Эссе воспитателя детского сада. Размышление на тему гуманной педагогики
Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ Школа №1499 ДО №7 Воспитатель
Описание: Размышление на тему гуманной педагогики, знакомство с идеями Амонашвили Шалвы Александровича, цитаты, личный взгляд и мнение.
Назначение работы: Информация может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений, учителям, педагогам дополнительного образования и родителям.
Цель: познакомить широкую общественность с педагогическими идеями гуманной педагогики, педагогики сотрудничества.
Задачи:
1. изучить влияние личности в образовании на примере гуманно-личностного подхода Ш.А. Амонашвили
2. формировать потребность уважения, гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми
3. развивать интерес к изучению истории гуманной педагогики
4. формировать умения анализировать полученные знания, и уметь применять их в педагогической практике
Шалва Александрович Амонашвили
Родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия).
Окончил с отличием Тбилисский государственный университет по специальности «История Востока» (1955)
Работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР (в 1983-1991 – директор)
С 1987 – генеральный директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения Министерства науки и образования Грузии.
В 60-70-х годах возглавлял массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».
Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. Эксперимент по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы был начат в 1964.
Система воспитания и обучения Амонашвили – "педагогика целостной жизни детей и взрослых" – строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы – опираясь на полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в "уроки счастья жизни", познания, общения, взросления.
Ученая степень: Доктор психологических наук
Ученое звание: Профессор, академик РАО
Прочие звания: почетный профессор ГБОУ ВПО МГПУ, почетный профессор Санкт-Петербургского университета им. Герцена, Тбилисского, Новосибирского, Тюменского университетов, Пражского университета, Софийского государственного университета, иностранный член Академии педагогических наук Украины, почетный работник общего образования РФ (2001 г.), почетный работник высшего профессионального образования РФ (22 января 2002 г.), лауреат премии Правительства РФ в области образования по теме «Определение и внедрение авторских программ, методик и оценки школьников в гуманно-личностном образовательном процессе» (2013 г.), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основы и опытно-экспериментальное осуществление)» для образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и для общеобразовательный учреждений
Награды
Почетный знак "За заслуги перед ГОУ ВПО МГПУ" (19 октября 2010 г.)
Грамота Департамента образования (2006 г.)
Медаль Ушинского за заслуги в области педагогических наук (15 декабря 2006 г.);
Почетная грамота правительства Москвы (1 апреля 2001 г.)
Медаль "Народное признание педагогического труда" - "Учитель Великой России"
Благодарность за сотрудничество в организации и проведении Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2003"
Медаль имени академика И.И. Артоболевского, за заслуги в просветительской деятельности. (30 сентября 2010 г.)
Медаль им. Ю.А. Гагарина за заслуги перед космонавтикой (15 декабря 2009 г.)
Стаж: общий - более 65 лет, педагогический/научный - 61 год
Научные интересы: Гуманная педагогика
В настоящее время Амонашвили Шалва Александрович является руководителем программы магистерской подготовки «Начальное образование» ИППО ГБОУ ВПО МГПИ.
Заслуженный профессор МГПУ, Заведующий лабораторией гуманной педагогики ИСП ГАОУ ВО МГПУ.
Должность: Профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики
Преподаваемая дисциплина: Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном учреждении, Личность младшего школьника в воспитательном процессе, Основы гуманной педагогики.
Влияние личности в образовании
Я считаю, что личность педагога имеет большое влияние на развитие ребенка. В основе личностного общения лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию. Поэтому, важно чтобы рядом находился мудрый педагог, верный друг.
Мне близки и понятны идеи гуманно-личностного подхода к ребенку выдающихся классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко, Шалва Амоношливи.
В своей педагогической практике я стараюсь придерживаться педагогических идей Шалвы Александровича Амонавшили, разработчика оригинальной концепции гуманной педагогики, педагогики сотрудничества.
Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное
отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. В современных стандартах образования это называется недирективные методы взаимодействия педагога с детьми.
Цитаты Ш.А. Амонашвили
1. Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными.
Личное мнение: Сила слова учителя имеет отражение в детских сердцах и умах.
2. Вдохновляется человек человеком. Вдохновение – это состояние горения, переживания мук творчества и чувство отдачи.
Личное мнение: Человек мастер дела, будь то художник нарисовавший прекрасную картину, или поэт написавший стихотворение, строитель построивший красивый дом и другие профессии, так любой творец может вдохновить своим трудом других людей. Ребенок, созерцая творение рук человека мастера, думает, я тоже хочу попробовать научиться рисовать картины, сочинять стихи, строить дома.
3. Лучшие учителя – это ваши ученики. От них можно многому научиться, если принимать их как своих учителей.
Личное мнение: Важно уметь взаимодействовать с детьми доброжелательно, доверительно, в этот момент происходит процесс взаимного обучения, взаимодополнение.
4. Общение — суть жизни людей. Необходимо доставлять ребенку радость общения: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха.
Личное мнение: Общение педагога и ребенка важная часть образования. В момент общения происходит обмен мнений, взглядов. Можно получить важную информацию, увлечься общим делом. Взаимное общение поможет ребенку раскрыть свои интересы и увлечения, принесет радость и пользу!
5. В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить…
Личное мнение: Каждый ребенок уникален. Педагогу нужно разглядеть таланты, способности и помочь им раскрыться.
6. Человек становится человеком только с помощью человека. Но человек может стать Человеком только своими усилиями.
Личное мнение: Работа над собой, в любом возрасте, самая сложная работа. Она состоит из усилий над самим собой, борьбы с ленью, преодоление трудностей и неудач. Успех такой работы над собой зависит от внутренней позиции человека, от силы характера, от воли, от жажды перемен.
7. Не ошибками возмущайтесь. А успехами восхищайтесь!
Личное мнение: Кто ничего не делает, тот и ошибки не совершает. Ошибок в жизни никто не избежал. Не страшно ошибиться, важно суметь самому найти ошибку и исправить ее. Мы учимся на своих ошибках.
Главное не затравить ребенка осуждением. Важно порадоваться вместе с ним, что ребенок сам нашел и исправил ошибку. Радуйтесь успехам детей искренне, даже маленьким и малозаметным.
8. Каждый раз учитель подставляет спину своим ученикам наподобие взлетной площадки, и еще каждому дает в путь частицу своей души и сердца.
Личное мнение: Мудрый учитель - верный помощник ребенку, он помогает ребенку стать образованнее, увереннее. Дети вырастают, и уходят из школы, но образ учителя, его слова и советы остаются с человеком на всю жизнь.
8 марта 2017 года исполниться 86 лет со дня рождения Шалвы Александровича Амонашвили.
Стихотворение посвящение великому педагогу.
Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна
Если б все бы так учили,
Как Шалва Амонашвили!
Гуманист от Бога,
С сердцем педагога!
Человек большой души
Жизнь великую прожил.
Он талантливый учитель,
Выдающийся мыслитель.
Его философия предельна проста,
Миром управляет любовь и доброта!
Его ученья хранят страницы:
Дарите детям души частицы!
Как солнце ярко светит,
Дарите сердце детям!
Зажги искру учения -
Источник вдохновения!
Будь солнцем – излучающим тепло,
Чтоб семя знания взошло!
Единство нашей цели,
Чтоб дети в радости взрослели!
Ссылки на источники:
Единство цели: Пособие для учителя /Амонашвили Ш.А.– М.: Просвещение, 1987. – 208 с.
Рекомендуем посмотреть:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Размышления одного учителя
Высказывания великих людей об образовании
Работа со слабо успевающими детьми 6-7 лет
Похожие статьи:
Цитаты неизвестных людей про жизнь со смыслом
Цитаты великих людей для школьников
Изречения семи мудрецов. Правила жизни и советы