Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений старших дошкольников

Формирование межличностных отношений через сюжетно-ролевую игру у старших дошкольников.
Автор: Кокорина Татьяна Николаевна
Должность и место работы: воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида «Сказка».
Описание: данный материал будет интересен воспитателям всех возрастных групп, старшим воспитателям, студентам педагогических учебных заведений.
Цель: выявление влияния сюжетно-ролевой игры на формирование межличностных отношений старших дошкольников.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У ребенка формируется отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Огромное значение в развитии ребенка принадлежит игре. Именно через игру дети познают окружающий мир и учатся общаться друг с другом. В общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, которые существенным образом влияют на развитие его личности. Общение с детьми – необходимое условие психологического развития ребенка. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования готовности к разрешению противоречий, так как на этом возрастном этапе развития у ребенка складывается опыт взаимодействия с людьми, формируются базовые черты характера и система межличностных отношений, как между друг другом, так и между ролями, исполняемыми детьми, а способствует этому сюжетно-ролевая игра.
Но к сожалению, как правильно отмечает в своей статье Сыроватская Н.И. «игра уходит из жизни дошкольников», раньше игра «естественным образом передавалась от старших детей к младшим» в «дворовых сообществах». Сейчас к сожалению эта связь прервана, в семьях часто по одному ребёнку, дворовые игры встречаются всё реже. «Техническая революция значительно снизила речевые контакты» дети стали много смотреть познавательных передач.
Поэтому так важно обратиться к сюжетно-ролевой игре, необходимо научить детей играть, сочинять сюжеты, придумывать игровые ситуации, проигрывать взрослые роли, учиться взаимодействовать друг с другом.
Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) одна из образовательных областей это социально-коммуникативное развитие, которое направлено на «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации».
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Это творческая деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры — действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив — воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые.
Дети нередко сами начинают игру, воображают себя врачами, шофёрами, учителями, парикмахерами, поварами и т.д., но действия их ограничены их жизненным опытом, а воспитатель может помочь расширить его, обогатить, сделать игру разнообразнее.
Для этого проводиться ряд организационных моментов.
Выбор игры. Определив игру наиболее интересную в данный момент для детей, воспитатель подбирает литературу по этой тематике: стихи, рассказы, весёлые и интересные истории. Находит яркие сюжетные картинки, иллюстрации к произведениям, наглядный материал. Проводит рассказы, беседы, диалоги, чтобы выяснить знания детей о той или иной профессии. Чтобы расширить представления детей, можно совершить экскурсию и посмотреть, как работает этот человек, какие инструменты необходимы в его труде, как он разговаривает с теми, с кем работает. Затем взрослым проводиться множество игровых ситуаций и показов-инсценировок, проводя мини-диалоги врача и пациента, пассажира и диспетчера такси, клиента и парикмахера несколько раз с разными детьми. И это основное условие развития сюжетно-ролевой игры. Показы-инсценировки обучают детей последовательным действиям с игрушкой, расширяют их представления об окружающем мире, жизненных ситуациях, расширяют тематику сюжетно-ролевых игр, углубляют их содержание, способствуют овладению детьми ролевым поведением. Способствуют расширению словарного запаса, умению общаться друг с другом, слушать и отвечать на вопросы, подготавливает к дальнейшим реальным жизненным ситуациям. Этот подготовительный этап рождает интерес у ребёнка к игре.
Затем необходимо продумать как будет проходить игра, как будет организована игровая зона, расставлены столы, какие понадобятся инструменты. Можно вместе с детьми изготовить необходимые для игры атрибуты: билеты, головные уборы, таблички.
Этап распределения ролей. Конечно же есть роли привлекательные для всех детей: каждый хочет быть врачом или шофёром, но ведь нужны пациенты и пассажиры, поэтому игра проводиться не однократно, чтобы каждый ребёнок мог реализовать свои желания. К тому же игра может быть расширены: в поликлинике несколько врачей, на дороге не только автобус, но и такси и т.д. – это даст возможность большему количеству детей проявить себя в главных ролях. Чтобы поддерживать интерес к игре, сохранять игровую ситуацию воспитатель не просто делает замечание, а принимает на себя роль кого-либо соответствующего игре и приводит всё в порядок.
Итак, дети взяли на себя роли и начали игру. И здесь начинают разворачиваться серьёзные многообразные межличностные отношения: исполняя роль кого-либо, дошкольники говорят и действуют от имени этой роли – это межличностные ролевые отношения, при этом они требуют друг от друга, как от обычных мальчиков и девочек, соблюдения правил игры – это отношения между ними самими.
Порой в организованной сюжетно-ролевой игре могут столкнуться дети, которые в повседневной жизни не играют вместе, и здесь у них есть возможность взглянуть друг на друга совсем с другой стороны: вот у этого отличного получается быть шофёром, а эта девочка настоящий парикмахер. Уже не воспитатель распределяет роли по своему усмотрению, а дети выбирают себе партнёров для игры.
Происходит это потому, что игра позволяет одевать на себя роль, как маску, и ребёнок уже не просто мальчик Женя, или девочка Света, а врач, повар, кассир, парикмахер ит.д. Ребёнок сначала стесняясь, постепенно раскрывается в игре. Ведь в игре они действуют от имени совсем другого лица, могут стать добрым доктором, или строгим врачом, ловким парикмахером или заботливой мамой.
К тому же правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность, умение воспринимать чужую точку зрения. В игровом коллективе, длительное время увлеченном интересной сюжетно-ролевой игрой, устанавливаются свои «законы»: «все делить поровну, а не хватает - сделать»; «если товарищ не справляется с заданием, окажи помощь»; «в нашей группе - все дружные»; «будь внимательным к новичкам» и т.д. Дети на практике усваивают нормы коллективной жизни: уступать товарищу, делиться друг с другом материалами и игрушками, вовремя сдерживать себя, проявлять чуткость. У ребят появляется стремление своими силами, коллективно воздействовать на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину в группе
Таким образом, сюжетно-ролевая игра, проводимая планомерно, подобранная по возрасту и интересам детей, позволяет расширить знания детей об окружающей жизни, накопить положительный социальный опыт, повлиять на формирование и изменение межличностных отношений внутри группы, изменить социальный статус ребёнка среди сверстников, развивает самостоятельность, инициативу, умение прислушиваться к чужому мнению, разрешать конфликтные ситуации и помогать друг другу.

Рекомендуем посмотреть:

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в Африку» для детей 5-6 лет Сюжетно-ролевая игра в ДОУ в старшей-подготовительной группе. Поликлиника Проектирование сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы «Салон красоты» Конспект сюжетно - ролевой игры для старшей группы детского сада. Зоопарк
Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольников 5-7 лет "Поликлиника" | Как нарисовать зимний пейзаж акварелью поэтапно для начинающих
Опубликовано: 1828 дней назад (18 января 2017)
Просмотров: 2966
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Виктория Геннадьевна Рязанцева # 18 января 2017 в 20:14 +1
Очень информативная и полезная статья!Спасибо вам!Голос!
Наталья Евгеньевна Петухова # 20 января 2017 в 00:02 +1
Спасибо за полезную, подробную информацию!!!Голос вам!
Светлана Александровна Симатова # 24 января 2017 в 19:03 +1
Очень полезная ,нужная и интересная работа.Сейчас очень важно научить ребят играть и общаться друг с другом в процессе игры.