Конспект урока история Казахстана с презентацией, 5 класс. Праздник Наурыз
Разработка урока история Казахстана 5 класс Тема: Праздник Наурыз. Народные празники казахов
Тембаева Татьяна Николаевна, учитель географии и истории Государственного Учреждения Воскресенская СОШ, Качирского района, Павлодарской области
Данный урок был разработан в соответствии с требованиями Госстандарта образования РК. Выбранная тема соответствует календарно – тематическому планированию в 5 классе на основе программы: утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года. Разработка урока история Казахстана 5 класс Тема: Праздник Наурыз. Народные празники казахов Цель: Знакомство с историей возникновения праздника Наурыз, а также традициями и обычаями казахского народа. Задачи урока:Способствовать формированию знаний о происхождении праздника Наурыза, его особенностях, познакомить учащихся с культурой и традициями казахского народа. Развивать интерес к казахской культуре, память, мышление, воображение, навыки самостоятельной работы, активизировать познавательную деятельность. Воспитывать патриотизм, активную гражданскую позицию, любознательность. Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, игра, практическая работа. Ресурсы: тетрадь, мяч, отрывок из видеофильма о праздниках и традициях казахского народа, макет карты Казахстана, сказочные птицы, тюльпаны по количеству детей в классе, презентация «Праздник Наурыз!», фильм «Праздник Наурыз», карточки с заданиями. План урока: I. Организационно – мотивационный этап.10 мин
1. Выйти на тему урока, создать мотивацию у учащихся, пробудить интерес
Приветствие, фиксация в журнале, психологический настрой класса на урок, активизация внимания, время на повторения д/з. (3 мин) 2. Проверка д/з: работа с тестами (7 мин) 3. Актуализация старых знаний: кроссворд. Ключевое слово – наурыз. (2 мин) Что вы знаете об этом празднике? (ответы уч-в) II. Операционный этап . 20 мин. Изучение нового материала с использованием новых подходов в обучении (Рассказ учителя + слайды, фильм) (20 мин) III. Рефлективный 'этап. 15 мин. Закрепление
Ход урока:
I. Организационно – мотивационный этап
1. Круг радости
Учитель бросает мяч кому-либо из детей с вопросом: «Назовите праздник который мы отмечаем в стране»
Получивший мяч отвечает на вопрос и передает мяч следующему ученику по кругу, каждый последующий из детей повторяет все сказанное предыдущим и добавляет свое. Самый последний в круге повторяет все сказанное и возвращает мяч учителю. 2. Вступление Казахская культура – самобытная и своеобразная, формирующаяся в процессе сложения казахской народности. Создателями материальной и духовной культуры были народ. Обретение независимости имело огромное значение для дальнейшего развития духовной культуры казахского народа. Оно было многообразно по форме, тематике и содержанию и являлось продолжением культуры прежних эпох. В ней полнокровной жизнью жили древние мифологические сказания и поздние фольклорные произведения, средневековая рукописная книжность и собственная казахская литература, историко-летописные и правовые сочинения, ораторское искусство, музыкальное и народно драматическое творчество. 3. Проверка домашнего задания
Что вы знаете о культуре нашего народа, мы узнаем из ваших ответов на открытые тесты: Карточка
1. К духовной культуре относятся (песни, музыка, стихотворения)
2. К материальной культуре относятся (музыкальные инструменты, книги, одежда, архитектурные постройки)
3. Наиболее известным и почитаемым среди казахов жырау был (Бухар жырау)
4.Свадебные песни («кыз узату», «беташар», «жар-жар»).
5. Игры на праздниках (байга, барьба, кокпар, айтыс) 4. Выход на новую тему: Конкурс «Мозговой штурм»
Кроссворд
1. Торжественная песня страны
2. Месяц весеннего равноденствия
3. Традиционный напиток кочевников из кобыльего молока
4. Национальное казахское блюдо из мяса
5. Купол юрты
6. Древнейший музыкальный инструмент казахского народа
г и м Н
м А р т
к У м ы с
б е с б а Р м а к
ш а н Ы р а к
к о б ы З II. Операционный этап
Тема сегодняшнего урока: Праздник Наурыз. Народные празники казахов.
Откройте тетради, запишите тему урока.
(Постановка цели урока) 5. Фронтальная беседа: У казахского народа, как и у других этносов, есть свои обычаи и традиции национальной культуры.
Учитель задает новый вопрос: «А какие традиции вы знаете?» 6. Задание на соотношение«Обычаи и традиции» заполни схему
Шашу Осыпание (сладостями) во время радостного события
Тусау кесе Разрезание пут малышу во время первого шага
Шилдехана Праздник в честь рождения младенца
Беташар Открытие лица невесты
Бесик той Первое укладывание ребенка в колыбель
Суынши Сообщение радостной новости 7. Беседа
– Как вы думаете, зачем люди придумали праздники?
– Нужны ли праздники нам с вами?
Размышления детей.
Слово учителя:
Нет человека, который не любил бы праздники. Праздники улучшают взаимоотношения между людьми. Праздники воспитывают уважение к обычаям и традициям разных народов.
А какой празник мы отмечаем в предверии весны? («Наурыз»?)
– Что вам известно о празднике Наурыз?
– Какие интересные моменты происходят на этом празднике?
– Какими обычаями сопровождается праздник Наурыз?
– Что бы вам хотелось узнать о празднике Наурыз?
Все сведения, которые называют дети, заносятся учениками в таблицу ЗХУ
8. Информация о Наурызе. Работа в тетради
Знаю Хочу узнать Узнал
9. Работа с информацией учебника стр.98
«Праздник Наурыз» 10. Работа в тетради.
После чтения текста дети новые знания заносят в третью графу «Узнал» 11. Просмотр Презентации 12. Беседа:
– Как вы думаете, почему Наурыз считается особым праздником?
– Как этот праздник празднуют в вашей семье?
– Какими традициями он сопровождается?
Учитель подводит итог:
– Человек, который любит свою страну, уважает и чтит праздники и традиции своего народа, является достойным гражданином страны. Народные праздники и традиции – это часть истории и культуры государства. Поэтому каждый человек любящий свою Родину должен стремиться знать праздники и традиции своей земли. 13. Просмотр отрывков из видеофильма о праздниках и традициях казахского народа
По итогам просмотра фильма учитель и дети делятся своими мнениями.
1. Как называется традиция осыпания конфетами? (Шашу)
2. Как называется традиционное блюдо «Наурыза»? (наурыз-коже)
3. Из скольких компанентов оно состоит (7) 14. Физ. Минутка «Кора-жорга» 15. Игра на внимание.Если согласны, то хлопните в ладоши. Если не согласны, то топайте ногой. (5 мин)
- Наурыз – праздник казахстанцев.
- Национальное блюдо казахов – блины
- Наурыз это новый год по восточному календарю.
- Национальное жилище казахов – юрта.
- На масленицу пекут бауырсаки.
- Степной цветок Казахстана – роза
- Верблюды едят колючки.
- Казахи – гостеприимный и дружелюблый народ.
- Бишпармак готовят итальянцы
- Кумыс готовят из молока коровы.
- Байга национальная игра казахов.
- Наурыз – праздник весны и дружбы
III. Рефлективный этап. 15 мин 16.Закрепление:
Что узнали нового о празднике «Наурыз»
Метод «Синквейн» по теме «Наурыз»:
1. одно слово- существительное
2. два - глагола
3. три - прилагательных
4. предложение
5. ассоциации 17. Рефлексия : Поднимите цветок - понравился урок - красный тюльпан, так себе - желтый тьльпан, не понравился - синий тюльпан. 7. Итог урока: суммативное оценивание, анализ оценок. 18. Д/з: параграф 20 читать, пересказывать, ответить на вопросы. Написать эссе на тему «Наурыз –день равнодействия»,сделать зарисовку (на выбор)
Скачать Конспект урока история Казахстана, 5 класс. Праздник Наурыз