Литературная викторина по произведениям Маршака, 1 класс
Автор: Павлова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» Республика Карелия
Материал будет интересен учителям начальных классов, заместителям директора по ВР при проведении литературных игр, библиотекарям.
Первоклассники только начинают знакомство с миром литературы, но сколько трудностей их ждёт впереди. Многие ещё и читать не умеют, а хочется всех заинтересовать, увлечь. Для этого мы организуем различные литературные игры, викторины, соревнования.
Цель: заинтересовать первоклассников чтением книг.
Задачи:
познакомить с произведениями С.Я. Маршака,
развивать умение работать в коллективе,
развивать всестороннее развитие личности каждого ученика.
Оборудование: выставка книг С.Я. Маршака, оформление класса и доски, аудиозапись «Шли куда попало», листы достижений для жюри, пазл с портретом писателя, кроссворд по загадкам С.Я. Маршака, кленовые листочки для жеребьёвки (зелёные – сентябрь, жёлтые - октябрь, красные – ноябрь), косынки для команд.
Ученики за 2 недели до игры получили задание – познакомиться с произведениями Самуила Яковлевича, нарисовать персонажей к этим произведениям.
До начала игры ребята разбиваются на 3 команды: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» (игра проводилась осенью). У каждой команды были свои отличительные знаки - разноцветные косынки. Капитанами команд стали выпускницы учителя, а теперь ученицы 5 «В» класса Елизавета, Мария и Диана. Задача девочек – контролировать порядок в команде, помогать первоклассникам с заданиями, но не выполнять за них. В составе жюри были родители первоклассников. Фотографом игры стала ещё одна родительница.
Ход мероприятия
- О чем твои стихи? - Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придёт охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то.
С. Я. Маршак
Учитель: В нашей стране вряд ли найдётся человек, которому было бы неизвестно имя Самуила Яковлевича Маршака. Его стихи, сказки и загадки известны даже самым маленьким детям.
Самуил Яковлевич родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Семья была большая, жили бедно, но очень дружно.
Его отец работал мастером на заводе по изготовлению мыла, а мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Отец очень любил читать книги, литературы и знал несколько иностранных языков. Он сумел привить детям стремление к знаниям, уважение ко всякому мастерству.
Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много стихотворений, пьес, литературных статей, перевел известные сказки, песенки разных народов мира для ребят нашей страны.
Учитель: Ребята, вы сейчас узнали важные факты о жизни Самуила Яковлевича Маршака. А как же он выглядел? Давайте выполним первое задание – «Пазл» и узнаем. Вам необходимо в командах восстановить портрет классика.
(Команды собирают портрет писателя под песню «Шли куда попало» на слова писателя.)
Учитель: Молодцы, быстро справились с первым заданием.
Теперь знаете, как выглядел писатель, произведения которого мы сегодня вспоминаем.
А впереди второе задание –«Узнай отрывок».
(Учитель читает отрывки, надо определить из какого они стихотворения.)
1. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? ("Почта")
2. Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит. ("Пожар")
3. Против дома у ворот
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил,
Подметал дорожки
Перед домом кошки. (“Кошкин дом”.)
4. Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки. ("Вот какой рассеянный")
5. Я учиться не хочу,
Сам любого научу.
Я известный мастер
По столярной части! ("Мастер-ломастер")
6. Вот живут они – лягушка,
Ёж, петух и мышь-норушка.
Мышь-норушка
Толокно толчёт,
А лягушка
Пироги печёт.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике. (“Теремок”)
Учитель: Какие вы молодцы! Хорошо подготовились к нашей игре, читали произведения Маршака.
Учитель: А сейчас испытание для капитанов – «Путаница». Вам необходимо составить из предложенных слов строчки из произведений С.Я.Маршака и угадать произведение. (Девочки собирают последовательность из слов)
Учитель: Пока капитаны заняты своим задание, мы проведём разминку. Я называю строки из известных произведений, а Вы – продолжаете.
1) Кто стучится в дверь ко мне…. (с толстой сумкой на ремне...)
2) Где обедал воробей? (В зоопарке у зверей)
3) В рукава просунул руки - (оказалось, это брюки)
4) Я тебя ладонью хлопал, (ты скакал и звонко топал)
5) Собирались лодыри на урок, (а попали лодыри на каток)
6) Дом хозяйский сторожил, подметал дорожки (перед домом кошки)
Учитель: Капитаны справились с задание, жюри проверила их ответы.
Представитель жюри: Девочки, Вы настоящие капитаны и достойно прошли своё испытание. «Сказку о глупом мышонке» узнали сразу.
Учитель: Теперь пора и подвигаться. Дианочка, что ты для нас подготовила?
Диана (капитан одной из команд): Ребята, вставайте на весёлую зарядку. Повторяйте движения и слова за мной.
(Диана читает всем известное стихотворение С.Я. Маршака «Мяч» и показывает движения)
Учитель: Даже на разминке мы вспомнили ещё одно произведение Самуила Яковлевича. А какие произведения Вы ещё знаете?
(По одному представителю от команд наизусть читают стихи Маршака)
Учитель: Да, много стихотворений для детей написал Самуил Яковлевич. А давайте попробуем восстановить названия самых известных произведений писателя. Каждая команда получает лист и карточки. Необходимо восстановить названия стихотворений, соединить начало и конец названия.
Учитель: Ребята, мы сегодня вспомнили очень много стихотворений С.Я.Маршака, а ведь он писал ещё и загадки. Их не так много, как стихотворений, но давайте попробуем их разгадать. В этом нам поможет кроссворд.
(Капитаны читают загадки, а первоклассники – находят отгадки.)
1) Из темницы сто сестёр
Выпускают на простор,
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два-
Загорелась голова.
2) Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
3) Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
4) Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб.
5) Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий,
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит как паровик.
6) Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
7) Я твой товарищ, капитан.
Когда разгневан океан
И ты скитаешься во мгле
На одиноком корабле, -
Зажги фонарь во тьме ночной
И посоветуйся со мной:
Я закачаюсь, задрожу –
И путь на север укажу.
Учитель: Какая чудесная литературная игра у нас получилась. Все постарались!
Во время викторины члены жюри очень внимательно наблюдали за вами, переживали и болели за команды.
Жюри: Ребята, Вы такие молодцы! Каждая команда старалась не отставать от соперников. В итоге победила команда «Сентябрь» - 90 баллов, на втором месте была команда «Октябрь» - 89 баллов, а на третьем - «Ноябрь» и 87 баллов! Отрыв между командами минимальный, все постарались и показали отличные знания произведений С.Я. Маршака.
Учитель: Всем спасибо. Встреча с произведениями Маршака – оказалась праздником для всех.
Рекомендуем посмотреть:
Викторина «Путешествие по сказкам» для 1 класса. Сценарий
Турнир знатоков для 1-2 классов «Я – казахстанец!»
Литературная викторина для старших дошкольников
Литературная викторина с презентацией, 1 класс. Русские народные сказки
Похожие статьи:
Вопросы к рассказу Чарушина «Никита-охотник»
Викторина с ответами к произведению Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»»
Литературная викторина с ответами для учащихся 1 класса