Классный час в 5 классе Память наша помощница
Учитель математики Головина Т.С. МБОУ Мошаровская СОШ.
Цель : знакомство учащихся с возможностями человеческой памяти.
Задачи: Познакомить со способами тренировки и развития памяти,внимания.
Ход мероприятия: любому человеку полезно знать свои сильные и слабые стороны. Так, например, человек, знающий, что у него плохая память, не расстается с записной книжкой (хотя это не лучший выход – лучше развивать память). Не секрет, что некоторые из ребят, особенно те, у кого хорошая память, часто не готовят дома устные уроки. Человек, у которого плохое зрение, носит очки. В общем, всякий разумный человек использует свои сильные стороны и учитывает слабые. Почему же это не сделать и нам? Полезно научиться шире, использовать ваши сильные качества и преодолевать слабые, используя систематически тренировки. И начнём мы с изучения самих себя, а именно, с изучения своей памяти. Но о памяти нужно знать, что она бывает кратковременной и долговременной. Человек посмотрел в записную книжку с записями номеров телефонов. Набрал нужный номер и тут же его забыл. Как вы думаете, какой памятью воспользовался человек? А когда в начальной школе вы учили таблицу умножения? Вот если бы чаще в учёбе использовали долговременную память, то проблем было бы намного меньше! А то выучил к уроку теорему, а на следующий день уже её забыл. Но оказывается, долговременная память может быть слуховой, зрительной и моторной, то есть, один лучше запоминает, когда слышит, другой – когда видит, третий обладает моторной памятью (лучше запоминает, когда пишет или читает вслух). Кстати, вы не замечали, когда вы лучше запоминаете? Вот мы сейчас и выясним, какая у вас память лучше развита, и тогда при подготовке к урокам вы будете это учитывать.
1. Проверим сначала зрительную память.
Я вам покажу 9 нарисованных фигур за 10- 15 секунд. Постарайтесь их запомнить и нарисовать на приготовленных листочках, желательно в том же порядке. Чем больше вы запомните, тем больший объём у вас зрительной памяти. ( если ученик запомнил 9 фигур - память отличная, если 5- 7 – хорошая)
Точность зрительной памяти - воспроизведение порядка фигур.
Рис. 1. Фигуры для проверки зрительной памяти.
2. Проверь слуховую память.
Я прочитаю вам девять чисел: 64, 93, 57, 68, 46, 37, 39, 52, 74.
Порядок также важен.
Число запомненных цифр будет характеризовать объём, а число цифр, которые вы запомнили в нужном порядке, скажет о точности вашей механической зрительной памяти.
3. Проверим моторную память (запись на доске).
Прочитайте внимательно, но только один раз, и постарайтесь запомнить числа, запишите те из них, которые запомнили, по возможности в том, же порядке.
64, 93, 57, 68, 46, 37, 39, 52, 74, 49. (числа можно использовать другие)
Вывод делайте сами, каким видом памяти вам лучше пользоваться при выполнении, например, домашнего задания, а какой вид памяти лучше тренировать. Хотя помните, что по результатам одного исследования память оценить нельзя!
А тренировать память можно различными способами. Например, поиграть с другом, кто быстрее по порядку назовёт все числа в таблице. У меня есть два варианта таблиц. Выбираю один из вариантов. Проводится игра. Делается вывод.
14 8 12 4
10 23 1 15
3 17 21 7
19 6 9 11
24 2 16 22
13 20 5 18
Рис. 2. Тренировка памяти.
Оказывается, успех в этой игре зависит ещё и от объёма и устойчивости внимания. В младшем школьном возрасте у учащихся, в основном, неустойчивое внимание, но с возрастом усилием воли вы можете себя заставить слушать учителя, даже если вам неинтересно, хотя некоторым это даётся с большим трудом. Причина не только в нежелании учиться, а как раз в неустойчивости внимания. Проведём эксперимент. Предлагаются таблицы. Необходимо проследить взглядом по каждой линии от числа к букве. Измерить время выполнения задания, записать время выполнения задания каждым учеником.
Рис. 3. Проверяем внимание.
Чтобы стать более внимательным и улучшить свою память, нужно выполнять тренировочные упражнения, а учёба – это тоже тренировка. Предлагается ещё одно задание на проверку и тренировку памяти и внимания. Внимательно рассмотрите картинку, постарайтесь запомнить как можно больше деталей, так как вам через некоторое время будет предложена аналогичная картинка, и вам нужно будет сказать, чем они отличаются. (Можно называть отличия всем классом).
Рис. 4.- 5.Найти отличия.
Некоторые из вас большие любители боевиков, в которых главные герои не только сильные, а иногда очень умные, с прекрасной памятью и наблюдательностью. Не только в фильмах, но и в жизни есть такие люди и профессии, в которых используются неординарные способности таких людей. Есть даже специальные школы, где всему этому учат. Необычную память называют феноменальной. Кто – то владеет такой памятью от природы, кто – то добивается необычных результатов тренировкой. Приведу несколько примеров такой феноменальной памяти, но сначала ответьте на следующие вопросы:
Сколько минут в часе? (60)
Сколько минут в 2 часах? (120)
Сколько минут в 24 часах? (1440)
Уже затруднительно, а вот восьмилетний мальчик Зира Кольбери, живший в 19 веке, запросто мог сосчитать в уме, сколько минут будет в сорока восьми годах (25 228 800). Для производства таких математических вычислений в уме необходима кратковременная феноменальная память. Многие художники обладают феноменальной зрительной памятью. Художник Николай Николаевич ГЕ «… в голове, в памяти принёс домой весь фон картины «Пётр Первый и Алексей» - с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с полом и освещением», хотя был в комнате Петергофского дворца всего один раз. (На доске вывешивается картина Н. Н. ГЕ «Пётр Первый и Алексей»).
Рис. 6. Репродукция картины.
Заключение
Учащимся задаются вопросы:
1.Что полезного вы вынесли с сегодняшнего занятия?
2.С чем согласны, с чем нет?
3.А как вы думаете, от чего ещё зависит успешность в учёбе (в жизни)?
Литература:
1.Платонов К.К. Занимательная психология. - М.: Мол. Гвардия, 1986.-224с.
2.Жариков Е.С. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1991.-223с.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час о толерантности в 5 классе
Классный час в 5 классе
Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство
Конспект правового классного часа для 5-7 класса «Путешествие по городу Прав»
Похожие статьи:
Классный час 5 класс на тему Правила дорожного движения
Классный час на тему животные для 5, 6 класса
Классный час в 5-6 классе по профориентационной работе с элементами игры
Классный час в 5 классе «Правила поведения в природе»
Классный час в 5 классе о дружбе