Работа с детьми, слабо усваивающими программу
Одна из самых важных задач, стоящих в области воспитания любого ребенка, школьник это или дошкольник,— умственное воспитание.
Для развития умственной деятельности, как и любой другой, требуются известные усилия и систематические упражнения. Цель умственного воспитания в детском саду состоит в том, чтобы приучить ребенка испытывать потребность в напряжении мысли, чтобы на каждом шагу он убеждался, что это напряжение приносит плодотворные результаты. Сейчас, в связи с переходом начальной школы на новую программу, требования к умственному развитию ребенка-дошкольника повышаются. Об этом нужно постоянно помнить нам, работникам детсадов, всем родителям.
Говоря об умственном воспитании ребенка, не следует считать, что его умственные способности развиваются лишь в процессе занятий по родному языку, рисованию и.т.д. Нельзя забывать, что абсолютно все виды деятельности малышей в детсаду имеют важное значение в деле формирования у них тех или иных умственных качеств. Знаю это по собственному опыту.
В детском саду я работаю 6 лет. И каждый раз, провожая своих питомцев в школу, задаю себе один и тот же вопрос: все ли сделано мною, чтобы ребенок был физически крепким, умственно развитым, чтобы он умел правильно выражать свои мысли, обладал необходимы¬ми навыками учебной деятельности? Ведь если воспитанник детсада не будет наделен этими качествами, значит он может оказаться в числе неуспевающих учеников.
Известно, что цель, стоящая перед воспитателем, заключается в том, чтобы дети хорошо усвоили все предусмотренные программой умения и навыки. Но ведь в каждом саду, в каждой группе есть ребята, слабо усваивающие программу. Причины этого могут быть самыми разными: одни дети очень застенчивы, другие не уверены в себе, в своих силах, третьи ленивы. В результате все они не могут научиться правильно отвечать на вопросы воспитателя, вовремя начинать порученное им дело, исправить свою ошибку. Некоторые из них плохо запоминают то, о чем им говорят, т. е. у них не развита память, недостаточно мыслят, владеют умственными операциями и т. д. Все эти недочеты становятся заметными уже в младшей и средней группах.
Особую остроту приобретает вопрос, связанный с умственной подготовкой детей при переводе их в старшую и подготовительную к школе группы. В свете этого некоторый интерес, на мой взгляд, представит рассказ о том, как я работаю с детьми, слабо усваивающими программу, которые посещают старшую и подготовительную группы. Поскольку речь пойдет об отдельных ребятах, то вполне понятно, что занятия с ними проводились в индивидуальном порядке.
Помнится, в старшую группу пришла новая девочка Маша О. Замкнутая, молчаливая, она долго не могла привыкнуть к детскому коллективу, к воспитателям. Речь у нее была несвязной, ребенок трудно воспринимал те новые слова и понятия, с которыми я знакомила детей. Я постаралась, чтобы ребята подружились с Машей, уделяли ей больше внимания, чем другим, обязательно вовлекали ее в свои игры. Постепенно девочка привыкла к своим новым друзьям, а иногда даже неохотно уходила домой.
Теперь предстояло решить другую, не менее сложную задачу—научить ребенка разговаривать, отвечать на вопросы во время занятий, на которых Маша была очень внимательна. Чувствовалось, что девочка знает то, о чем ее спрашивают, но все же упорно молчит. Вместо ответа — на глазах слезы. Мои беседы с ней оказались бесполезными — молчание продолжалось.
Решила поговорить с родителями. Оказалось, что дома Маша все рассказывает, читает стихи, беседует с дедом, прекрасно составляет рассказы по картинкам. Пришлось временно оставить девочку в покое. Так продолжалось около месяца. Постепенно на занятиях она начала неуверенно поднимать руку. Но когда ей задавала вопрос, продолжала молчать. Было ясно, что ребенок волнуется, переживает. И вот, наконец, нашелся хороший по¬вод, чтобы помочь ей. Увидев однажды, как ребята играют в детский сад, а роль воспитателя выполняет Маша, предложила ей разучить стихотворение с детьми. Девочка согласилась.
После проведения зарядки дети приготовились к занятию. Маша объявила, что сегодня они будут разучивать стихотворение «Первый снег». Когда разучивание закончилось, я похвалила девочку. Чувствовалось, что ей это приятно.
На следующий день утром попросила Машу еще раз прочитать стихотворение, а через несколько дней во время занятия решила спросить ее. Маша встала, подошла ко мне и, очень волнуясь, вначале неуверенным, дрожащим голосом начала отвечать на вопрос. Когда я убедилась, что Маша, отвечая на занятиях, перестала волноваться, стала чаще беседовать с ней, просила рассказывать о том, что она видела, где была, рассматривала с ней картинки. Все это способствовало расширению словарного запаса девочки, ее последовательному мышлению. Маша стала выражать свои мысли вслух, которые понимали другие, чувствовать себя более увереннее.
Для детей в возрасте 6—7 лет важное значение имеет то, насколько они могут произвольно запоминать и воспроизводить увиденное. Еще большее значение приобретает это качество в школе. Хорошо развитая память помогает ребенку продуктивно усваивать учебный материал. В детсаду необходимо развивать способность к произвольному запоминанию и воспроизведению, тем более что иногда встречаются дети, у которых страдает память, Ира А. запоминала стихи очень трудно — у нее совершенно не была развита память. Занятия с ней я начала с простого запоминания потешек, загадок, пословиц, поговорок, стараясь подкреплять заучивание с помощью наглядных средств, показывала девочке картинки, макеты, игрушки. Делалось это для того, чтобы запоминание носило осмысленный характер.
Вместе со всеми детьми Ира разучивала на занятии стихотворение Плещеева «Осень». В утренние часы, иногда после сна, но в течение целого месяца (конечно, не каждый день) повторяла с девочкой текст этого стихотворения. При этом всячески старалась подбадривать ее, иногда хвалила. Ира и сама была очень довольна тем, что теперь, как и все дети, сможет прочитать стихотворение на занятии.
Родителям Иры посоветовала, чтобы дома они продолжали работу по развитию ее памяти. Рассказала, на¬сколько это необходимо для нее, для ее дальнейшего будущего, когда ребенок будет учиться в школе. Обратила внимание родителей на важность заучивания несложных по содержанию стихов, пересказывания содержания рассказов.
В то же время на занятиях разучивала с Ирой считалки, загадки. Поручала ей задания, выполнение которых требовало большого срока, приучала не забывать об ответственности за выполнение задания.
Мои усилия и усилия родителей не пропали даром. К концу учебного года Ира научилась не только запоминать стихи и пересказывать интересные рассказы, но и без напоминания проводить длительные наблюдения за уголком природы. Девочка стала лучше мыслить, научилась практически применять знания, полученные раньше на занятиях.
Известно, что обучая детей родному языку, мы тем самым вооружаем их могучим средством познания. Овладение языком, в особенности его грамматическим строем, позволяет детям свободно излагать свои мысли, логически рассуждать, задавать вопросы.
Если запас знаний об окружающем у ребенка беден, то беден его пассивный и активный словарь. Ребенок не будет понимать всего того, о чем говорит воспитатель; то, о чем ему читают, он не будет улавливать связи отдельных слов в целом предложении, то есть не поймет его смысла. Все это отрицательно может сказаться на развитии ребенка, на полноценном усвоении им про¬граммы. Поэтому проведение индивидуальной работы с детьми, у которых речь развита слабо, имеет в детском саду очень важное значение.
Несколько лет тому назад старшую группу посещала Оля П. Рассказывать она не умела, на вопросы отвечала односложно, чаще всего «да» или «нет», все свои просьбы выражала, пользуясь жестами.
Первые попытки вызвать девочку на разговор о том, где она бывает с родителями в выходные дни, как играет дома, почти ничего не дали. Объяснялось это тем, что за¬пас слов у Оли был незначительный. Пришлось чаще привлекать ее к участию в настольно-печатных играх: «Самым маленьким», «Зоологическое лето» и других. Это
способствовало обогащению словарного запаса девочки, позволило научить ее правильно строить предложения, узнать новые названия животных, цветов и т. п. Несколько позднее вместе с Олей я стала больше рассматривать иллюстраций, открыток, альбомов, в результате чего она начала больше разговаривать и рассказывать. Постепенно девочка научилась отвечать более полно, а потом и сама составлять короткие рассказы, передавать последовательно свои мысли, выразительно пересказывать сказки. Занятия по родному языку стали ее любимым занятием. В подготовительную группу Оля пришла вполне подготовленной.
В этой же группе занимался Коля Р. До посещения сада он находился дома с бабушкой. Мальчик не любил книги, не умел с ними обращаться. Когда на занятии читали книгу, он демонстративно уходил в игровой уголок.
Однажды требовательным тоном я сказала Коле, что сегодня у нас будет проводиться чтение книг и что ему необходимо на занятии быть внимательным, как и всем детям. Чувствовалось, что такое требование Коле не по душе, но он все же подчинился.
Во время чтения мальчик сидел спокойно, ни о чем не думая. Было ясно—необходимо приучить его заниматься тем, что ему неинтересно, научить любить книгу так, чтобы она была ему дорога. Стала незаметно давать Коле картинки, стараясь вызвать у него интерес к их содержанию, к разговору на эту тему. Мальчик отвечал на вопросы и разговаривал до тех пор, пока я находилась рядом с ним. Стоило мне отойти, как он сразу же убегал играть.
Решила узнать у родителей, чем увлекается ребенок, что он любит, чем интересуется. Оказалось, что Коля неравнодушен к животным. Начала показывать ему иллюстрации, отображающие их жизнь, читать больше рассказов на эту тему. Мальчик слушал с удовольствием. Потом познакомила его с красочными иллюстрациями из книги «Русские народные сказки». Иллюстрации настолько за¬интересовали Колю, что он попросил прочесть ему всю книгу.
Однажды показала мальчику книгу «Почему Тюпа не ловит птиц». Там тоже было много картинок. Мое предложение прочитать книгу ему очень понравилось. При этом я сказала, что книги нужно беречь, что человек узнает из них много нового, нужного, полезного. Так постепенно Коля убеждался, какое значение имеет книга в жизни человека.
Не прошла бесследно для малыша и моя беседа с его родителями о том, насколько необходимо прививать мальчику любовь к книге. Родители поняли, чего я добиваюсь от их сына, и во многом помогли мне. Сейчас Коля — ученик школы. Учится он хорошо.
Я остановилась на некоторых моментах в работе с отдельными детьми, слабо усваивающими программу. Но иногда в группе имеется несколько ребят, которые испытывают затруднения в овладении некоторыми умственными операциями. Например, дети не всегда умеют самостоятельно найти выход из трудного положения, т. е. решить задачу, стоящую перед ними; не умеют применять знания и навыки, полученные ранее. Для таких детей я стараюсь создавать специальную обстановку, ситуацию.
Как-то накануне новогодних праздников решила сделать макет «Зимние развлечения детей». Изобразила на полу дворик и снежную горку. Ребята, наблюдая за тем, что я делаю, спрашивали, что это будет. Назвала задуманный сюжет и предложила им самостоятельно его закончить.
Выполнение работы поручила Свете и Сереже. Они горячо обсуждали, где и что надо размещать, что следует добавить, сделать, подвинуть и т. д. При этом оба вспоминали, что видели на иллюстрациях, на улице, в городском саду, о чем им читали и рассказывали.
Макет получился интересным по содержанию, правда, не очень аккуратным по исполнению. Однако работа, выполненная ребятами, понравилась всем их товарищам.
Однажды после сончаса дети, решив нарисовать луг, покрытый цветами, попросили дать им большой лист бумаги. Я ответила: «Пожалуйста, только красок у меня мало — белая, красная, синяя, желтая».
Вначале ребята задумались: как же рисовать луг? Миша предложил смешивать краски. Так была получена розовая, а вот чтобы получить зеленую, детям пришлось много подумать, попробовать. Наконец смешали синюю краску с желтой и все остались очень довольны — результат превзошел ожидания. Главное заключалось в том, что ребята сами решили поставленную перед собой задачу.
Детей, слабоусваивающих программу по счету, привлекала к выполнению таких заданий: раскладывала кисти для рисования, сознательно делая это неверно, и предлагала ребятам проверить правильность мною сделанного. Дети говорили, где надо добавить кистей и сколько, сколько следует убрать. Или, поручая детям накрывать на стол, просила их внимательно считать тарелки. При этом спрашивала:
— Сколько человек сидит у нас за этим столом? Следовал ответ: четыре.
— А за этим?
— шесть.
— Насколько же больше за вторым столом сидит детей, чем за первым?
Практиковала игру в магазин. Роль продавца и кассира исполняли дети, слабо считающие. Они должны были пересчитывать деньги и сдавать сдачу. Рядом находился контролер (ребенок, умеющий хорошо считать). Он следил за правильностью действий продавца и кассира. Это повышало их ответственность за порученное дело, они стремились к тому, чтобы не ошибаться.
Я еще раз хочу подчеркнуть, что в своей работе с отстающими детьми (как мы их называем) воспитатель должен широко опираться на помощь родителей. Без этого успех дела невозможен.
Правда, встречаются еще и такие родители, которые считают, что ребенка нечему обучать в детском саду — для этого существует школа. С этими родителями приходится много беседовать, доказывая им ошибочность подобных взглядов. А вот имена родителей, принимающих участие в воспитании своих детей, я всегда называю на общих и групповых родительских собраниях.
Передавая детей в школу, я стараюсь поддерживать с ними и с их родителями тесную связь. Помню и о важности контактов с учителями. Педагоги часто посещают проводимые мною занятия, и наши утренники, и педсоветы. В свою очередь, и я систематически присутствую на школьных уроках, особенно в первых классах в первые дни нового учебного года.
Не так давно 10 моих воспитанников стали первоклассниками, среди них 7 отличников.
Контакт детсада и школы — одно из действенных средств успешной подготовки малышей к занятиям по школьной программе.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Мысли и взгляд современного педагога: Педагогика сотрудничества
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка