Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе. Тема «Кто как готовится к зиме». «Медвежонок потерялся»
Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Кто как готовится к зиме». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся и закрепляют знания о перелётных и зимующих птицах, лесных зверях в зимний период.
Цель: Закрепление знаний о перелётных и зимующих птицах, лесных зверях в зимний период.
Задачи:
1. Образовательные:
Закреплять знания детей о перелётных и зимующих птицах;
Уточнять знания детей о поведении животных в осенне-зимний период.
2. Развивающие:
Развивать наблюдательность, память, внимание.
3. Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к животным, умение заботиться о птицах зимой.
4. Речевые:
Связная речь: продолжать учить детей отвечать на вопросы в полной форме, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь:
предметный – спячка, пропитание, берлога, нора, хищник, стая, свиристель, коростель.
качественный – зимующие, перелётные.
глагольный – зимовать, перелетать, заготавливать.
Грамматика: закреплять в речи детей правильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных.
Звуковая культура речи: развивать слуховое внимание детей.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – появление Медвежонка и его мамы; проведение пальчиковой игры «Стайка»; проведение дидактических игр «Разложи правильно», «Сложи картинку».
Наглядные: рассматривание картинок перелётных и зимующих птиц.
Словесные: беседа, ответы на вопросы воспитателя и героев.
Индивидуальная работа: Расширять представления о многообразии животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения.
Материалы: мягкие игрушки Медвежонка и мамы-Медведицы; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц; картинки с изображением зайца и белки в теплый и холодный период года; дидактическая игра «Разрезные картинки» (ягоды, грибы, орехи); бочонок мёда.
Ход занятия
Воспитатель включает аудиозапись детского плача, обращает на это внимание детей.
Воспитатель: мальчики и девочки, слышите – кто-то плачет? Давайте узнаем – кто же это может быть?
Незаметно появляется медвежонок.
Воспитатель: медвежонок, здравствуй! Что у тебя случилось?
Медвежонок: здравствуйте! Я потерялся. Я не знаю – куда мне идти и что делать.
Воспитатель: не переживай, Мишутка, мы с ребятами тебе поможем! Правда, мальчики и девочки?
Ответы детей (конечно, поможем!).
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и послушать историю медвежонка.
Воспитатель: Мишутка, скажи пожалуйста, а где твоя мама? Где ты её последний раз видел?
Медвежонок: мы с моей мамой шли по лесу, собирали грибочки. И тут я увидел красивых птиц, которые куда-то летели, я на них засмотрелся и потерялся.
Воспитатель: ну, всё понятно, Медвежонок. Твоя мама наверняка тебя уже ищет, не переживай. Пока побудь здесь – в нашей группе тепло и уютно. И ребята у нас добрые и весёлые. Скажи, пожалуйста, а что за птицы были, на которых ты засмотрелся? И куда они летели?
Медвежонок: я не знаю. Они летели и говорили всем лесным жителям «До свидания».
Воспитатель: ребята, вы догадались – куда летели птицы? В какие страны птицы улетают осенью?
Ответы детей (птицы осенью летят в тёплые края).
Воспитатель: верно. А улетают они потому, что им здесь не хватает корма. Нет жучков, зелёной травки, семян растений. Зимой здесь птицам холодно и голодно. Медвежонок, давай я тебе покажу картинки птиц, ребята будут называть – что это за птица, а ты отвечать – была ли та птичка в стае, которую ты видел. Договорились мальчики и девочки?
Ответы детей. Воспитатель показывает карточки с изображением перелётных и зимующих птиц, Медвежонок узнаёт птиц, которые улетают на юг.
При показе зимующих птиц, Мишутка отвечает, что таких птиц не было в стае. Дети рассказывают – как эти птицы называются.
Воспитатель: Медвежонок, те птички, которых ты не узнал, называются зимующими. Они остаются здесь и никуда не улетают.
Медвежонок: а что же они кушают? Ребята, вы знаете?
Ответы детей (зимующие птицы клюют ягоды рябины, ищут зёрнышки под снегом, подбирают на улице крошки, а ещё люди делают для них кормушки, в которые насыпают семечки, кладут сало).
Медвежонок: ой, как хорошо, что птичкам не будет голодно зимой, вы о них заботитесь! Молодцы!
Воспитатель: Медвежонок, а я знаю очень интересную игру, которая называется «Стайка». Хочешь в неё поиграть? И дети наши тоже с тобой поиграют. Согласны?
Ответы детей.
Физминутка
Проведение пальчиковой игры «Стайка».
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
(Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей,
(Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
(Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
(Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам!
(Машем ручками, как крылышками)
Воспитатель: молодцы, мальчики и девочки, всех птичек запомнили и Мишутку повеселили.
Медвежонок: ой, как вы меня повеселили! Ребята, а может быть, вы знаете – что с моим другом Зайчонком случилось? Я с ним подружился летом, он был серенький. А недавно я встретил его, но как будто и не его. Он стал каким-то белым. Может, он заболел?
Ответы детей (нет, зимой зайка меняет шубку с серой на белую).
Воспитатель: ребята, а вы знаете – для чего он это делает?
Ответы детей (для того, чтобы врагам на белом снегу его не было видно).
Медвежонок: а-а-а, тогда всё понятно. Тогда и с белочкой ничего страшного не случилось! Она же тоже шубку поменяла?
Ответы детей (да, она стала серой).
Воспитатель: да, верно, мальчики и девочки. Зимой на деревьях не остаётся ни одного листочка, поэтому деревья все серые. Белочку в серой шубке не видно в ветках серых деревьев, враги её не поймают. Я вам и медвежонку предлагаю поиграть в игру «Разложи правильно».
Воспитатель обращает внимание детей на перевёрнутые карточки на столе перед мольбертом и на сам мольберт, где расположены две картинки. На одной изображено лето, на другой – зима. Дети подходят к карточкам, берут любую, переворачивают и смотрят – если им попалась белочка в рыжей шубке, значит её нужно расположить на картинке с летом, а если в серой, то – с зимой. По аналогии с зайчиками. Медвежонок помогает детям.
Воспитатель: молодцы, ребята! И ты, Медвежонок, молодец, всех зверей расположил на нужные картинки. Мы с вами выяснили, что некоторые животные меняют свои шубки зимой для защиты от врагов, перелётные птицы улетают в тёплые края, зимующим помогают люди…
Медвежонок: подождите, подождите, птичкам помогают люди, а что же тогда кушают животные?
Ответы детей (они запасают себе корм на зиму – орехи, ягоды грибы).
Воспитатель: да, верно. А ещё они питаются корой с деревьев. Это делают зайцы. Общипывают кору и грызут её. Некоторые ищут травку под снегом. Мальчики и девочки, давайте поможем лесным жителям – соберём для них урожай ягод, грибов и орехов!
Воспитатель предлагает детям собрать картинку – пазл. Им даётся картинка ягоды, гриба или ореха, разрезанная на 4-5 частей. Дети собирают картинки парами. У каждой пары – свой плод.
Медвежонок: какие вы, ребята, заботливые и добрые! Теперь всем зверям хватит еды на зиму! И я тоже поем! И всех зимой буду угощать!
Воспитатель: Медвежонок, вы – медведи зимой спите и поэтому ты не можешь никого угостить.
Медвежонок: и что – прямо всю зиму спим? А когда же мы кушаем?
Воспитатель: да, все медведи, а также ежи зимой впадают в спячку. А чтобы им не было голодно, пока они спят, они стараются осенью запастись подкожным жиром – питаются много и хорошо. И тогда всю зиму они проспят сладко и уютно в своих норках и берлогах. Медвежонок, а что-то ты всё еду беспокоишься? Ты, наверное, голодный! Давай-ка мы тебя мёдом угостим!
Воспитатель зовёт на помощь девочку и мальчика, которые усаживают Медвежонка за стол и угощают его бочонком с мёдом.
В это время в группе появляется мама-Медведица.
Мама – медведица: ой где же мой сыночек? Ребята вы его не видели?
Дети отвечают, что Медвежонок здесь и он кушает мёд.
Мама – медведица: да как же это он потерялся?
Ответы детей (он засмотрелся на птиц, которые улетали в тёплые края).
Медвежонок: мама, ты нашла меня! Мамочка, я больше никогда не буду теряться, я тебе обещаю!
Мама – Медведица: я надеюсь, что так оно и будет! А что же это ты всё это время здесь делал? Ребята, чем Медвежонок здесь у вас был занят? Всё время мёд ел?
Ответы детей (с Медвежонком мы играли, узнали, что бывают перелётные и зимующие птицы). Далее все вместе вспоминают – что сегодня узнали на занятии. Затем Мама-Медведица и Медвежонок прощаются с детьми и уходят в лес, в свою берлогу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему: Экскурсия в зимний лес
Конспект ООД в средней группе на тему «Сюрпризы Зимы»
Конспект интегрированной НОД на тему: Зима в средней группе
Конспект НОД по аппликации в средней группе. Дед Мороз