Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час в 5 классе на тему: Память

Классный час в 5 классе Память наша помощница
Учитель математики Головина Т.С. МБОУ Мошаровская СОШ.
Цель : знакомство учащихся с возможностями человеческой памяти.
Задачи: Познакомить со способами тренировки и развития памяти,внимания.

Ход мероприятия: любому человеку полезно знать свои сильные и слабые стороны. Так, например, человек, знающий, что у него плохая память, не расстается с записной книжкой (хотя это не лучший выход – лучше развивать память). Не секрет, что некоторые из ребят, особенно те, у кого хорошая память, часто не готовят дома устные уроки. Человек, у которого плохое зрение, носит очки. В общем, всякий разумный человек использует свои сильные стороны и учитывает слабые. Почему же это не сделать и нам? Полезно научиться шире, использовать ваши сильные качества и преодолевать слабые, используя систематически тренировки. И начнём мы с изучения самих себя, а именно, с изучения своей памяти. Но о памяти нужно знать, что она бывает кратковременной и долговременной. Человек посмотрел в записную книжку с записями номеров телефонов. Набрал нужный номер и тут же его забыл. Как вы думаете, какой памятью воспользовался человек? А когда в начальной школе вы учили таблицу умножения? Вот если бы чаще в учёбе использовали долговременную память, то проблем было бы намного меньше! А то выучил к уроку теорему, а на следующий день уже её забыл. Но оказывается, долговременная память может быть слуховой, зрительной и моторной, то есть, один лучше запоминает, когда слышит, другой – когда видит, третий обладает моторной памятью (лучше запоминает, когда пишет или читает вслух). Кстати, вы не замечали, когда вы лучше запоминаете? Вот мы сейчас и выясним, какая у вас память лучше развита, и тогда при подготовке к урокам вы будете это учитывать.

1. Проверим сначала зрительную память.
Я вам покажу 9 нарисованных фигур за 10- 15 секунд. Постарайтесь их запомнить и нарисовать на приготовленных листочках, желательно в том же порядке. Чем больше вы запомните, тем больший объём у вас зрительной памяти. ( если ученик запомнил 9 фигур - память отличная, если 5- 7 – хорошая)

Точность зрительной памяти - воспроизведение порядка фигур.

Рис. 1. Фигуры для проверки зрительной памяти.

2. Проверь слуховую память.
Я прочитаю вам девять чисел: 64, 93, 57, 68, 46, 37, 39, 52, 74.
Порядок также важен.
Число запомненных цифр будет характеризовать объём, а число цифр, которые вы запомнили в нужном порядке, скажет о точности вашей механической зрительной памяти.
3. Проверим моторную память (запись на доске).
Прочитайте внимательно, но только один раз, и постарайтесь запомнить числа, запишите те из них, которые запомнили, по возможности в том, же порядке.
64, 93, 57, 68, 46, 37, 39, 52, 74, 49. (числа можно использовать другие)

Вывод делайте сами, каким видом памяти вам лучше пользоваться при выполнении, например, домашнего задания, а какой вид памяти лучше тренировать. Хотя помните, что по результатам одного исследования память оценить нельзя!
А тренировать память можно различными способами. Например, поиграть с другом, кто быстрее по порядку назовёт все числа в таблице. У меня есть два варианта таблиц. Выбираю один из вариантов. Проводится игра. Делается вывод.
14 8 12 4
10 23 1 15
3 17 21 7
19 6 9 11
24 2 16 22
13 20 5 18

Рис. 2. Тренировка памяти.

Оказывается, успех в этой игре зависит ещё и от объёма и устойчивости внимания. В младшем школьном возрасте у учащихся, в основном, неустойчивое внимание, но с возрастом усилием воли вы можете себя заставить слушать учителя, даже если вам неинтересно, хотя некоторым это даётся с большим трудом. Причина не только в нежелании учиться, а как раз в неустойчивости внимания. Проведём эксперимент. Предлагаются таблицы. Необходимо проследить взглядом по каждой линии от числа к букве. Измерить время выполнения задания, записать время выполнения задания каждым учеником.

Рис. 3. Проверяем внимание.

Чтобы стать более внимательным и улучшить свою память, нужно выполнять тренировочные упражнения, а учёба – это тоже тренировка. Предлагается ещё одно задание на проверку и тренировку памяти и внимания. Внимательно рассмотрите картинку, постарайтесь запомнить как можно больше деталей, так как вам через некоторое время будет предложена аналогичная картинка, и вам нужно будет сказать, чем они отличаются. (Можно называть отличия всем классом).

Рис. 4.- 5.Найти отличия.

Некоторые из вас большие любители боевиков, в которых главные герои не только сильные, а иногда очень умные, с прекрасной памятью и наблюдательностью. Не только в фильмах, но и в жизни есть такие люди и профессии, в которых используются неординарные способности таких людей. Есть даже специальные школы, где всему этому учат. Необычную память называют феноменальной. Кто – то владеет такой памятью от природы, кто – то добивается необычных результатов тренировкой. Приведу несколько примеров такой феноменальной памяти, но сначала ответьте на следующие вопросы:
Сколько минут в часе? (60)
Сколько минут в 2 часах? (120)
Сколько минут в 24 часах? (1440)
Уже затруднительно, а вот восьмилетний мальчик Зира Кольбери, живший в 19 веке, запросто мог сосчитать в уме, сколько минут будет в сорока восьми годах (25 228 800). Для производства таких математических вычислений в уме необходима кратковременная феноменальная память. Многие художники обладают феноменальной зрительной памятью. Художник Николай Николаевич ГЕ «… в голове, в памяти принёс домой весь фон картины «Пётр Первый и Алексей» - с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с полом и освещением», хотя был в комнате Петергофского дворца всего один раз. (На доске вывешивается картина Н. Н. ГЕ «Пётр Первый и Алексей»).

Рис. 6. Репродукция картины.
Заключение
Учащимся задаются вопросы:
1.Что полезного вы вынесли с сегодняшнего занятия?
2.С чем согласны, с чем нет?
3.А как вы думаете, от чего ещё зависит успешность в учёбе (в жизни)?
Литература:
1.Платонов К.К. Занимательная психология. - М.: Мол. Гвардия, 1986.-224с.
2.Жариков Е.С. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1991.-223с.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час о толерантности в 5 классе Классный час в 5 классе Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство Конспект правового классного часа для 5-7 класса «Путешествие по городу Прав»

Похожие статьи:

Классный час 5 класс на тему Правила дорожного движения

Классный час на тему животные для 5, 6 класса

Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры

Классный час в 5 классе «Правила поведения в природе»

Классный час в 5 классе о дружбе

Опубликовано: 3657 дней назад (18 ноября 2014)
Просмотров: 6827
+5
Голосов: 5
Галина Васильевна Егорова # 18 ноября 2014 в 15:08 0
Познакомилась с вашим классным часом. Содержание интересно и познавательно. Оно направлено на развитие и коррекцию памяти, мышления, внимания. Подобные задания улучшают познавательный интерес у детей. Но хочу вам дать совет при оформлении работы. В самом начале нужно с помощью шрифта
H1
записать тему. Далее автор, должность, место работы. Затем цель в имени существительном (знакомство) и задачи в глаголах(развивать, прививать, расширять, воспитывать). Материал интересный и полезный для читателей. Отредактируйте, пока есть время. Голосую за саму работу.
Татьяна Викторовна Фадеева # 18 ноября 2014 в 15:20 0
Очень нужная, актуальная работа. Такой классный час, безусловно, поможет детям в дальнейшей учебе. Спасибо.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 18 ноября 2014 в 15:49 +2
Здравствуйте Татьяна Сергеевна! Познакомилась с вашим классным часом в 5 классе Память наша помощница.Конспект занятия очень интересный и познавательный. На таких занятиях у ребят развивается память, внимание, мышление, а также улучшают познавательный интерес. Конспект мне очень понравился. По поводу оформления работы я полностью согласна с Галиной Васильевной. У вас есть время подредактируйте свой материал. Желаю вам удачи в редактировании. С уважением Г.Е.
Татьяна Сергеевна Головина # 18 ноября 2014 в 16:11 +1
Спасибо за советы.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 18 ноября 2014 в 16:35 +2
Вы молодец успели исправить. Поздравляю вас с первой публикацией на Портале. Желаю вам дальнейших творческих успехов. Примите мой первый голос.
Екатерина Леонидовна Зарипова # 18 ноября 2014 в 17:06 0
Спасибо за материал, очень интересно!
Екатерина Леонидовна Зарипова # 18 ноября 2014 в 17:06 0
Спасибо за материал, очень интересно!
Юлия Викторовна Захарова # 18 ноября 2014 в 17:10 +1
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! Идея классного часа интересна, подобраны задания на проверку разных видов памяти. Единственное, что меня смущает - все задания идут друг за другом, а это способствует утомлению школьников. Возможно те интересные факты о памяти людей, которые у Вас приведены в конце, стоит поместить между практическими заданиями, тогда у детей будет на протяжении всего классного часа поддерживаться интерес к материалу.
Елена Александровна Хвостикова # 18 ноября 2014 в 18:01 0
Татьяна Сергеевна, здравствуйте. Очень хороший классный час вы нам предоставили. Тема нужная, интересная и полезная. Такие тренинговые упражнения должны взять себе на заметку не только дети , но и педагоги, и периодически применять их в свободное время при общении с детьми.
Замечания по оформлению печатного материала вам уже сделали коллеги. У вас остался всего один час для редактирования работы.
Примите мой голос за работу!
С уважением Е.А.
Наталья Юрьевна Груздева # 19 ноября 2014 в 17:09 0
Конспект мне очень понравился. По поводу оформления работы я полностью согласна с Галиной Васильевной.
Лилия Викторовна Большакова # 30 ноября 2014 в 18:05 0
Согласно с автором работы. Нужно тренировать внимание, и для этого в конспекте даны примерные упражнения.Достаточно интересного материала в исторической параллели..
Жанна Михайловна Горбатенко # 2 декабря 2014 в 03:14 0
Интересная разработка. Здорово, что есть коллеги, которые вовремя подскажут что, где... Голос.
Татьяна Сергеевна Головина # 1 февраля 2023 в 17:27 0
Всем большое спасибо за оценку и советы. А вот ситуация: по истечению времени я нахожу свой материал на другом сайте. Фактически без изменений, но под чужим именем. Хотела собрать весь свой материал ( где я только не размещала разный материал для аттестации) теперь на одном своём сайте. А тут такая ситуация. И как буд-то это уже и не моё. Мне неуютно от этой ситуации..