Статья «Космическая философия К.Э. Циолковского»
Дополнительный материал по физике и астрономии для старшеклассников (учащихся 8-11 класса.
Тема: «Космическая философия К.Э.Циолковского».
Автор Волкова Татьяна Вениаминовна, преподаватель физики ГБОУ СПО "Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли"
Цели:
- познакомить старшеклассников с гениальным ученым К.Э. Циолковским, с его гипотезами, идеями о Вселенной и космосе.
- рассмотреть на примере жизни ученого развитие человеческой мысли и логики.
Задачи:
- продолжить развитие творческого потенциала старшеклассников, познавательного интереса к к изучаемому предмету.
- развитие самостоятельности, умения слушать и выступать перед аудиторией.
- развитие активности, умение дискутировать, делать выводы.
План
1. Теория космических эр.
2. Детство К.Э. Циолковского.
3. Высшая сила.
4. Существа тонкого мира.
5. Идеи Циолковского:
- постулирование временности пребывания человечества на нашей планете.
- представление о вселенной (бесконечно вечная во времени, но непрерывно эволюционирующая).
- концепция «пульсирующей Вселенной» (непрерывная во времени, но периодически разгорающаяся и создающая мыслящую жизнь, а затем вновь угасающая).
6. Космические связи ученого .
7. Теория «космических эр» (основные знания о вселенной могут быть получены только путем откровения свыше).
8. Пророческая миссия Циолковского.
Космическая философия (лучевая эра космоса).
Вопросы:
1. Почему Циолковского считали основоположником космонавтики?
2. Что такое «высшая сила» в представлении ученого?
3. Существа тонкого мира. Существуют ли они?
4. В чем заключаются идеи Циолковского? Что для них характерно и какова их особенность?
5. Был ли ученый «контактером»? Докажите это.
6. В чем заключается пророческая миссия Циолковского? Кто такие пророки? (Назовите и охарактеризуйте их).
7. Что такое «лучевая эра космоса»?
Космическая философия К.Э. Циолковского
Когда А.Л. Чижевский пришел в 1932г. уже к дряхлеющему К.Э. Циолковскому и тот вдруг изложил ему свою «Теорию космических эр», Чижевский был поражен, насколько близок к мистике оказался «отец мировой космонавтики». Я молчал ошеломленный неограниченным полетом его фантазии (А.Л. Чижевский «Теория космических эр»).
Эта сторона натуры и творчества выдающегося русского космиста мало известна широкому читателю.
Циолковский мистик – возможно ли это?
Начнем с того, что Константин Эдуардович с детства был предрасположен к необычному, таинственному запредельному. Прежде всего, своими психопатологическими особенностями. Маленький Костя страдал
лунатизмом, что было свойственно и его брату. Следовательно, была внутренне обусловленная генетическая предрасположенность к чуду которого он ожидал всю жизнь. Этому способствовали и внешние обстоятельства. Константин Эдуардович, почти
глухой с детства,
замкнутый,
рассеянный,
чудаковатый, был глубоко несчастен в обыденной жизни. Он страстно желал найти хоть в чем-то опору, что позволило бы ему переносить провинциальное бытие. В какой-то степени такой опорой для него стали научные занятия. Однако была нужна главная цель, ради которой стоило вести исследования.
И такую опору Циолковский интуитивно ищет в «высшей силе». Он называет его Бог, Космос, Существа тонкого мира и т.п. Реалист и материалист, ученый не мог найти опору лишь в человеческом разуме и техническом прогрессе.
Некоторые его рукописи показывают, что доведенный до отчаяния тяготами жизни, он обращался к высшим силам с мольбой о помощи. Это переломный момент его жизни.
Циолковский молод. Он женится, работает не покладая рук, но покоя не находит. Некоторое утешение приносят его беседы с женой, в которой его поражало глубокое знание Евангелия. И вот, живя еще в Боровске, примерно в 1889 году (ему 33 года – возраст Христа) Циолковский получает свой первый мистический опыт. Он просит высшие силы дать ему какой – нибудь знак, доказывающий, что они существуют.
И знак дан! Циолковский сидел на крыльце дома и тайно пожелал увидеть фигуру
Бога. Внезапно в южной части небосклона, невысоко над горизонтом, он увидел крест, образованный из облаков. Крест двигался, приближался и внезапно превратился в фигуру человека, безукоризненную по очертаниям. Затем на руки Циолковского с неба упали капли, которые оказались сладкими на вкус. Произошедшее потрясло ученого и произвело полный переворот в его жизни.
Циолковский в результате этого чуда был приобщен к мистическому опыту. Он был отмечен свыше. Такой опыт выпадал на Земле лишь избранным людям: Моисею, Пифагору, Сократу Будде.
Характерно, что если до этого момента К.Э. Циолковский разрабатывал в основном механические основы космизма (ракетодинамику, план расселения людей в космосе), то затем чуть ли не целиком он обращается к глобальным философским и космогоническим проблемам. Циолковский поднялся до таких горизонтов, которые трудно было предполагать в самоучке. Он встал в ровень с величайшими титанами человечества: Леонардо да Винчи, Коперником, Ньютоном, Галилеем. Более того, впервые в истории науки Циолковский выдвигает такой удивительный каскад идей, которые не смог выдвинуть не один из гигантов науки прошлого и наших дней.
Идеи эти следующие:
Циолковский впервые в истории земли постулировал временность пребывания человечества на нашей планете, объявив его всего лишь колыбелью разума. Он провозгласил неотвратимость заселения околосолнечного пространства и затем колонизацию эфира, других солнечных систем. Он считал даже, что и земля со временем будет разобрана до основания как строительный материал на образование «Сферы Циолковского» - ожерелья искусственных сооружений вокруг нашего светила, в которых более рационально будет использоваться его энергия.
Не менее удивительны его представления о
Вселенной. Ее он считал бесконечно вечной по времени, но непрерывно эволюционирующей. В бесконечности прошлых времен Вселенная развивается от более тонких составлений вещества к более плотным. Наш мир более плотный, чем прошлые миры. Прошлые миры могли иметь такие же или даже еще более высокоразвитые существа чем мы. Они могут существовать сейчас, среди нас. Возможно, это и есть те высшие силы, которые наблюдают за нами и изредка вмешиваются в нашу жизнь.
Если на Земле жизнь самозародилась, считал Циолковский, то на других подобных ей планетах высшие существа не допускают таких страданий и мук автогонии (самозарождения), но насаждают жизнь искусственно и затем культивируют ее. Возможно присутствующая на земле форма жизни нужна высшим силам для генетического обновления из дряхлеющих старых популяций. Излишне говорить, что это как раз те идеи, которые активно обсуждаются в наше время учеными и философами.
Наконец, Циолковский – автор
концепции «пульсирующей Вселенной». Он считал ее бесконечной во времени, но периодически разгорающейся и создающей мыслящую жизнь, а затем вновь угасающей. Процесс этот периодически повторяется. Удивительна жизнь живого вещества при этом. Циолковский считал, что жизнь после смерти Вселенной не прекращается, но лишь переходит в лучевую, то есть энергическую форму. Затем она возрождается в материальном виде, но на более высокой ступени развития сознания.
Следовательно, человечество тоже ждет преобразование в лучистую форму существования.
«Лучистое человечество» - это может быть, наиболее удивительная идея человечества.
Вселенная Циолковского жива в каждой своей частичке, будь то атом или молекула, человек или минерал. Атом вечно живой, и он вечно переходит из одной формы жизни в другую. Пребывание в косном веществе – это как краткий сон, заботы.
«Память атома» фиксирует лишь время пребывания в живом веществе: в нервной ткани он живет и реагирует, в мозге человека он мыслит. Состояние атома во Вселенной ввиду этого – вечное блаженство. Вечное блаженство по Циолковскому – это и есть цель той Первопричины, которую зовут вечно живой Вселенной.
Отличенного достаточно для того, чтобы навсегда войти в историю науки в качестве величайшего мыслителя. Но на этом удивительные. Невесть откуда взявшиеся знания Циолковского не исчерпывались. Как они попали к нему? Любая из вышеперечисленных идей могла бы составить честь крупному ученому. Но как объяснить весь этот каскад идей?
На протяжении всей своей творческой жизни, во многих своих работах ученый повторяет: высшие разумные силы вторгаются в нашу жизнь, в частности, прямо через разум человека. Не оттуда ли его удивительные знания и идеи, опередившие его эпоху в чем-то на десятки, а в ином на сотни тысяч лет? В самом деле, если полеты в космос состоялись примерно через 30 лет после того, как их предсказал Циолковский, то для реализации его концепции заселения около солнечного пространства потребуется уже не одна тысяча лет. Мы не говорим о пульсирующей вселенной, представления о котором выше предела понимания обычного человека.
Циолковский намекает в своих рукописях, что эти знания пришли к нему по каналам космической связи. «Есть ряд странных фактов, которые доказывают участие иных существ в нашей жизни. Это уже непосредственное подтверждение бытия иных, более зрелых организмов», - пишет он 5.09.1933 года. Следовательно, Циолковский был «контактером» в современном смысле этого слова. Свою информацию он, не исключено, получал прямо из космоса.
Вершина откровений «посвященного» Циолковского –
теория космических эр. «Мозг, - говорил Циолковский Чижевскому, - верно, во многое может проникнуть, но не во все, далеко не во все… Есть и ему границы». Другими словами ученый считал, что основные знания о Вселенной не могут быть получены иначе, как только путем откровения свыше. Прежде всего, это те вечные вопросы на которые человек пока не имеет ответа: зачем существуем мы? В чем смысл всего сущего? Зачем существует жизнь? Что будет с нами после смерти? Вечные вопросы человеческого бытия. Задать их, кажется некому. Однако вопросы приходят и будоражат человека.
Но вот что удивительно: несмотря на то, что ситуация тупиковая, отдельные люди в истории человечества знали ответы откуда? Как получены эти знания? Предположительно их и дает нам сам Космос.
Согласно «космической философии Циолковского», космическое бытие человечества, как и все в космосе, может быть подразделено на
4 основные эры:
1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет, - в эту эру человечество уже вступило!
2. Эра становления будет ознаменована расселением человечества по всему космосу (длительность этой эры сотни миллиардов лет).
3. Эра расцвета человечества, тоже возможна, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная, по мнению Циолковского, займет десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество полностью ответит на вопрос «зачем»? – и сочтет за благо включить в действие второй закон термодинамики в атоме, то есть из корпускулярного вещества превратится в лучевое.
К.Э. Циолковский допускал, что через многие миллиарды лет лучевая эра космоса снова превратится в корпускулярную, но более высокого уровня чтобы все начать сначала.
Возникнут солнца, планеты, созвездия, туманности, но более совершенному закону, и снова в космос придет человек, но несравнимо более совершенный. Затем снова лучевое состояние и новое совершенствование мира и человека. Через миллиарды лет смены эр возникнет сверхсовершенный человек., который будет отличаться от нас также, как мы сейчас отличаемся от одноклеточного организма. И так без конца!
Изменится вся материя, пройдя постепенно через одушевленные существа. Материя станет знать все благодаря мыслящему мозгу сверхсовершенных людей будущих эр и достигнет такого состояния, говорит Циолковский.
Литература
1. Б.А. Абакумов «Сверхсознание» М.: «Наука», 2012г.
2. И.П. Кутепова «Из жизни замечательных людей», М.: «Наука», 2000г.
3. В.Г. Локтионов «К.Э. Циолковский – основоположник космонавтики» М.: «Наука», 2007г.
4. Научно-познавательный журнал «Чудеса и приключения» №6, с.20-23, 2011г.
Рекомендуем посмотреть:
Современный урок
Использование ЭУМК в образовательном процессе
Марс - наш новый дом?
Контроль знаний по физике
Похожие статьи:
Усиление практической направленности преподавания физики