Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по биологии с презентацией, 6-8 класс. Сценарий творческой мастерской

Творческая лаборатория «МОЗАИКА ЦВЕТОВ» Сценарий
Автор: Куликова Татьяна Степановна, учитель биологии высшей категории.
Место работы: МАОУ «СОШ № 153 с углублённым изучением иностранных языков» г. Перми

Разработка окажется полезной для учителей биологии во время внеклассной, кружковой работы, при проведении предметной недели. Внеклассное мероприятие для учащихся 6 – 8 классов в форме творческой лаборатории объединяет группы ребят, где каждый не только делится известной ему информацией о комнатных и дикорастущих растениях, но и размышляет, участвует в исследовательской работе, творчески подходит к поиску новой информации.

Цель: Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения видового состава культурных и дикорастущих растений.

Задачи:
- актуализировать знания о видовом составе комнатных растений школ и пришкольных участков;
- развивать наблюдательность, абстрактное мышление, творческое воображение;
- формировать навыки работы в группе, умение слышать чужое мнение;
- воспитывать культуру бережного отношения к окружающему миру;
- создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Участники: команды обучающихся школы, района, занимающихся в эколого-натуралистических, ботанических кружках, коллективы школ, участвующих в экологических акциях; учащиеся 6-7 классов, изучивших раздел биологии «Систематика и многообразие растений».

Обеспечение: Комнатные растения (в отдельном помещении), оформленные для проведения конкурсов; распечатки иллюстраций растений, ребусов, Школьный атлас-определитель высших растений: Кн.для учащихся. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил. - по числу команд; карточки-загадки с видовыми названиями растений, бумага, канцелярские принадлежности для творческих работ участников, стенд (доска для проведения 5-го тура).

Длительность мероприятия – 60–90 минут.

2 ведущих (по очереди):
Быть может, вся природа – мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?…
(Константин Бальмонт)
1-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашей творческой лаборатории «Мозаика цветов». Капитаны – представьте свои команды!

2-й ведущий: Сегодня Вам предстоит выдержать испытание, подготовленное для Вас Ученым Советом.

Под звуки музыки выходит Ученый Совет (педагоги и старшеклассники в мантиях и шапках академика).

Ведущие представляют жюри: Председатель Учёного Совета - Главный Эксперт-биолог, помощники: Специалист по комнатным растениям, Специалист по лесным растениям, Специалист по полевым растениям.

Председатель Учёного Совета – Главный Эксперт-биолог: уважаемые участники творческой лаборатории! Сегодня Вы будете соревноваться, демонстрировать свои знания о растениях, которые окружают человека дома в квартире, на огороде, в лесу, на лугу. Вы создадите новый продукт, которым Ваши учителя смогут воспользоваться на своих уроках. Кроме этого, Вы узнаете много нового и интересного. Итак! Мы начинаем!
Первый тур «Знакомые незнакомцы».
1-й ведущий: Уважаемый Ученый Совет! Я помню с детства стихотворение Елены Благининой о цветке, а вот как он, этот цветок называется – не знаю. Может, вы послушаете и подскажете?
Огонёк
Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.

Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.

Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!

Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!

2-й ведущий: Я знаю это стихотворение – недавно младшей сестрёнке читал. А в книжке на рисунке растение – как Ванька мокрый. Он у меня на окошке расцвел и мы его «огоньком» называем.

Главный Эксперт-биолог: Есть такое растение. Цветок называют либо Ванька мокрый за то, что его стебли очень сочные, и он требует частых поливов, либо Недотрога, за способность плодов скручиваться и разбрасывать созревшие семена при малейшем прикосновении. Научное название этого растения – Бальзамин Валерра.
Многие наши комнатные растения имеют сложные научные названия. Мы же употребляем прижившиеся обиходные, упрощенные названия.

Задание первого тура: Составить пары из научного и обиходного названия для каждого из предложенных, наиболее распространенных, комнатных растений. Каждый правильный ответ – один балл. Время для выполнения задания – 5-7 минут.

Видовые (научные) названия:
1. Абутилон гибридный
2. Алоэ древовидное
3. Аспарагус густоцветковый
4. Бальзамин Валерра
5. Гибискус гибридный
6. Зефирантес крупноцветковый
7. Зигокактус усеченный
8. Колеус Блюме
9. Пеларгония зональная
10. Роициссус ромбический
11. Сансевиерия трехполосая
12. Сенполия узамбарская
13. Спатифиллум Уоллиса
14. Толстянка серебристая
15. Хойя мясистая
16. Зантедеския эфиопская

Обиходные названия:
1. Ванька мокрый
2. Комнатный виноград
3. Выскочка
4. Герань
5. Декабрист
6. Елочка
7. Живое (денежное) дерево
8. Калла
9. Крапивка
10. Комнатный клен
11. Женское счастье
12. Розан
13. Плющ восковый
14. Фиалка
15. Щучий хвост
16. Столетник
Ответы: 1 – 10, 2 – 16, 3 – 6, 4 – 1, 5 – 12, 6 – 3, 7 – 5, 8 – 9, 9 – 4, 10 – 2, 11 – 14, 13 – 11, 14 – 7, 15 – 13, 16 – 8

1-й ведущий: Какие же Вы умные! Такие названия знаете! А этот «фикус» знаете? Как он называется? (показывает на любой цветок). У моей бабушки весь дом в цветах, а что есть что, в жизни не разберу! Я в соседнем кабинете рассмотрел все растения и пронумеровал специально, чтобы Вы мне подсказали их названия.

2-й ведущий: Сейчас мы узнаем: знаете ли Вы растения «в лицо».
Второй тур «Зимний сад»
Специалист по комнатным растениям: капитаны команд с двумя помощниками проходят в нашу импровизированную оранжерею. Используя список растений надо за 5 минут определить растения и указать их номера. За каждое определённое растение начисляется 2 балла.

Специалист по комнатным растениям (педагог) сопровождает участников тура.

Растения "Зимнего сада" (список корректируется в зависимости от имеющихся растений):
1. Аспидистра высокая
2. Сциндапсус золотистый
3. Амарилис гибридный
4. Эухарис крупноцветковый
5. Сансевиерия трехполоса
6. Эхинопсис Эйриеза
7. Традесканция приречная
8. Нефролепис перистый
9. Зантедеския эфиопская
10. Зигокактус усеченный
11. Хлорофитум хохлатый
12. Колеус Блюме
13. Бегония борщевиколистная
14. Сенполия узамбарская
15. Хойя мясистая
16. Монстера деликатесная
17. Дримиопсис Кирха
18. Руэллия пурпурная
19. Фаленопсис гибридный
20. Полисциас Бальфура

1-й ведущий: Чтобы остальные не скучали, мы проведем соревнование и заработаем для команды дополнительные очки.
2-й ведущий: кто знает сказки, мультипликационные или художественные фильмы, где растения сыграли важную роль? Называем по очереди произведение и ту роль, которую выполняло растение, а кто приведёт пример последним – тот и выиграл. Команда получит 3 балла.

Примеры: «Цветик – семицветик» (загадывание желаний), «Дюймовочка» (родилась в цветке), «Аленький цветочек» (подарок для младшей дочери, расколдовал чудовище), «Ореховая веточка» (подарок для младшей дочери купца), «Каменный цветок» (цветок – прообраз каменной чаши), «Репка» (овощ, уборка урожая), «Вершки и корешка» (пшеница и репа – урожай), «Бобовое зёрнышко» (петушок подавился), «Чиполлино» (главные герои сказки – овощи, фрукты и ягоды), «Принцесса на горошине» (проверка чувствительности), «Золотая антилопа» (дудочка из тростника), «Хаврошечка» (яблоня, выросшая у главной героини), «Гуси-лебеди» (яблоня с наливными яблочками) и т. д.

Возвратившиеся участники присоединяются к своим командам.
Учёный Совет - жюри подсчитывают баллы и оглашают предварительные итоги.

2-й ведущий: А я тоже знаю стихотворение, только его смысл мне что-то не совсем понятен. При чем здесь собачки и как они попали из полей в альбом? Вот послушайте:

Собачек много есть сортов:
Левретки, мопсики, бульдожки,
Болонки, таксы – кривоножки.
Собачки есть и меж цветов:
Они не бегают, не лают,
А только ротик разевают,–
И вот – попали из полей
В альбом к Наташеньке моей.
Собачки (Николай Холодковский)
Главный Эксперт-биолог: Здесь нет ничего сложного - «ротик» образуют сросшиеся лепестки цветков у растений семейства Губоцветные, например: у мяты, шалфея, известного Вам Коллеуса. Но есть растения, которые в своем русском наименовании имеют название какого-либо животного, которого они чем-то напоминают. Например: сорт томатов «Бычье сердце» названо так за сходство формы мясистых плодов с сердцем животного.

1-й ведущий: Вот пусть ребята попытаются вспомнить такие растения, а мы для подсказки дадим список животных, иллюстрации растений и школьный атлас-определитель высших растений.
Третий тур « Ботанический зоопарк».
Задание: вспомнить самостоятельно или найти с помощью атласа-определителя соответствующее название растения, соотнести с иллюстрациями. Написать напротив каждого животного название растения и указать номер рисунка. Время на выполнение задания – 7 минут. За неполный ответ (название или № рисунка) – 1 балл, за полный – 3 балла.

Название животного - название растения № рисунка
1. Верблюд - Верблюжья колючка № 5
2. Волк - Волчье лыко (Волчеягодник) № 2
3. Ворона - Вороний глаз № 6
4. Гусь - Гусиный лук № 7
5. Заяц - Заячья капуста № 8
6. Клоп - Клоповник сорный № 14
7. Коза - Козья ива № 12
8. Конь - Конский щавель № 1
9. Кошка - Кошачьи лапки № 11
10. Кукушка - Кукушкин лён № 4
11. Лев - Львиный зев № 15
12. Медведь - Медвежье ушко № 9
13. Мышь - Мышиный горошек № 3
14. Рябчик - Рябчик русский № 16
15. Собака - Собачья фиалка № 10
16. Страус - Страусник обыкновенный № 13

1-й ведущий: Ну и ребусов вы тут нарешали!
2-й ведущий: Вы подали чудесную идею! Мы действительно сейчас не только разгадаем несколько ребусов, но и попытаемся составить свои. За 10 (15) минут вы должны:
1. Потренироваться и всем вместе разгадать 3-4 ребуса
2. Разгадать командой 5 ребусов. За каждый верный ответ – 4 балла
3. Составить и нарисовать наибольшее число ребусов названий знакомых растений за оставшееся время. Максимальная оценка за сложность и качество оформления каждого составленного ребуса – 5 баллов.
Четвертый тур «Ребусы из леса»

Полную версию авторских ребусов можно найти в моих работах "Биоразнообразие в ребусах" и "Ребусы на уроках биологии"

Во время оценивания работ можно сделать следующее: сфотографировать изготовленные ребусы и сразу, с помощью проектора, вывести фотографии на экран. Обсудить с участниками разработки, присудить за самую успешную «Приз зрительских симпатий» - дополнительные 5 баллов
По окончании тура объявляются предварительные результаты.

1-й ведущий: Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты!
На лугу (Иван Суриков)

2-й ведущий: Я очень люблю собирать цветы, но они быстро вянут, букет пропадает, и его приходится выбрасывать.

1-й ведущий: И где ты собираешь цветы? Уж, не в лесу ли, не на полянках? А знаешь ли ты, что в наших лесах исчезают самые красивые, самые крупные цветы вот из-за таких нерадивых любителей природы?

2-й ведущий: Нет, нет! Я собираю их в нашем саду, на клумбе. Это не только для красоты, но и для подарков: ведь это так приятно, когда кто-нибудь дарит тебе цветы.

1-й ведущий: Хорошо! Пусть наши участники в подарок себе соберут букет цветов с этой волшебной клумбы.
Пятый тур «Загадочный букет»

Условия: На стенде (доске) до начала игры прикреплены яркие символические рисунки цветов и листьев. Крепить лучше «рулончиком» скотча (свернуть на пальце полоску тонкого скотча липкой стороной наружу). Если после снятия скотча останутся липкие следы – потрите порошком мела (проверенное средство). Рисунки созданы гуашью на плотном картоне, на обратной стороне – порядковый номер и загадка о дикорастущем или культурном растении, текст защищен от повреждения широким прозрачным скотчем. Чем больше будет загадок и чем разнообразнее их сложность – тем азартнее будет проходить этап. Загадки, по степени сложности, оцениваются от 1 до 5 баллов.
У каждой из команд - свои небольшие доски (плотный картон, фанера), желательный размер 50х70.
Необходимо обеспечить беспрепятственный и безопасный доступ до «Клумбы» каждой команде.
1-й ведущий: 2 участника от команды по очереди собирают цветы, то есть снимают по одной карточке с доски вместе со скотчем. Если загадка разгадана - цветок прикрепляется на свою доску, а ответ, вместе с номером загадки записывается в бланк ответов.

2-й ведущий: неразгаданные карточки сборщики возвращают на место. Учтите: во время проверки при неверном ответе с командной доски снимается соответствующее количество цветов: они завяли. Поэтому будьте внимательны!

Время тура 6-9 минут и определяется звучанием мелодии «Вальс цветов» П.И.Чайковского (повтор 2-3 раза).

Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов, т.е. не только собрала больше цветов, но и правильно отгадала наибольшее количество загадок с учетом их сложности.
За эстетическое оформление букета добавляется 5 баллов.
Загадки (заготовка для наклеивания на цветы - карточки)

2-й ведущий: Красота-то, какая! Настоящий фитодизайн!
1-й ведущий: Пока Ученый совет подсчитывает баллы и подводит итоги нашей встречи, устроим песенный марафон. Условия – надо спеть часть куплета или припева песни, где в тексте есть названия растений. Победившая команда получает дополнительный балл.

Главный Эксперт-биолог: Вы сегодня на славу потрудились, но я хочу загадать вам ещё одну загадку. Что это?

- Лежало я на свету, просилось в темноту,
Да и там покоя нет: как бы вырваться на свет!

Правильно! Это семя. Вы сегодня набрали очень много баллов - семян, выполняя наши задания (оглашаются итоговые результаты). Ну-ка, кто что узнал нового, или делал впервые?

Слово предоставляется командам (рефлексия)

Главный Эксперт-биолог: Знания и умения, которые Вы сегодня получили впервые, можно "выращивать" - развивать, как молодые растеньица из семян. Может кто-то из Вас займётся разведением комнатных растений, а потом организует целый питомник, кто-то разобьёт клумбу возле своего дома, а затем станет фитодизайнером. Кто-то просто перестанет обрывать дикорастущие цветы, а кто-то поступит на биологический факультет с станет известным ботаником. Приз за сегодняшнюю работу - набор семян красивоцветущих растений. Надо ни мало постараться, чтобы цветы порадовали окружающих.

Награждение команд.

Спасибо за Вашу работу! До следующих встреч, в нашей лаборатории! И не забудьте передать Ваши ребусы учителю биологии! До свидания!
Презентация на тему: Биоразнообразие в ребусах

Рекомендуем посмотреть:

Загадки о растениях с ответами для детей Герань. Интересные факты Полезные свойства комнатных растений Конспект НОД для детей старшей группы. Растение в подарок маме

Похожие статьи:

Какие комнатные растения очищают воздух в доме, в квартире

Какие комнатные растения очищают воздух в доме, в квартире от ядовитых веществ

Комнатные растения — энергетические доноры и вампиры

Какие комнатные растения являются ядовитыми

Полезные и лечебные свойства комнатных растений

Участник №63 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Загадки о животных с ответами для школьников 6-9 класса
Опубликовано: 3062 дня назад (4 августа 2016)
Просмотров: 3908
+4
Голосов: 4
Валентина Николаевна Разумова # 4 августа 2016 в 17:12 +1
Татьяна Степановна, интересный сценарий вы представили. Мне понравились конкурсные задания, оригинальные и интригующие и сама организация мероприятия. Удачи вам.
Татьяна Степановна Куликова # 4 августа 2016 в 17:23 0
Спасибо!
Светлана Анатольевна Дьякова # 5 августа 2016 в 13:41 +1
Татьяна Степановна, Ваше внеклассное мероприятие для учащихся 6 – 8 классов в форме творческой лаборатории очень понравилось.Развивает наблюдательность и создаёт ситуацию успеха для каждого ребёнка.Все туры соревнования развивают абстрактное мышление и творческое воображение.Спасибо.Отдаю Вам голос.
Татьяна Степановна Куликова # 5 августа 2016 в 18:51 0
Большое спасибо за комментарий. Что дети - видели бы Вы, с каким азартом учителя разгадывают загадки и собирают букет - проводили конкурс на 8 марта.
Татьяна Владимировна Морозова # 5 августа 2016 в 20:56 +1
Здравствуйте, Татьяна Степановна. С удовольствием ознакомилась со сценарием творческой мастерской. Хорошая разработка, интересные и разнообразные туры (и содержание, и название). Каждый из туров можно рассматривать как отдельно взятый конкурс на другом мероприятии (например, как у Вас "Загадочный букет" - на 8 марта). Я думаю, что детям было интересно участвовать в этой творческой мастерской. Мне понравилось, спасибо! Удачи Вам! Голос Ваш!
Татьяна Степановна Куликова # 5 августа 2016 в 21:03 0
Спасибо! Посмотрите внимательно презентацию с ребусами. Их можно использовать на многих уроках зоологии.
Татьяна Владимировна Морозова # 5 августа 2016 в 21:17 +1
Спасибо, но пока какой-то сбой сети, не могу посмотреть. Обязательно скачаю Вашу презентацию.