Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Коррекционное занятие с элементами арт-терапии для детей от 5 лет

Конспект занятия с элементами арт-терапии, психогимнастики "Прогулка в сказочный лес".
Автор: Педагог-психолог Сизова Татьяна Геннадьевна
Место работы: МБОУ г. Кострома "Средняя общеобразовательная школа №26 имени Героя Советского Союза В.В. Князева".
Описание материала: Конспект занятия может быть использован в работе педагогов-психологов, занимающихся развитием детей (от 5 до 15 лет) с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных задержкой речевого развития, нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы и др.). Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, эмоционально-личностные нарушениями и даёт положительные результаты. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют: снятию психоэмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков и многому другому.
Пояснительная записка
Нарушения познавательной деятельности и личности ребёнка с общим психическим недоразвитием отчётливо обнаруживается в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.
В своей работе с такими детьми, я часто использую арт-терапию. Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, эмоционально-личностные нарушениями и даёт положительные результаты. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
o Формированию представлений о себе,
o Изучению и выражению своих чувств и эмоций;
o Формированию позитивного самовосприятия;
o Развитию коммуникативных навыков;
o Эмоциональному сближению;
o Снятию психоэмоционального напряжения;
o Развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
Арт-терапия совместно с психогимнастикой работают на сохранение психического здоровья и предупреждают эмоциональные расстройства у детей.
Цель занятия «Прогулка в лес»:
Создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей, имеющих нарушения речи, моторики, интеллекта, эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
1. Учить детей настраиваться друг на друга, действовать согласованно.
2. Развивать у детей чувство равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость, мелкую моторику.
3. Способствовать развитию у детей социальных навыков общения, речи.
4. Развивать воображение, внимание, память.
Ход занятия
В занятии принимают участие не более 6 детей от 5 до 15 лет.
Разминка.
Приветствие на вербальном уровне: здороваемся друг с другом, пытаемся это сделать максимально положительно (с улыбкой, с добрым пожеланием). Психолог помогает детям сформулировать пожелание.
Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем я вам скажу!»
Основная часть.
Психолог:
- Сегодня я вас всех приглашаю совершить путешествие в сказочный лес.
Звучит весёлая музыка, дети «идут по тропинке»: прыгают по «кочкам» (это могут быть мягкие поролоновые губки, прикреплённые к основе), шагают по «мостику» (это может быть узкая, длинная дощечка), перешагивают через препятствия (можно использовать подушки).
Психолог:
Вот мы и в лесу. А в лесу хорошо – весна наступила, воздух свежий. Давайте подышим этим замечательным воздухом. Глубокий вдох-выдох (3 раза).
Психолог:
Солнышко пригревает, радуется нам – давайте улыбнемся солнышку (дети вытягивают руки вверх, улыбаются). А теперь улыбнемся друг другу.
В лесу растут разные деревья. Ветерок любит играть с деревьями.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише,
Деревцо все ниже-ниже.
Психолог:
Ребята, я вижу сказочных животных леса. Давайте каждый из нас станет таким животным.
Дети двигаются хаотично, изображая животных.
Психолог:
Ребята, послушайте – птички поют. (Аудиозапись пения птиц в лесу).
Давайте превратимся в птичек. Птички, где живут? (в гнездышках). А гнезда, где находятся? (на деревьях).
Дети бегают, изображая птичек.
Психолог:
А сейчас я вам предлагаю наполнить лес птицами, которые мы сделаем с вами сами. Только перед этим разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика с помощью массажных мячиков.
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрём. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Выполнение аппликации «Птица».
Основной материал для аппликации – крашеная шерсть разных цветов: жёлтая для яйца, коричневая для гнезда. К тому же нам потребуется: картон, картинка «птица на гнезде с яйцами» (можно нарисовать самостоятельно заранее или использовать рисунок см.ниже), клей, кисточки для клея, краски, влажные салфетки.
Последовательность выполнения:
- приклеиваем картинку на лист картона, того же размера.
- кончиками пальцев раскрашиваем, путём примакивания, птичку. Вытираем ручки.
- катаем шарик из жёлтой шерсти, формируем яйцо, приклеиваем.
- маленькими кусочками коричневой шерсти выкладываем гнездо.
Птицы готовы, поэтому нам нужно вернуться обратно в весенний лес, но на пути нам буду встречаться препятствия.
Завершение.
Звучит весёлая музыка, дети «идут по тропинке»: прыгают по «кочкам», шагают по «мостику», перешагивают через препятствия.
Звучит успокаивающая музыка, выбираем для всех одну общую (приятную) мягкую игрушку, садимся вкруг. Первый ребёнок обнимает её, ласкает, говорит ей что-нибудь приятное, передаёт следующему и так далее.
Занятие заканчивается подведение итогов: что запомнилось, что понравилось на занятии, как изменилось настроение каждого из детей.
Фото-материалы с занятия:



Рекомендуем посмотреть:

Конспект группового занятия для детей подготовительной группы с ОНР на тему: Фрукты Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР Конспект коррекционной НОД с детьми подготовительной логопедической группы с ОНР Занятие педагога-психолога с детьми с ТНР. Подготовительная группа
Полезные советы родителям для работы с детской агрессией
Опубликовано: 3083 дня назад (19 октября 2015)
Просмотров: 11158
+2
Голосов: 2
Елена Алексеевна Надеенская # 19 октября 2015 в 19:50 0
Здравствуйте, Татьяна Геннадьевна! С интересом изучила ваш материал. Обучение детей с ограничениями в здоровье очень тяжелый труд, но из разработки становится понятно, что вы справляетесь с данной задачей. В работе используется несколько видов деятельности (разминка, прослушивание звуковых композиций, имитация движений животных, преодоление полосы препятствий по дороге в лес, рисование пальчиками и шерстью). Материал изложен последовательно и доступно для посетителей сайта. Единственное очень хотелось бы увидеть фотоматериал с изображением леса и работ воспитанников выполняемых на данных тренингах, это придало бы работе большую выразительность и ясность. В целом же очень интересное занятие. Спасибо за публикацию. Желаю вам творческих успехов!
Ирина Ивановна Гончарова # 26 октября 2015 в 18:57 0
Добрый вечер, Татьяна Геннадьевна! Замысел свой Вы осуществили в полной мере. Все этапы мероприятия плавно перетекают из одного в другое. Вы применяете индивидуальный подход (что очень важно применительно к детям данной группы), создаёте комфортные условия для душевного благополучия, благоприятный климат. Согласна с предыдущей коллегой по поводу фото. Они бы намного облегчили понимание материала для коллег, всё таки у нас мало педагогов, работающих по данному профилю. Примите голос.