Занятие педагога-психолога с детьми с ТНР. Подготовительная группа
Путешествие на планету Знаний
Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми с ТНР 6-7 лет группы компенсирующей направленности по подготовке их к школе Цель: формирование эмоционально – волевой сферы, психологической и мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Задачи:
• Формирование учебной мотивации, развитие способностей принимать и понимать учебную задачу;
• Развитие зрительного анализа и синтеза;
• Формирование предпосылок логического мышления;
• Развитие произвольности регуляции деятельности и поведения;
• Развитие всех видов памяти; развитие мелкой моторики; зрительно-моторной координации; воображения; восприятия.
• Развивать познавательную и учебную мотивацию;
• Формировать универсальные учебные навыки (контроль, самоконтроль, работа в парах, подготовка своего рабочего места);
• Развитие способности осознавать, понимать и выражать эмоции вербально и невербально.
Цикл занятий предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6-7 лет, включает развивающие игры, упражнения, психогимнастические упражнения. Используемая литература:
• Н.Н Павлова, Л.Г Руденко «Экспресс – диагностика». – М.:Генезис, 2008.
• Князева О.Л. «Я – Ты – Мы»: программа социально – эмоционального развития детей, - М.:Мозаика – Синтез, 2005
• Н.Ю. Куражова «Цветик – семицветик» - программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 6 – 7л. – СПб.; Речь, 2019.
Знакомство с планетой Знаний. (Диагностический)
Цель:выявление у детей уровня развития произвольного внимания. Пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук Материалы:
• муз. запись – «сны ночных духов»
• покрывало, ковер
• карточки - эмоции
• звездочки/пятерки
• блокнотики на каждого ребенка
• дидактические материалы
- «Вырежи круг» (Приложение 1)
- «Домик» (Приложение 2 )
- «Найди не достающий» (Приложение 3 )
Ход занятия
Дети приглашаются на ковер. Беседа «Волшебная планета Знаний»
Детям предлагается отправиться в путешествие на волшебную планету Знаний. Жители планеты очень эмоциональные. Что такое эмоции? А с помощью чего мы узнаем, какую эмоцию на данный момент испытывает человек? Вводим новое понятие – мимика.
Игра «Узнай эмоцию по мимике»
Вводим правила поведения на планете Знаний
• Не перебивать друг друга
• Уметь уступать
• Уметь договариваться
• Распределять роли в группе
Ритуал
Отправляемся в путешествие на ковре самолете к планете Знаний.
Включается музыка «сны ночных духов», дети совместно с педагогом накрываются покрывалом, и волшебное путешествие начинается…. Обратный отсчет - приземление на планете Знаний.
На планете Знаний детям предлагается выполнит несколько космических заданий.
За каждое правильно выполненное задание путешественник награждается звездой.
В конце путешествия звезды подсчитываются, и кто набрал больше всех – награждается заслуженной 5 и объявляется временно исполняющим капитаном корабля.
1) Предлагаем вырезать для нашей волшебной планеты - солнце
«Вырежи круг» (Приложение 1) Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.
2) На планете Знаний много домиков, их секрет в том, что они все одинаковые, предлагаем детям нарисовать для себя точно такой же домик.
«Домик» (Приложение 2 ) Цель: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.
3) Детям предлагается найти недостающую фигуру на билете, что бы попасть на волшебный ковер и отправиться домой.
«Найди не достающий» (Приложение 3 ) Цель: диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.
4) Все задания пройдены, билеты на летающий ковер – расшифрованы, можно и обратно возвращаться, но, что такое?!, куда – то пропала наша – В -!!!
Без нее мы не сможем вернуться в садик! Предлагается игра…
Игра «Ау» Цель: развитие произвольного внимания, слуховой памяти.
Дети встают в круг, один из детей в центре. Ребята идут по кругу, взявшись за руки и поют песенку: Ребёнок. Потерялся ты в лесу,
Мы зовем тебя – АУ
Ну ка глазки закрывай – не робей!
Кто тебя позвал узнай поскорей!
Один из детей зовет по имени ребенка стоящего в кругу с закрытыми глазами,
А он должен отгадать по голосу, кто его позвал.
Игра проводится 2 – 3 раза, на последний раз в к руг встает «потерявшийся» педагог, и он зовет ребенка.
Теперь все в сборе, подсчитываем заработанные звезды, у кого больше всех, получает наклейку в блокнотик – пятерку, и объявляется капитаном!
Все садятся на ковер - самолет, включается музыка, капитан накрывает всех покрывалом и начинает обратный отсчет.