Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по литературе для 10-11 класса. Творчество Блока

Разбитая жизнь или роза и крест (литературный журнал для старшеклассников о любви и жизни и творчестве А.Блока)

(1880 – 1921)
Цель: формирование представления учащихся о жизни и творчестве А. Блока;
Задачи:
познакомить учащихся с любовной лирикой А. Блока;
воспитывать уважение к его стихам и поэтическому труду;
рассказать учащимся о поэтических образах женщин в поэзии А. Блока;
Ведущий (1):
Дорогие ребята! Мы приглашаем вас сегодня пролистать вместе с нами литературный журнал, посвященный любви и жизни Александра Блока. Любовь - это сама жизнь. С неё начинается и настоящая поэзия, и настоящие дела.
Ведущий(2):
Всё начинается с любви...
Твердят:
Вначале было слово!..
А я провозглашаю снова
Всё начинается с любви.
Ведущий(1):
Все начинается с любви:
И озаренье,
И работа,
Глаза цветов,
Глаза ребёнка.
Всё начинается с любви.
Это слова Роберта Рождественского. И очень трудно с ними не согласиться.
Ведущий(2)
: Любовь - это сердце всего. И здесь невольно вспоминаешь утверждение великого Шекспира:
На всей земле не встретите поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных
Слезах любви.
Ведущий(1):
Есть лучше и хуже меня,
И много людей и богов,
И в каждом - метанье огня,
И в каждом - печаль облаков.
И каждый другого, зажжёт
И снова потушит костёр,
И каждый печально вздохнёт,
Взглянувши другому во взор.
<...>
Я сам свою жизнь сотворю,
И сам свою жизнь погублю.
Я буду смотреть на зарю
Лишь с теми, кого я люблю.
А. Блок "Есть хуже и лучше меня..."
Ведущий (2):
"Чем хуже жизнь, тем лучше можно творить", - писал Александр Блок. Странные слова и в тоже время необычайно справедливые. Кажется, нет ни одного великого художника, в жизни которого талант и страдание не шли бы бок о бок, как неразлучные братья-близнецы, и не претворялись бы в результате в произведения , волнующие души современников и потомков. В судьбе Блока всё переплетено: любовь, страсти и исторические катаклизмы.
Ведущий (1):
Блок всю свою жизнь писал о любви небесной и любви земной. Вот строки 18-летнего поэта:
Одной тебе, тебе одной
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой
Все жизни лучшие страницы!
<...>
"Одной тебе, тебе одной..."
Всегда за поэтическим образом у Блока стоял реальный прототип. За книгой "Стихов о Прекрасной Даме" стояла Любовь Менделеева; за "Снежной маской" незримо реяла в зимнем серебре Наталья Волохова. Каждый во времена Блока знал: героиня из цикла "Кармен" - Любовь Дельмас. Цикл "через 12 лет" посвящён Ксении Садовской.

Любовь Менделеева

Ксения Садовская
Ведущий (2):
Благословляю всё, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, Сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал!
<...>
"Благословляю всё, что было..."
История 1
Ведущий (1):
В Бад-Наугейм А. Блок приехал гимназистом 8-го класса. Он сопровождал мать для лечения на водах. Курортный немецкий городок пользовался популярностью - здесь принимали ванны, лечили сердце, успокаивали сердце. Стоял блаженный май 1897 года. Александр умирал от праздности и скуки и уже готов был сбежать из этого невыносимого рая. Но появилась она...
Ведущий (2):
Статная, с четко вылепленным профилем и завораживающим голосом. Ксения Михайловна Садовская. Она тоже томилась от атмосферы провинциального городка. Знакомство было случайным. "Рай" был взорван, он ощутил биение сердца, первое нахлынувшее чувство туманило разум. Она не удержалась от кокетства, завязался лёгкий флирт. Ксении уже 38, ему 18. Судьба столкнула недоучившегося гимназиста и жену действительного статского советника. Он чист и юн, но она сохранила живость характера, обращает на себя внимание мужчин. Они потянулись друг к другу. Знакомство закончилось тем, чем и должно было закончиться. Он по утрам бежал покупать для неё розы, провожал на процедуры, старался ни на шаг не отлучаться от возлюбленной. Она стала помыкать им, заставляла ревновать. Для него же всё было похоже на чудесный сон. Сон прошёл, и Александру пора было возвращаться в Петербург.
Ведущий (1):
Казалось, что после отъезда всё прекратиться, но в Петербурге их встречи продолжались. Теперь потеряла голову она: полюбила на излёте, может быть, последней отпущенной любовью. В этом мальчике было нечто такое, что тянуло к нему. В ней проснулась чувственность. Она позабыла всё - и сколько ей лет, и мужа, и детей, отдалась нахлынувшей страсти всем существом, понимая, что такого в её жизни больше не будет, что это в последний раз.
Ведущий (2):
Но через год мальчик повзрослел, а повзрослев, охладел и начал взывать к благоразумию. Через некоторое время у неё наступило раскаяние, и она начала взывать к его благоразумию. Так продолжалось до тех пор, пока в его жизни не появилась Люба.

Брак с Любой Менделеевой

Ведущий (1):
Первая любовь остыла так же внезапно, как и началась. Было больно, было жалко её, но он ничего не мог с собой поделать. Он уже тогда знал, что любая боль проходит, и был уверен, что Ксения смирится с потерей, к её упрёкам он относился равнодушно, к её слезам - безучастно. Они расстались.
Ведущий (2):
Во второй раз он приехал в Наугейм в 1903 году - провинциальный бюргерский городок встретил тишиной, ухоженностью. Все мысли были заняты Любой и предстоящей женитьбой. Всё, что было связанно с Садовской, развеялось, улеглось, остались только пылкие юношеские стихи, навеянные первой любовной горячкою.
Луна проснулась. Город шумный
Гремит вдали и льёт огни,
Здесь всё так тихо, так безумно,
Там всё звенит, - а мы одни...
Но если б пламень этой встречи
Был пламень вечный и святой,
Не так лились бы наши речи,
Не так звучал бы голос твой!
Ужель живут ещё страданья,
И счастье может унести?
В час равнодушного свиданья,
Мы вспомним «грустное»: прости...
"Луна проснулась. Город шумный..."
История вторая
Ведущий (1):
Через много лет после их первой встречи он напишет Любови Менделеевой и посвятит ей стихи, равных которым по красоте и пронзительности мало в мировой поэзии.
Что же ты потупилась в смущеньи?
Погляди, как прежде на меня.
Вот какой ты стала в униженьи,
В резком, неподкупном свете дня!
Я и сам ведь не такой - не прежний,
Недоступный, гордый, чистый, злой.
Я смотрю добрей и безнадёжней
На простой и скучный путь земной...
<...>
перед судом
Героиней второй истории будет Прекрасная Дама.
Ведущий (2):
Андрей Белый пронёсся над только что начавшейся семейной жизнью Блока разрушительным смерчем. Александр Блок понимал, что в случившемся были виноваты все трое, и из них троих, может быть, больше всех он сам. В те годы он находился под влиянием Владимира Соловьёва, философа, богослова, поэта-мистика. Соловьёв много писал о любви.
Смерть и время царят на земле -
Ты владыками их не зови.
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Вл. Соловьёв
В философских сочинениях он рассуждал о прекрасной Даме, Вечной Женственности. Люба Менделеева была Прекрасной Дамой Александра Блока и в жизни, и в стихах.
Ведущий (1):
А ей хотелось жить и быть любимой обычной земной любовью. Но влечение Блока к ней было похоже на вспышку, которая быстро угасла. Люба делала всё, чтобы нормальные супружеские взаимоотношения возобновлялись, но они продлились недолго и вскоре вовсе сошли на нет. Александр продолжал верить, что данная ему Богом Невеста, а потом и Жена - всего лишь земное воплощение божественного начала.
Люба, далёкая от мистических философствований, хотела любить и быть любимой тем, кто стал бы за ней ухаживать. Ухаживать стал Андрей Белый.
Ведущий(2):
Они подолгу гуляли по Петербургу, любовались невскими закатами. Белый был готов продать имение, оставшееся от отца, и уехать с ней за границу. Люба доводила его до умоисступления: то признавалась, что любит его и мужа, то, что не любит обоих, то, что любит Блока как сестра, а Белого - "по - земному". У Белого голова шла кругом, но он ничего не мог поделать с этой женщиной.
Отношения внутри любовного треугольника запутались настолько, сто надо было немедленно что-то делать, хотя бы объясниться с безучастно наблюдавшим за всем происходящим и ни во что не вмешивающимся Блоком. Объяснение состоялось, Белый и Люба решили уехать в Италию.

Любовный треугольник: Блок, Белый и Люба
Ведущий (1):
Александр Блок не сделал ни единого шага, чтобы воспрепятствовать этой затее. Белый бросился за деньгами, но у Любы вдруг переменилось настроение. Она металась и говорила, что любит обоих, что не знает, как поступить. Через 3 дня Белому прилетело письмо, в котором Люба сообщала, что между ними всё кончено, она остаётся с Блоком.
В конце концов, Белый уехал в Москву, а потом - за границу. Но семейный круг распался, начались Любины увлечения, а Блок всё чаще возвращался в воспоминаниях к первой любви...
Ведущий (2):
Золотистою долиной
Ты уходишь, нем и дик.
Тает в небе журавлиный
Удаляющийся крик.
Замер, кажется, в зените
Грустный голос, долгий звук.
Бесконечно тянет нити
Торжествующий паук.
Сквозь прозрачные волокна
Солнце, света не тая,
Праздно бьет в слепые окна
Опустелого жилья.
За нарядные одежды
Осень солнцу отдала
Улетевшие надежды
Вдохновенного тепла.
"Золотистою долиной..."
История 3
Ведущий (1):
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вьюгах вкруг тебя.
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
Снежное вино
Ведущий (2):
Театр Комиссаржевской открылся 10 ноября 1906года. Демонстрировали "Гедду Габлер" Ибсена. Несмотря на дороговизну, билеты были раскуплены. Блоку спектакль не понравился, он нашёл, что режиссёр не понял Ибсена, а актёры не смогли его верно сыграть.
Но всю осень Блок ходил в театр на Офицерской. Тогда шла репетиция спектакля под названием "Балаганчик". В нем играла Наташа... Сейчас для него это было главное. То, что поначалу казалось обычным увлечением, оказалось страстным влечением.

Наталья Волохова
Ведущий (1)
: 30 декабря состоялась премьера. Зал был переполнен. На сцене начали разыгрывать вечную драму на тему любви и смерти, где низкое сливалось с высоким, трагедия - с балаганом. Спектакль не оставил публику равнодушной. Успех решили отпраздновать в дружеском кругу. Устроили "бал", дамы были в маскарадных костюмах, мужчины - в чёрных полумасках. Блок пришёл с Любой. В числе приглашённых был Г. Чулков и С. Городецкий. На этом вечере танцевали, общались и даже объяснялись друг другу в любви. Люба кокетничала с Чулковым. Блок ни на шаг не отходил от Натальи Волоховой. На ней было длинное светло-лиловое платье. Они отпускали друг другу ироничные реплики, но что-то в этой иронии таилось неопределённое, волнующее, ускользающее.
Ведущий (2):
На Новый, 1907, год он прислал ей коробку роз и стихи "Я в дальний мир вошла, как в ложу..." За 10 дней он написал цикл из 30 стихотворений - "Снежную маску".
Смотри: я спутал все страницы,
Пока глаза твои цвели.
Большие крылья снежной птицы
Мой ум метелью замели.
Как странны были речи маски!
Понятны ли тебе?— Бог весть!
Ты твердо знаешь: в книгах — сказки,
А в жизни — только проза есть.
Но для меня неразделимы
С тобою — ночь, и мгла реки,
И застывающие дымы,
И рифм веселых огоньки.
Не будь и ты со мною строгой,
И маской не дразни меня,
И в темной памяти не трогай
Иного — страшного — огня.
"Смотри: я спутал все страницы..."
Всю зиму они, как юные влюблённые, то бродили по заснеженному Петербургу, то гнались сквозь ночь и метель на лихаче. Жизнь переплеталась с литературой, действительность с фантазией, всё было призрачно и зыбко, похоже на сон и обман: и луна, и холодные мерцающие звёзды. Предчувствие гибели и обречённости граничило со страстью и неотвратимостью разлуки.
Ведущий (1):
В апреле "Снежная маска" вышла в свет. Александр подарил Наташе изящно изданный томик. Она раскрыла книгу и прочитала: "Посвящаю эти стихи тебе, высокая женщина в чёрном с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города".
Роман длился 2 года и был для Блока мучительным и нерадостным. На людях Александр оставался лёгким, вдохновлённым, стремительным. Но любовь его к Волоховой томила, она не несла желанного успокоения. Наталья манила его за модой. За "снежной маской" таились силы и упорство, стремление подчинить его себе, желание властвовать. Этого Александр боялся больше всего. Временами у него не было сил сопротивляться, он терялся, робел перед её не терпящим возражений тоном. Наталья была бледна, тонка и высока. Казалось, что её сжигает какой-то внутренний огонь. Блок чувствовал, что в этом огне они могли сгореть оба. Долго так не могло продолжаться.
Ведущий (2):
Надо было либо рвать с Любой, и жениться на Наталье, либо рвать с Натальей и возвращаться к Любе. Он не мог решиться ни на то, ни на другое. Загнав себя в ловушку, он разрывался между 2-мя женщинами и не находил выхода. Он всегда придавал своим влюблённостям мистические черты, а его возлюбленные всегда оставались женщинами из плоти и крови и были от мира сего. Когда он понял, что и Наталья из их числа, пришло прозрение.

Женитьба Блока
Ведущий:
развязка наступила весной 1908 года. Нервы у обоих были напряжены, их объяснения привели к ий (1):окончательному разрыву.
Снежная маска растаяла, всё закончилась, прошло. Остались только стихи "Я помню длительные муки"...
В дневнике Блок писал: "не было любви, была влюблённость". Влюблённость кончилась, всё остальное сгорело. Он вернулся к разбитому семейному очагу.
Тайно сердце просит гибели.
Сердце легкое, скользи...
Вот меня из жизни вывели
Снежным серебром стези...
Как над тою дальней прорубью
Тихий пар струит вода,
Так своею тихой поступью
Ты свела меня сюда.
Завела, сковала взорами
И рукою обняла,
И холодными призорами
Белой смерти предала...
И в какой иной обители
Мне влачиться суждено,
Если сердце хочет гибели,
Тайно просится на дно?
"Тайно сердце просит гибели..."
История 4
Ведущий (2)
: Ах, как она была хороша, эта медноволосая, крепко сбитая, русская Кармен! Как божественно она пела! Как держалась на сцене! Она околдовала его, и он влюбился в оперную диву, позабыв все на свете. В новый только что открывшийся театр Музыкальной драмы он приходил только на “Кармен”, только на Андрееву-Дельмас. Андреевой она была по мужу, потом взяла сценический псевдоним Дельмас. Она пела в “Аиде”, ”Каменном госте”, ”Пиковой даме”, но его влекла только Кармен. Он написал ей анонимное письмо, в котором признался в любви. Он недоумевал, откуда эта робость, эта неуверенность в себе? Он, 35-летний поэт, вел себя как вчерашний гимназист, покупал ее карточки, бродил мимо ее дома и все никак не решался познакомиться с нею.
Ведущий (1):
2 марта Блок вновь пришёл в театр. Но пела другая актриса. Сама Андреева сидела в зале. Он пересел на другой ряд и неотрывно смотрел на неё. В этом взгляде было столько страсти и любви! И она обернулась. После 2-го акта Андреева ушла из театра. Блок бросился ей вслед. Он спешил, строчки налезали одна на другую: "...Я не мальчик, а много любил и много влюблялся... Когда я увидел вас без грима и совершенно не похожей на вашу Кармен, я потерял голову ещё больше, чем когда я видел вас на сцене... Я совершенно не знаю, что мне делать теперь..."
Ведущий:(2)
: Его представили Любови Александровне. Но он опять, как мальчишка не решился на знакомство и убежал из театра. Но на следующий день послал ей розы, а через швейцара передал первые, посвященные ей стихи.
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет,-
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
"Как океан меняет цвет..."
Когда "Кармен" шла в сезоне последний раз, Блок оставил для неё номер телефона с просьбой позвонить. Она позвонила во втором часу ночи.
Ведущий (1):
Ты — как отзвук забытого гимна
В моей чёрной и дикой судьбе.
О, Кармен, мне печально и дивно,
Что приснился мне сон о тебе.
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть —
Как гитара, как бубен весны!
И проходишь ты в думах и грезах,
Как царица блаженных времен,
С головой, утопающей в розах,
Погружённая в сказочный сон.
Спишь, змеёю клубясь прихотливой,
Спишь в дурмане и видишь во сне
Даль морскую и берег счастливый,
И мечту, недоступную мне.
Видишь день беззакатный и жгучий
И любимый, родимый свой край,
Синий, синий, певучий, певучий,
Неподвижно-блаженный, как рай.
В том раю тишина бездыханна,
Только в куще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный,
Славит бурю цыганских страстей.
В марте 1914 года стихи, обращённые к Дельмас, сложились в цикл "Кармен". 2 месяца они почти не расставались. Стояли белые ночи, они ездили в театр, увлеклись кинематографом. Любовь Андреева-Дельмас вернула его к жизни. Всё стало музыкой и светом, Александр купался в этой стихии. И искренне пытался наладить с ней "земное" счастье. Блок сходил с ума и был готов на безрассудные поступки. Но она не могла любить так, как он. В его орбите сгорали все, женщины не выдерживали силы его чувства...
Вскоре Александром овладели беспокойство, тревога, тоска. Он искренне мечтал о счастье, но у него ничего не получалось. Любовь Андреева-Дельмас сумела поддержать его в плену у счастья, но только в плену, так как само счастье ему, художнику, было недоступно.
7июня Блок уехал в Шахматово, она - в Чернигов.
Ведущий (2):
Закрывая последнюю страницу нашего литературного журнала, завершаем её строфами стихотворного шедевра А. Блока.
<...>Что же делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою веревкою кнута?
Не до нас ей, жизни торопливой,
И мечта права, что нам лгала.-
Все-таки, когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?
Эта прядь - такая золотая
Разве не от старого огня?-
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня!
Женщины восхищались им, благотворили, преклонялись, но - любили ли? Наверное, нет, и, по-человечески понять их можно. Всё, на какие- то высоты тянул, а им, земным, было так холодно там, неуютно и страшно.
А ему? Ему, может, ещё холодней и ещё страшней...


Рекомендуем посмотреть:

Литературно - музыкальная гостиная, посвященная творчеству Есенина для 10-11 класса Литературный вечер для старшеклассников с презентацией. Конквистадор Николай Гумилёв Сценарий литературного вечера для старшеклассников к 100-летию со дня смерти Толстого Литературный вечер в 10 классе. Творчество Есенина

Похожие статьи:

Инсценировки по произведениям Пушкина, 9-10 класс

Инсценировка полюбовной темы в произведениях А.С. Пушкина для старшеклассников

Крылов «Урок дочкам». Сценарий для школьников 8-11 класса

Внеклассное мероприятие для старшеклассников по литературе «Военная тема в творчестве Высоцкого»

Мероприятие для старшеклассников «Творчество Ахматовой». Конспект

Проба пера | С праздником 23 февраля!
Опубликовано: 3235 дней назад (14 февраля 2016)
Просмотров: 3023
+3
Голосов: 3
Александр Семенович Жбанов # 16 февраля 2016 в 16:13 +1
Татьяна Михайловна, здравствуйте. По Вашей просьбе я скажу несколько слов по поводу Вашей публикации. Материал несомненно замечательный. Вы правильно сделали, что не написали свою ФИО в качестве автора. Дело в том, что этот сценарий использовался при проведении вечера памяти А.Блока моей супругой (она тоже литератор). Мы с ней брали его с интернета, не помню кто автор первоисточника. Правда, там не было фотографий. Здорово, что Вы дополнили материал подходящими фото, это дает ему совершенно другой вид. За это Вам голос! Удачи!
Наталья Николаевна Ерыгина # 17 февраля 2016 в 02:22 0
Татьяна Михайловна, здравствуйте. Замечательная , интересная публикация. Прочитала на одном дыхании.
Примите голос!