Упражнение Каракули - арт-терапия для детей дошкольников
Каракули - как здоровьесберегающая инновационная технология изотерапии для дошкольников
Назначение:
Данный материал может быть полезен как воспитателям так и заинтересованным родителям. Цель:
- повышение самооценки;
- исследование собственных чувств и переживаний;
- снятие мышечных, эмоциональных напряжений, расслабление;
- развитие способности к концентрации внимания;
- формирование навыков уважительного отношения к проявлениям инициативы со стороны других людей;
- привитие навыков участия в спокойных видах деятельности;
- развитие коммуникабельных навыков;
- создание условий для совместной творческой работы.
Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями психологической и социальной работы. (слайд 1)
Есть несколько видов арт-терапии, а именно:
- Песочная терапия,
- музыкотерапия,
- танцевальная терапия,
- сказкотерапия,
- фототерапия
- изотерапия
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование давно стало отдельным разделом в психологии и даже средством излечения детей от разных недугов. Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух. Он также развивает мышление, координацию, воображение и учится терпеливости. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие! (слайд 2)
Одной из техник изотерапии являются каракули. Каракули – это что-то вроде игры со свободно текущей продолжающейся линией. В данном стиле отсутствует замысел и план – каракули возникают в результате легкого движения руки, которая разрешает мелку или карандашу блуждать в различных направлениях. Линия может быть запутанная или четкая, простая. Техника каракуль стала использоваться в арт-терапии и доступна дошкольникам с различным уровнем развития. (слайд 3)
В работе каракули можно использовать как индивидуально, для каждого ребенка, так и для подгруппы или даже как элемент занятия для всей группы. (слайд 4)
Приведу несколько игровых упражнений с каракулями: "Дорисуй рисунок"(сначала совместно со взрослым затем самостоятельно, в зависимости от возраста) (слайд 5)
"Коврики для кукол"(раскрасить все ячейки каракуль разными цветами) (слайд 6)
"Найди фигуру и раскрась ее" (слайд 7)
"Кто тут спрятался?"(найти и обвести образ, раскрасить его) (слайд 8)
"Большие каракули"
Ведущий кладет большой лист бумаги на стол, и просит участников выбрать один мелок (карандаш, фломастер). Два человека не могут использовать одинаковый цвет.
Затем ведущий предлагает участникам (одному из участников) быстро нарисовать на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Следующий участник группы, исходя из собственных представлений, пытается дорисовать созданные каракули. Он имеет право любым образом повернуть лист. Надо следить за тем, чтобы каждый, рисуя в порядке очереди, вносил в рисунок лишь минимальные дополнения, — тогда все поучаствуют в создании законченной композиции по несколько раз.
Путешествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовывать. Некоторые особенности рисунка, подлежащие обсуждению:
• преобладание одного цвета;
• сюжеты и образы, отражающие взаимоотношение участников в группе;
• что привнёс каждый участник в рисунок и как его труд повлиял на ход и результат общей работы.
В заключение обсуждения участники могут сочинить какую-нибудь сюжетную коллективную историю по рисунку.
"Рисунок по кругу"
Участникам предлагается нарисовать на листе несколько непроизвольных линий и передать свой рисунок соседу слева. Тот в свою очередь предает свои каракули также соседу слева. И все одновременно получают чужие каракули. Необходимо, увидеть в каракулях, какой – либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.