Конкурсы

Изотерапия для дошкольников

Изотерапия для дошкольников

Изотерапия в логопедической практике

Автор: Светлана Сергеевна Утюжникова, МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Вашему вниманию представлен опыт применения нетрадиционных методов обучения детей с использованием изотерапии.

Выбор обусловлен несколькими факторами:

- освоение нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;

- на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

- каждый ребёнок может раскрыться, проявить, показать себя в полной мере;

Данная технология предусматривает проведение совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет развивать у детей коммуникативные способности, внимание, мышление, моторику рук. Особенность технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.

Цель данной работы - определить эффективные пути коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов. Практическая значимость заключается в её направленности на оказание помощи детям, работающим с ними педагогам и родителям.

В своей работе использовала разработанный комплекс методик по развитию связной речи у детей посредством сказки, мнемотехники, игровых упражнений, наглядного моделирования, нетрадиционных приёмов и методов работы с элементами изотерапии, направленный на развитие связной речи.

Например, использование сюжетного нетрадиционного рисования в коррекционной работе часто используется в практике с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, напряжённость, тревожность.

Коррекционно-развивающие занятия с элементами изотерапии способствуют психическому и личностному росту детей, помогают в раскрытии интеллектуального потенциала, творческого, нравственного, развития навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми через создание «зоны ближайшего развития».

Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.

Занятия с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребёнок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником  в деле развития его языка.

Особое внимание уделялось использованию художественного слова при создании рисунков, учили детей отвечать на вопросы, формировали практические умения, развивали речь.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое логопедическое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества. При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления. Развивая моторику через рисование, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.

В системе работы использовались нетрадиционные средства и методы в развитии связной речи с элементами изотерапии:

- Рисунки в технике «Мыльные пузыри»

- Рисунки в технике «Волшебные листья»

- Рисунки в технике «Монотипия»

- Рисунки в технике «Портреты-натюрморты»

- Рисунки в технике «Волшебные  ладошки»

- Рисунки в технике «Ниткография»

- Рисунки в технике «Выдувание рисунков»

- Рисунки в технике «Граттаж»

Большим успехом пользуется техника «Монотипия» - нанесение рисунка красками на стекло и последующее отпечатывание картинки на бумаге. В результате получаются непредсказуемые кляксы, которые мы старались  «довести до ума». Делали несколько отпечатков, обменивались мыслями и ассоциациями по поводу каждого рисунка. Такие обсуждения хорошо развивали воображение детей, речь, стимулировали их на общение друг с другом.

Интересен приём кляксографии (выдувание рисунков). На глазах детей капали на листы бумаги кляксы тушью или гуашью, предлагали им подуть в трубочку для коктейля, « погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдали, как сливаются цвета. Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляли свою фантазию, дорисовывали только мелкие детали.

В результате выявления особенностей связной речи был сделан вывод о необходимости разработки и внедрения нетрадиционных форм и методов развития связной речи. Были выявлены особенности таких нетрадиционных форм, как игровые упражнения с элементами ИЗО, наглядное моделирование, ТРИЗ.

Перспективы дальнейшей работы по данной теме мы видим в разработке методических приёмов и форм работы с детьми по формированию связной речи с использованием приёмов формирования рассказывания с элементами творчества, а также повествовательной формы связного высказывания.

Рекомендуем посмотреть:

Техника рисования «по сырому»

Мастер класс для педагогов ДОУ. Нетрадиционные техники рисования

Родителям о нетрадиционных техниках рисования

Нетрадиционные техники рисования в детском саду для детей 5-6-7 лет

Аппликация с элементами рисования

Наталья Михайловна Морозова # 21 сентября 2014 в 14:41 +1
Удивительные получились работы! Глаз радуют, а работа над ними множество задач помогала решать - и развитие мелкой моторики, и связной речи, и воображения, и восприятия... Это просто замечательно, что Вы проводите подобную работу с детьми!
Елена Владимировна Максимова # 28 марта 2015 в 13:57 0
Очень понравилась техника «Монотипия». Развивает воображение, речь, помогает общению друг с другом. Как раз работаю в логопедической группе. Возьму на заметку!
Лидия Михайловна Казанцева # 6 мая 2015 в 23:10 0
Замечательно и очень красиво. Сама применяю в работе нетрадиционные формы. Спасибо.
Валерия Дмитриевна Лихачёва # 25 августа 2015 в 19:24 +1
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», сказал В. Сухомлинский. Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на развитие речевых процессов. А возможность воплощения своих идей в творчестве - отличный способ развития творческого мышления и креативности, что благотворно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Спасибо за статью.
Виктория Борисовна Рудакова # 12 сентября 2015 в 21:27 +1
Очень интересная методика. Использование нетрадиционных технологий помогает раскрыть творческие способности детей. Удачи Вам в поиске новых эффективных приемов и методов в коррекционной работе.