению животных наши предки предсказывали, каким будет урожай, скоро ли придет весна, жаркое ли грядет лето.Послушаем сейчас ваши рассказы о праздниках первого месяца осени – сентября.(Выступают дети).

1 декабря - Платон и Роман Зимоуказатели
Погода этого дня был для наших предков зимоуказателем, т. е. показывала, какой станет зима наступающая, о чем сказывали: «Платон да Роман кажут зиму нам». Считалось, какое утро – таково и начало зимы, полдень указывал, какой будет ее середина, а вечер соответствовал последним месяцам. Заметная перемена в погоде этого дня грозила переломом и в погоде зимы.
2 декабря - Авдей Радетель
На Руси Авдия почитали покровителем семейных пар, уюта и достатка, отчего дома с его хозяйством, отчего и прозвище его - Радетель. Старались на Авдея сидеть в избах, поскольку вне их становилось небезопасно: «Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет». Лучшим времяпрепровождением считалось посиживать у печи да попивать что-нибудь горяченькое, к примеру, сбитень – традиционный русский напиток на меду с целым букетом пряных душистых трав, с которым никакая простуда не страшна.
4 декабря – Введенье
Говорили даже, что на Введенье по улицам сел и городов проезжала сама Зима, правда, редко кому удается увидеть ее, а так-то она - видная барыня в шубе белой и пушистой, как снег, и сани у нее запряжены тройкой лихих белых коней. От ее дыхания стынет воздух и на окнах вырисовываются сказочные узоры. Люди радовались, когда этот день был морозным и золотистым от солнца, ведь это было верной приметой того, что на следующий год уродится хлеб, и об этом говорили так: «Сильная зима — готовь закрома». А, вот если день был теплым, и солнышко пряталось за облаками, словом, было не зябко и пасмурно, то можно было и не мечтать о добром урожае.
7 декабря - Катерина Санница
В этот день наши предки устраивали шумные поездки на санях, продолжавшиеся общими для всего села гуляньями. Первыми по ровному, как скатерть, белоснежному санному пути должны были ехать молодожены, поженившиеся минувшей осенью. После катания, весьма пробуждающего аппетит, крестьяне садились за общие столы, а малых ребят, которых на пиры взрослых, разумеется, не допускали, утешали гостинцами и дарили им санки. Вообще те, у кого не было красивых расписных санок, довольствовались обычными или вообще катались с горок, которыми обычно служили речные берега, на дощечках, ведь главное – чтобы ехать было легко и быстро! На катании с горок вновь все внимание было паре молодых. Чтобы не повредил дурной глаз, им нужно было выйти из дома, ступая по тулупу, у которого мех вывернут наружу.
9 декабря - Егорий Зимний, Юрий Холодный
Этот день на Руси любили за вековой обычай, который давал крестьянину две недели, середина которых приходилась на Юрьев день, и в которые крестьянам было дозволено сменить землевладельца. Позже недолго царствовавший Борис Годунов лишил крестьян этого права, и появилась поговорка, отразившая печаль об утерянной воле: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Для предсказания погоды шли к колодцу. Добрым знаком было то, что не слышалось из его глубины ни звука, тогда и зимушка-зима ожидалась спокойной. Рябь на глубокой глади обещала много буранов и вьюг. Наши предки говаривали: «У нас два Егорья — голодный (6 мая) да холодный (9 декабря)». Потому еще до наступления праздника старались защитить дом от стужи – законопачивали щели в окнах, набивали рогожи или войлок на двери.
11 декабря - Сойкин день
Этот день посвящен яркой птичке, небольшой длиннохвостой сойке, чья верткая головка увенчана хохолком. Современное ее название «сойка» происходит от древнерусского имени пташки «соя» и представляет собой его уменьшительно-ласкательную форму, а слово «соя», если заглянуть дальше, получилось от глагола «сиять». И действительно – сойка своими перышками так и сияет. Но это не единственное ее достоинство. Она, лесная мастерица подражать песням других пернатых, и вообще умеет «переигрывать» многие звуки – то, как стучит топор дровосека, то, как говорит человек. Наши предки считали добрым знаком, если в свой именинный день сойка заведет песенку под окном человека. Нужно было тогда не медля выйти за порог и последовать за певуньей. А она, быть может, приведет к счастью. Верили также, что на крыльях сойки есть маленькие зеркальца, и, если в них заглянуть – увидишь будущее, за это ее прозвали вещуньей.
14 декабря - Наум на ум
Наум покровительствует обучению, возможно, отчасти это объясняет его имя, ведь недаром говаривали: «Наум наставляет на ум». Этот день считался лучшим для того, чтобы направить детей на учебу, которую вели дьяки приходов, причем посвящение в ученики сопровождалось целым ритуалом. Прежде всего, ранним утром крестьянское семейство стояло на молебне в церкви, и просили благословения на покорение наук юным умом. Дьяк приходил в дом ученика, где его ждало не только угощение, но и три земных поклона от отрока, а дьяку следовало трижды легонько ударить его плеткой. Первый урок шел степенно, и в конце его дьяку подносили дары – свежий хлеб на расшитом полотенце.
16 декабря - Иван Молчальник
В соответствии с прозванием святого в этот день старались не говорить без надобности и даже - не браться за письмо, и, если кто сумел продержаться, то мог гордиться собой – будет красноречив целый год! И также, «молчанка» прибавляла удачи и удаляла от человека горести. Была такая поговорка: «Иван молчит, добрая молва дело растит».
21 декабря - Анфиса Рукодельница
Именины святой были особым днем для девиц, которым полагалось рукодельничать, кто в чем больше способен – вышивать, шить, ткать или сидеть за прялкой. И, чтобы не сглазили, рукодельничать нужно было вдали от чужих глаз, но разве это возможно в крестьянском доме? На то проводили особые обряды для отвода порчи. Избежать уколов иглой, не поддаться зевоте да икоте – для этого брали нить шелка, обматывали запястье. Оберегами для наших предков были вышивки сами по себе, в причудливых орнаментах которых нередко встречались охранные символы. К примеру, фигура в виде креста и круглой розетки – защищали носившего одежду от несчастий. Узор из ромбов, вышитый на полотенце, которым, кстати, не только утирались, но и подносили на нем хлеб-соль, обвязывались ими как поясом в ряде обрядов - символизировал плодородие. А ведь еще изображали зверей, животных, растения, солнце и звезды! Словом, вышивка включала весь мир, и верили: она может принести обитателям дома счастье, здоровье и благополучие в денежных делах.
22 декабря - Анна Темная
С этим праздником наступают самые суровые зимние дни и самые темные ночи, отчего Анну и прозвали Темной, к тому же на эту дату приходится зимнее солнцестояние, и, соответственно, кратчайший день года. Доброй предзнаменованием, предвещающим богатый урожай, становился слой инея, осевший на деревья утром. Примечали и то, какие сугробы навалило – если лежат неплотно от изгороди, летом все уродится, если же привалились тесно – лето будет худое. Ясное небо на Анну предвещало солнечный Новый год.
25 декабря - Спиридон Солнцеворот
Народное название дня – Спиридонов поворот, или просто Солнцеворот - происходит оттого, что ночь становилась все короче, а дневное время – длиннее. Говаривали: солнце поворачивается к лету, а к морозу зима сворачивает. Верили даже, что светило поворачивает сам святой, и ему люди должны быть благодарны за то, что оно сияет. Была такая поговорка: «После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек».
1 января — День Ильи Муромца
Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец – три легендарных защитника Руси, символизирующие ее вольный сильный дух. В этот день вспоминали ратные дела народных защитников и низко кланялись родной Земле-Матушке. Главное блюдо на первый день года, в который позже стали справлять и Новый год – жареный поросенок.
5 января — Федулов день
На Федулов день крестьяне особо щедро задавали корм птице и скотине, чистили хлев и птичник, словом, обихаживали свое хозяйство из домашней живности. Все это помогало не только прогнать злых духов, но и приманить добрых. Даже праздничному печенью в этот день придавали форму коров, птиц и овец. Печенье и пресные лепешки сразу, как отнимали от огня, прятали в полотенце, чтобы нечистая сила не отметила ее своими следами. Но на стол домочадцев попадало только печенье, лепешками же хозяин дома оделял всех животных в хлеву, а птицам в качестве лакомства давал отборного зерна.
6 января — Сочевник, или Сочельник
Канун Рождества Христова, его «навечерие». В эту волшебную ночь солнце поворачивалось на лето, зима – на мороз. К праздничному столу было принято подавать сочиво – кушанье из меда, орехов и пшеницы, отчего и пошли другие названия праздника – Сочевник и Сочельник. Само же сочиво готовили в память о трех отроках и Данииле, о которых в Евангелии было сказано: «питались от семян земных, чтобы не оскверниться от языческой трапезы». Но садиться за стол, накрытый обычно в доме родителей для всего семейства, можно было только тогда, когда взойдет первая звезда. А до этого все, от мала до велика, держали пост. Сам же ужин в Сочельник назывался «вечеря».
7 января — Рождество
Рождество – один из самых любимых праздников на Руси, почитаемый всем христианским миром. Русская пословица гласит: «стол – щедрый, душа - чистая». Рождество – праздник семейный, который ждут целый год и едва ли не весь год к нему готовятся. Пост перед Рождеством длился целых шесть недель! Но уж на само Рождество хозяйки старались подать к столу все лучшее, что только можно добыть и состряпать. Поскольку к Рождеству крестьяне забивали скот, на праздничном столе непременно была в изобилии свежая свинина, несравнимая, конечно, с приевшейся солониной. Подавали также блины, утку или гуся с яблочками, студень, кутью, заливную рыбу, пряники, пироги и сочиво.
11 января — Страшный день
В Страшный день, когда нечистая сила особенно вольна гулять по земле и творить, что ей вздумается, чтобы обезопасить себя, крестьяне должны были совершать особые охранные обряды. Так, на дворе складывали колья, собранные с Красной горки, где они ставились накануне, в Мясоед (чтобы загадывать желания). Сверху старики трясли солому, пожертвованную из своих постелей, а после,знахарка от принесенных печных углей разжигала костер, и считалось, что в нем сгорят без следа беды и недуги.
14 января — Васильев день
Народное свое прозвище – Василий Свинятник - этот святитель получил за то, что почитался как покровитель свиней, и как раз к новому году крестьяне заготавливали свежее свиное мясо, так что на столе было множество блюд из него – от жареного поросенка до вареных окороков, жирных щей и много другого…
18 января — Крещенский сочельник
Крещенский снег, наделенный в сочельник особой силой, мог отбелить любой холст, лечил хвори, и, если бы кто отнес его в баню, превратил в воду и намылся бы с ней, то сохранил бы свою красоту, и потому бабы и девицы собирали этого снега побольше. В те стародавние времена возник обычай, дошедший до нашего времени – отправляться на реку за водой в ночь на Крещение. Воду, принесенную домой, хранили и берегли: верили, что вода эта не портится в накрытом сосуде и обладает теми же чудесными свойствами, что м снег крещенский.
19 января — Крещение, Святое Богоявление
Речной воде в этот праздник приписывали особые свойства, целебные и даже волшебные. Верующие и сегодня запасаются ею из рек или берут освященную в церквях, и верят, что таковой она остается целый год. Используют ее в религиозных обрядах, в качестве лекарства, а также для обрядов освящения полей и домов. Если же кто купался на Крещенье в проруби, то ему, как гласила молва, можно было не бояться болезней весь год.
25 января — Татьянин день
Другое, более раннее название праздника – Бабий кут, по названию места, предназначенного женщине - угла у печи, отведенного для всяческих женских дел, где также хранилась и всякая утварь домашняя. Но, не печалясь, женщины назвали его также «солнышком», и на свой праздник старшая хозяйка должна была испечь круглый и румяный, как солнце, каравай, и после, не доверяя никому, вынуть из печи, остудить и оделить им всех домочадцев, так, чтобы всем досталось хоть по малому кусочку. Были у нее и другие важные дела – выбить половики и принести речной воды, о чем сложена пословица: «Татьяна и каравай печет, и половики бьет, и хоровод ведет».
26 января — Ермилов день
Ермилов день крестьяне старались провести в доме, ведь стояли морозы, о чем и поговорки сложились: «Ерема на печи, а кошка в печурке», «Ерема на печи — болезнь одолей и больше не болей». А, если говорить о кошках, то им в этот день было особое внимание. И сегодня нам известно, что будет мороз, если кошка прячет мордочку, свернувшись клубочком. В старину же примет об их поведении было больше, взять хоть такую: «Если кошка катается по половицам – тепло в дом стучится; если стену дерет — ненастье у ворот».
1 февраля — Макарьев день, Макар-весноуказчик
Народное название – Макар-весноуказчик – свидетельствует: в этот день предсказывали будущую весну. Если стояла ясная погода, ждали скорого тепла, не краткого, основательного: «На Макара капель — в весну раннюю верь». Если же была метель, значит, и на Масленицу без нее не обойдется. Вообще Макарьев день предсказывал всю февральскую погоду. Если он был холодным, так, следовательно, ожидали холод и на весь февраль, но уж лето точно должно стать благополучным.
10 февраля — Ефрем — сверчковый заступник
К этому дню сложилось немало традиций. К примеру, не следовало в Ефремов день убивать насекомых, обитавших в избе. Чтобы защитить дом от злых людей и нечистой силы, следовало подметать не простым, а полынным веником. Но больше всего примечателен Ефремов день именинами домового, без которого крестьянин, мысля образно, не мог представить своего хозяйства. Не терпящий нерадивых хозяев, пьяниц и ворчливых людей, домовой охотно помогал на том дворе, где жили люди трудолюбивые и добросердечные. На ночь полагалось угостить «дедушку», оставив ему каши. Наладить с ним мир помогала и кошка, жившая в каждом доме, почитавшаяся крестьянами не только как мышеловка, но и как своеобразная хозяйка дома. Вечером на Ефима рассказывали о домовом сказки и истории, нередко преподносившиеся, как сущая правда, а также развлекались частушками и прибаутками.
14 февраля — Трифон-мышегон
В течение этого дня крестьяне совершали обряды заклятия мышей, чтобы те не «точили» хлебные скирды, а лучше - и насовсем оставили селение. Опытный знахарь первым делом бросал в печь клок сена да поджигал с помощью раскаленной кочерги огонь. Полученную золу знахарь сыпал туда, где хранили сено с соломой, проговаривая речь к предполагаемым мышам и мышатам: «Не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не пробовать вам пахучего сена». За знахарем с почтением шли хозяева, несли на полотенце хлеб да соль. От этого обряда день получил наименование «Трифон с кошкой». Причем усатым мурлыкам на Трифона выставляли молока да обращались с просьбой жарче мышей гонять.
16 февраля — Семен и Анна, Починки
Именовать праздник Починками стали оттого, что начинали чинить, готовить к весенним работам детали разной сбруи лошадиной, о чем есть такие поговорки: «Дед встает чуть свет, чинит сбрую летнюю, да борону столетнюю», «Семен и Анна сбрую починяют» и, разумеется - «Готовь сани летом, телегу — зимой». В течение дня к починкам привлекались все члены семьи, и для каждого находилось дело большое или маленькое.
24 февраля — Власьев день, Коровий праздник
Власия почитают как хранителя домашних животных. Но есть мнение, что Власий в народной культуре просто заменил бога славян Волоса, также покровительствовавшего домашнему скоту. На Коровий праздник животным задавали лучшего корма и проводили для него охранительные обряды от злых сил. Например, для защиты от нечисти всяческой нужно было прикрыть плотно трубу печи и, что еще лучше – сверху глиной промазать. Молились Власию такими словами: «Дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, с поля шли-скакали»
25 февраля — Алексей Рыбный
В этот день ожидали начала таяния снегов и, следовательно – хорошего улова рыбки, из которой выставлялось на стол множество блюд, и вкуснейшее – расстегаи, название которых, если верить историкам повседневности, пошло от глагола «растягивать», что, в свою очередь, говорит о том, как их ели. Расстегаи подавались к бульону рыбному, который можно было и залить в отверстие, сделанное сверху перед их выпечкой, и которое нужно было растягивать.
29 февраля — Касьян Високос, Касьян Грозный
День святого Касьяна выпадал в праздничном календаре на 29 февраля, то есть наступал он всегда раз за четыре года, да еще и приходился к тому же на год високосный. Недолюбливая такие годы - с репутацией несчастливых, «щедрых» на беды и горести, от семейных раздоров до мора скота, войн и неурожаев, приговаривали: «Худ приплод в високосный год». Люди и Касьяна не почитали святым добрым и мягким. Касьян Грозный был, как минимум, строгим, а народ-то какие придумал ему прозвища: Скупой, Немилостивый, Завистливый, Злопамятный.
Причина же столь скверного характера Високоса, по мнению людей, крылась в обиде, что вспоминают его единожды в 4 года: «Касьян три года пьян, на четвертый трезвеет», «Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а немилостивому Касьяну — один в четыре года». Верным средством «пережить» этот день считалось не работать, и не покидать дома, тем более – до того как взойдет солнце, а если была возможность, так и вовсе лучше спать, а там, глядишь – и пройдет день Касьяна Грозного.
Ведущий: Вот так и проводили наши предки три долгих зимних месяца, наполненных самыми весёлыми праздниками.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему: Зимний лес, 5-6 класс Классный час: Международный день снега, 5 класс. Разработка Классный час на зимнюю тематику для 5 класса. Снеговики. Разработка Сценарий мероприятия «День Святого Николая» для учащихся 5 класса
Участник №11 творческого конкурса для детей и педагогов «Зимушка хрустальная» с 1 декабря 2018 года по 28 февраля 2019 года
Конспект внеклассного мероприятия в 5 классе: «Народный календарь осени»
Опубликовано: 1943 дня назад (23 декабря 2018)
Просмотров: 1648
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Ирина Юрьевна Клокова # 23 декабря 2018 в 23:52 +1
Здравствуйте,Татьяна Геннадьевна!Очень понравился ваш материал.Согласна с вами,что важно знакомить ребят с русскими обычаями и традициями,воспитывать интерес к русскому фольклору.Единственное,что бы я добавила сюда, какую-нибудь русскую народную игру. Обязательно возьму на вооружение вашу методическую разработку.Примите голос!
Елена Николаевна Шнитина # 25 декабря 2018 в 23:21 0
Очень важно обращаться к истокам и знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. Спасибо за объёмный материал.
Людмила Александровна Козырева # 28 декабря 2018 в 12:19 0
Здравствуйте. Вы одина из воинов, стоящих на страже родной культуры и традиций, что в наше время очень сложно, слишком силен разрушительный напор. Желаю Вам, чтобы добрые семена, которые Вы сеете в детские души, рано или поздно проросли. Ваш урок интересный, подробный и полезный. Спасибо. Здоровья Вам и успехов в новом году.
Людмила Васильевна Биткова # 16 января 2019 в 17:30 0
Здравствуйте, Татьяна Геннадьевна! Мне понравился материал классного часа. Материал объемный, познавательный, но дети 5 класса устанут его слушать. Поэтому я считаю, что нужно его разнообразить. Можно добавить загадки, игру или викторину. Успехов Вам в конкурсе.Голос!