Внеклассное мероприятие по биологии с презентацией, 6-8 класс. Сценарий творческой мастерской
Творческая лаборатория «МОЗАИКА ЦВЕТОВ» Сценарий
Автор: Куликова Татьяна Степановна, учитель биологии высшей категории.
Место работы: МАОУ «СОШ № 153 с углублённым изучением иностранных языков» г. Перми
Разработка окажется полезной для учителей биологии во время внеклассной, кружковой работы, при проведении предметной недели. Внеклассное мероприятие для учащихся 6 – 8 классов в форме творческой лаборатории объединяет группы ребят, где каждый не только делится известной ему информацией о комнатных и дикорастущих растениях, но и размышляет, участвует в исследовательской работе, творчески подходит к поиску новой информации.
Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения видового состава культурных и дикорастущих растений.
Задачи:
- актуализировать знания о видовом составе комнатных растений школ и пришкольных участков;
- развивать наблюдательность, абстрактное мышление, творческое воображение;
- формировать навыки работы в группе, умение слышать чужое мнение;
- воспитывать культуру бережного отношения к окружающему миру;
- создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Участники: команды обучающихся школы, района, занимающихся в эколого-натуралистических, ботанических кружках, коллективы школ, участвующих в экологических акциях; учащиеся 6-7 классов, изучивших раздел биологии «Систематика и многообразие растений».
Обеспечение: Комнатные растения (в отдельном помещении), оформленные для проведения конкурсов; распечатки иллюстраций растений, ребусов, Школьный атлас-определитель высших растений: Кн.для учащихся. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил. - по числу команд; карточки-загадки с видовыми названиями растений, бумага, канцелярские принадлежности для творческих работ участников, стенд (доска для проведения 5-го тура).
Длительность мероприятия – 60–90 минут.
2 ведущих (по очереди):
Быть может, вся природа – мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?…
(Константин Бальмонт) 1-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашей творческой лаборатории «Мозаика цветов». Капитаны – представьте свои команды!
2-й ведущий: Сегодня Вам предстоит выдержать испытание, подготовленное для Вас Ученым Советом.
Под звуки музыки выходит Ученый Совет (педагоги и старшеклассники в мантиях и шапках академика).
Ведущие представляют жюри: Председатель Учёного Совета - Главный Эксперт-биолог, помощники: Специалист по комнатным растениям, Специалист по лесным растениям, Специалист по полевым растениям.
Председатель Учёного Совета – Главный Эксперт-биолог: уважаемые участники творческой лаборатории! Сегодня Вы будете соревноваться, демонстрировать свои знания о растениях, которые окружают человека дома в квартире, на огороде, в лесу, на лугу. Вы создадите новый продукт, которым Ваши учителя смогут воспользоваться на своих уроках. Кроме этого, Вы узнаете много нового и интересного. Итак! Мы начинаем!
Первый тур «Знакомые незнакомцы».
1-й ведущий: Уважаемый Ученый Совет! Я помню с детства стихотворение Елены Благининой о цветке, а вот как он, этот цветок называется – не знаю. Может, вы послушаете и подскажете?
Огонёк
Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.
Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!
Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!
2-й ведущий: Я знаю это стихотворение – недавно младшей сестрёнке читал. А в книжке на рисунке растение – как Ванька мокрый. Он у меня на окошке расцвел и мы его «огоньком» называем.
Главный Эксперт-биолог: Есть такое растение. Цветок называют либо Ванька мокрый за то, что его стебли очень сочные, и он требует частых поливов, либо Недотрога, за способность плодов скручиваться и разбрасывать созревшие семена при малейшем прикосновении. Научное название этого растения – Бальзамин Валерра.
Многие наши комнатные растения имеют сложные научные названия. Мы же употребляем прижившиеся обиходные, упрощенные названия.
Задание первого тура: Составить пары из научного и обиходного названия для каждого из предложенных, наиболее распространенных, комнатных растений. Каждый правильный ответ – один балл. Время для выполнения задания – 5-7 минут.
1-й ведущий: Какие же Вы умные! Такие названия знаете! А этот «фикус» знаете? Как он называется? (показывает на любой цветок). У моей бабушки весь дом в цветах, а что есть что, в жизни не разберу! Я в соседнем кабинете рассмотрел все растения и пронумеровал специально, чтобы Вы мне подсказали их названия.
2-й ведущий: Сейчас мы узнаем: знаете ли Вы растения «в лицо».
Второй тур «Зимний сад»
Специалист по комнатным растениям: капитаны команд с двумя помощниками проходят в нашу импровизированную оранжерею. Используя список растений надо за 5 минут определить растения и указать их номера. За каждое определённое растение начисляется 2 балла.
Специалист по комнатным растениям (педагог) сопровождает участников тура.
1-й ведущий: Чтобы остальные не скучали, мы проведем соревнование и заработаем для команды дополнительные очки. 2-й ведущий: кто знает сказки, мультипликационные или художественные фильмы, где растения сыграли важную роль? Называем по очереди произведение и ту роль, которую выполняло растение, а кто приведёт пример последним – тот и выиграл. Команда получит 3 балла.
Примеры: «Цветик – семицветик» (загадывание желаний), «Дюймовочка» (родилась в цветке), «Аленький цветочек» (подарок для младшей дочери, расколдовал чудовище), «Ореховая веточка» (подарок для младшей дочери купца), «Каменный цветок» (цветок – прообраз каменной чаши), «Репка» (овощ, уборка урожая), «Вершки и корешка» (пшеница и репа – урожай), «Бобовое зёрнышко» (петушок подавился), «Чиполлино» (главные герои сказки – овощи, фрукты и ягоды), «Принцесса на горошине» (проверка чувствительности), «Золотая антилопа» (дудочка из тростника), «Хаврошечка» (яблоня, выросшая у главной героини), «Гуси-лебеди» (яблоня с наливными яблочками) и т. д.
Возвратившиеся участники присоединяются к своим командам.
Учёный Совет - жюри подсчитывают баллы и оглашают предварительные итоги.
2-й ведущий: А я тоже знаю стихотворение, только его смысл мне что-то не совсем понятен. При чем здесь собачки и как они попали из полей в альбом? Вот послушайте:
Собачек много есть сортов:
Левретки, мопсики, бульдожки,
Болонки, таксы – кривоножки.
Собачки есть и меж цветов:
Они не бегают, не лают,
А только ротик разевают,–
И вот – попали из полей
В альбом к Наташеньке моей.
Собачки (Николай Холодковский) Главный Эксперт-биолог: Здесь нет ничего сложного - «ротик» образуют сросшиеся лепестки цветков у растений семейства Губоцветные, например: у мяты, шалфея, известного Вам Коллеуса. Но есть растения, которые в своем русском наименовании имеют название какого-либо животного, которого они чем-то напоминают. Например: сорт томатов «Бычье сердце» названо так за сходство формы мясистых плодов с сердцем животного.
1-й ведущий: Вот пусть ребята попытаются вспомнить такие растения, а мы для подсказки дадим список животных, иллюстрации растений и школьный атлас-определитель высших растений.
Третий тур « Ботанический зоопарк».
Задание: вспомнить самостоятельно или найти с помощью атласа-определителя соответствующее название растения, соотнести с иллюстрациями. Написать напротив каждого животного название растения и указать номер рисунка. Время на выполнение задания – 7 минут. За неполный ответ (название или № рисунка) – 1 балл, за полный – 3 балла.
1-й ведущий: Ну и ребусов вы тут нарешали! 2-й ведущий: Вы подали чудесную идею! Мы действительно сейчас не только разгадаем несколько ребусов, но и попытаемся составить свои. За 10 (15) минут вы должны:
1. Потренироваться и всем вместе разгадать 3-4 ребуса
2. Разгадать командой 5 ребусов. За каждый верный ответ – 4 балла
3. Составить и нарисовать наибольшее число ребусов названий знакомых растений за оставшееся время. Максимальная оценка за сложность и качество оформления каждого составленного ребуса – 5 баллов.
Четвертый тур «Ребусы из леса»
Полную версию авторских ребусов можно найти в моих работах "Биоразнообразие в ребусах" и "Ребусы на уроках биологии"
Во время оценивания работ можно сделать следующее: сфотографировать изготовленные ребусы и сразу, с помощью проектора, вывести фотографии на экран. Обсудить с участниками разработки, присудить за самую успешную «Приз зрительских симпатий» - дополнительные 5 баллов
По окончании тура объявляются предварительные результаты.
1-й ведущий: Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты!
На лугу (Иван Суриков)
2-й ведущий: Я очень люблю собирать цветы, но они быстро вянут, букет пропадает, и его приходится выбрасывать.
1-й ведущий: И где ты собираешь цветы? Уж, не в лесу ли, не на полянках? А знаешь ли ты, что в наших лесах исчезают самые красивые, самые крупные цветы вот из-за таких нерадивых любителей природы?
2-й ведущий: Нет, нет! Я собираю их в нашем саду, на клумбе. Это не только для красоты, но и для подарков: ведь это так приятно, когда кто-нибудь дарит тебе цветы.
1-й ведущий: Хорошо! Пусть наши участники в подарок себе соберут букет цветов с этой волшебной клумбы.
Пятый тур «Загадочный букет»
Условия: На стенде (доске) до начала игры прикреплены яркие символические рисунки цветов и листьев. Крепить лучше «рулончиком» скотча (свернуть на пальце полоску тонкого скотча липкой стороной наружу). Если после снятия скотча останутся липкие следы – потрите порошком мела (проверенное средство). Рисунки созданы гуашью на плотном картоне, на обратной стороне – порядковый номер и загадка о дикорастущем или культурном растении, текст защищен от повреждения широким прозрачным скотчем. Чем больше будет загадок и чем разнообразнее их сложность – тем азартнее будет проходить этап. Загадки, по степени сложности, оцениваются от 1 до 5 баллов.
У каждой из команд - свои небольшие доски (плотный картон, фанера), желательный размер 50х70.
Необходимо обеспечить беспрепятственный и безопасный доступ до «Клумбы» каждой команде. 1-й ведущий: 2 участника от команды по очереди собирают цветы, то есть снимают по одной карточке с доски вместе со скотчем. Если загадка разгадана - цветок прикрепляется на свою доску, а ответ, вместе с номером загадки записывается в бланк ответов.
2-й ведущий: неразгаданные карточки сборщики возвращают на место. Учтите: во время проверки при неверном ответе с командной доски снимается соответствующее количество цветов: они завяли. Поэтому будьте внимательны!
Время тура 6-9 минут и определяется звучанием мелодии «Вальс цветов» П.И.Чайковского (повтор 2-3 раза).
Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов, т.е. не только собрала больше цветов, но и правильно отгадала наибольшее количество загадок с учетом их сложности.
За эстетическое оформление букета добавляется 5 баллов.
Загадки (заготовка для наклеивания на цветы - карточки)
2-й ведущий: Красота-то, какая! Настоящий фитодизайн! 1-й ведущий: Пока Ученый совет подсчитывает баллы и подводит итоги нашей встречи, устроим песенный марафон. Условия – надо спеть часть куплета или припева песни, где в тексте есть названия растений. Победившая команда получает дополнительный балл.
Главный Эксперт-биолог: Вы сегодня на славу потрудились, но я хочу загадать вам ещё одну загадку. Что это?
- Лежало я на свету, просилось в темноту,
Да и там покоя нет: как бы вырваться на свет!
Правильно! Это семя. Вы сегодня набрали очень много баллов - семян, выполняя наши задания (оглашаются итоговые результаты). Ну-ка, кто что узнал нового, или делал впервые?
Слово предоставляется командам (рефлексия)
Главный Эксперт-биолог: Знания и умения, которые Вы сегодня получили впервые, можно "выращивать" - развивать, как молодые растеньица из семян. Может кто-то из Вас займётся разведением комнатных растений, а потом организует целый питомник, кто-то разобьёт клумбу возле своего дома, а затем станет фитодизайнером. Кто-то просто перестанет обрывать дикорастущие цветы, а кто-то поступит на биологический факультет с станет известным ботаником. Приз за сегодняшнюю работу - набор семян красивоцветущих растений. Надо ни мало постараться, чтобы цветы порадовали окружающих.
Награждение команд.
Спасибо за Вашу работу! До следующих встреч, в нашей лаборатории! И не забудьте передать Ваши ребусы учителю биологии! До свидания!
Татьяна Степановна, интересный сценарий вы представили. Мне понравились конкурсные задания, оригинальные и интригующие и сама организация мероприятия. Удачи вам.
Татьяна Степановна, Ваше внеклассное мероприятие для учащихся 6 – 8 классов в форме творческой лаборатории очень понравилось.Развивает наблюдательность и создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка.Все туры соревнования развивают абстрактное мышление и творческое воображение.Спасибо.Отдаю Вам голос.
Здравствуйте, Татьяна Степановна. С удовольствием ознакомилась со сценарием творческой мастерской. Хорошая разработка, интересные и разнообразные туры (и содержание, и название). Каждый из туров можно рассматривать как отдельно взятый конкурс на другом мероприятии (например, как у Вас "Загадочный букет" - на 8 марта). Я думаю, что детям было интересно участвовать в этой творческой мастерской. Мне понравилось, спасибо! Удачи Вам! Голос Ваш!